Монументальное здание в начале Красного проспекта с фигурами рабочего и крестьянина на фасаде с 1982 года занимает Новосибирский государственный художественный музей. Здание построено в 1926 году по проекту известного сибирского архитектора А. Д. Крячкова для Сибревкома. До музея здесь размещались городской и областной комитеты КПСС.
Новосибирский государственный художественный музей (до 2004 года — картинная галерея) был основан в 1957 году по инициативе новосибирских художников. В основе его коллекции — экспонаты, переданные из государственных фондов, запасников Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа, Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Павловского дворца-музея и других российских коллекций. Потом фонды пополнялись работами из крупных частных собраний, приобретениями на различных выставках и работами, полученными в дар от художников и их наследников.
3
Коллекция Новосибирского художественного музея достаточно обширна, но времени у меня было совсем немного, поэтому посмотреть решила только выставку, посвященную 175-летию со дня рождения Василия Сурикова.
3
Картины великого сибирского художника на эту выставку представили Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова, Музей-усадьба В. И. Сурикова, Красноярский краеведческий музей, Алтайский государственный краеведческий музей. Есть картины и из собственной коллекции Новосибирского государственного художественного музея.
4
При входе в выставочные залы размещены информационные щиты с этапами биографии Василия Сурикова, фотографиями и интересными фактами из его жизни.
Вы знаете, например, что после окончания уездного училища в Красноярске Суриков работал писцом в губернском управлении и как-то нарисовал на полях документа муху. Рисунок был таким реалистичным, что енисейский губернатор П. Н. Замятин пытался согнать ее с листа. Именно он потом ходатайствовал о поступлении Василия Сурикова в Академию художеств и нашел ему мецената, оплатившего обучение. Учился художник на деньги красноярского золотопромышленника и городского головы Петра Ивановича Кузнецова, который не раз помогал ему материально.
1 из 5
2
В 1870 году, обучаясь в Академии художеств, Василий Суриков написал для академической выставки картину «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». П. И. Кузнецов приобрел ее за 100 рублей, это была дополнительная материальная помощь художнику.
12
«Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге», Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова
В том же году Суриков написал авторское повтроение этой картины.
8
«Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге», Государственный Русский музей
Из Третьяковской галереи привезли картины «Княжий суд» (1874),
10
«Сцена из римского карнавала» (1884),
9
«Сибирская красавица» (1891),
10
а также портрет Прасковьи Федоровны Суриковой, матери художника.
6
На выставке особым вниманием пользовалось «Взятие снежного городка», у него все фотографировались. Это единственное полотно Сурикова крупного формата не на историческую тему. Здесь изображена популярная народная игра сибиряков того времени. За эту картину на Международной выставке в Париже в 1900 году В. И. Суриков получил именную бронзовую медаль.
10
«Взятие снежного городка», 1891 г. Государственный Русский музей
Этюды к картине предоставил Красноярский Музей-усадьба В. И. Сурикова. Например, для «Мужчины в шубе» позировал брат художника Александр Иванович.
5
«Портрет Александра Ивановича в шубе», этюд к картине «Взятие снежного городка», 1889. Красноярский Музей-усадьба В.И. Сурикова
5
«Девочка в шубе», этюд к картине «Взятие снежного городка», 1889 или 1890 гг. Красноярский Музей-усадьба В.И. Сурикова
Конечно, хит выставки — написанное Василием Ивановичем Суриковым в 1893 году масштабное полотно «Покорение Сибири Ермаком». Эта картина размером 3×6 метров и весом свыше 200 килограммов более 80 лет не покидала пределов Русского музея. На сайте Новосибирского музея есть интересные ролики, где можно увидеть, как картину упаковывали и транспортировали на выставку.
5
Здесь изображена решающая битва дружины Ермака с полчищами хана Кучума в 1582 году. Художник начал работать над картиной в 1891 году, а завершил работу в 1895 году.
9
Экскурсовод рассказывал о картине много интересного, что заставляло вглядываться в лица персонажей внимательнее. Этюды к картине прибыли из музеев Красноярска. Во время работы над картиной Суриков в Сибири изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов, татар и др.
4
«Убегающий», этюд к картине «Покорение Сибири Ермаком» из фондов Музея-усадьбы В.И. Сурикова
5
5
6
5
5
Сибирский татарин. Этюд к картине «Покорение Сибири Ермаком». Из фондов Красноярского краевого краеведческого музея.
5
Шаман. Этюд к картине «Покорение Сибири Ермаком». Из фондов Красноярского краевого краеведческого музея.
5
7
6
В витрине — реконструкция доспехов XVI века: кольчуга с коротким рукавом, зерцало и шлем «Шишак», а также подлинные лук алтайский, плетка ременная, стремя кованое алтайское и огниво «Отык» алтайское начала XX века из Алтайского краеведческого музея.
4
«Казаков в лодке» Суриков написал в 1895 году, они прибыли из Русского музея, как и два следующих женских портрета, а также его автопортрет.
10
10
8
7
«Анфиса» (1900-е), ставшая визитной карточкой выставки, находится в Красноярском художественном музее имени В. И. Сурикова, как и портрет художника работы И. Н. Крамского.
10
8
На выставку из Третьяковской галереи представлен портрет Василия Сурикова работы Ильи Репина,
9
а также картина «Посещение царевной женского монастыря». Эта картина была показана в 1912 году на выставке Союза русских художников в Петербурге, после которой ее купил банкир В. Г. Винтерфельд.
12
Прототипами царевны стали внучка художника Наталья Кончаловская и Ася Добринская.
7
Несмотря на то, что открытие выставки состоялось еще в июле, в залах было многолюдно. Чтобы сфотографировать, приходилось ждать очереди, в каждом из двух залов находились группы с экскурсоводом — школьники, пенсионеры, одна группа уходила, заходила другая.
5
Из Третьяковской галереи также поступили этюды к картине «Боярыня Морозова», выполненные в 1885–1886 годах. Они интересно размещены на фоне черно-белой репродукции этой картины. Сама картина находится в Третьяковской галерее.
5
«Женские головные уборы XVII века», Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова.
6
«Голова смеющегося священника», Государственная Третьяковская галерея.
5
«Мальчик, идущий впереди княгини Урусовой», Государственная Третьяковская галерея.
6
Голова женщины в черном платке. Этюд для картины «Боярыня Морозова». Государственный Русский музей.
6
«Княгиня Урусова», Государственная Третьяковская галерея.
6
«Странник», Государственная Третьяковская галерея.
Есть несколько картин проследних лет жизни Василия Ивановича Сурикова из собственных фондов Новосибирского художественного музея. Скончался художник в Москве в марте 1916 года от хронического заболевания сердца, похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.
6
6
11
Выставка работает до 15 октября 2023 года. Вход в выставочные залы с улицы Свердлова,10.