Приехав в Новую Ладогу, наш туристический миниавтобус выгрузил своих туристов на улице Суворова, у входа в Суворовский сквер и мы направились к музею Александра Васильевича Суворова.
Суворов впервые посетил Новую Ладогу в годы Семилетней войны, в начале своей военной карьеры. Находясь на тыловой службе в чине обер-привиантмейстера, с целью инспекции он объезжал все свои многочисленные, так называемые подведомсвенные территории.
В 1763-м году, находясь уже в чине полковника, Суворов был назначен командующим Суздальским пехотным полком. В 1764-м году полк, численностью более двух тысяч солдат, из Петербурга был переведен в Новую Ладогу, в которой на тот момент проживало всего 600 человек. На ближайшие четыре года южная окраина города и ближайшие к ней деревушки стали полковой слободой.
Чтобы организовать боевую подготовку и быт солдат-рекрутов из крестьян, Суворов составил инструкцию, содержавшую основные положения и правила по воспитанию солдат, службе и боевой подготовке войск. Называлась она «Полковое учреждение» и позднее легла в основу главного труда генералиссимуса Александра Васильевича Суворова — «Наука побеждать».
Здание музея — памятник архитектуры и имеет свою, многослойную историю.
6
Изначально на этом месте солдатами и офицерами Суздальского пехотного полка было возведено многофункциональное строение. В нем располагался штаб полка, канцелярия и другие различные службы. Рядом были построены конюшни и устроен плац для занятий строевой подготовкой, а за плацем построен полковой храм.
Первое историческое здание штаба не сохранилось, а существующее по сей день было возведено по проекту архитектора Константина Фортунатова для земской больницы.
Во время Великой Отечественной войны, в здании больницы располагался военно-морской госпиталь 34, главное лечебное учреждение Ладожской военной флотилии.
После войны и вплоть до 80-х годов 20 века здание продолжали использовать в качестве медицинского учреждения.
А дальше мне хочется кратко поведать об интереснейшем человеке, благодаря которому появился музей в Новой Ладоге.
Владимир Грусланов родился в 1884-м году в Дагестане в семье бывших крестьян, которые совсем недавно стали рабочими. Во время Первой Мировой войны добровольцем ушел на фронт, в 1918-м году, опять же добровольно, вступил в Красную Армию. Все это время он собирал боевые плакаты и карты, военные газеты и другие материалы, связанные с военной тематикой.
В 1920-м году Владимир оказался в Петрограде и всю свою собранную коллекцию отнес в недавно открывшийся музей Революции, расположенный в бывшем особняке Ксешинской. Я вам о нем совсем недавно рассказывала.
7
Коллекцию сразу же выставили в залы музея, она привлекла огромное внимание посетителей- это и определило тему основного занятия Владимира Николаевича Грусланова на всю последующую жизнь. История, собирательство старинных материалов и реликвий, организация самых разнообразных музеев -вот неполный перечень сфер его деятельности. Сложно сказать, в какой именно момент Александр Васильевич Суворов стал для Грусланова не просто исторической личностью, а кумиром. В 1930-е годы он уже был известным сувороведом, собравшим большое количество не только информации о великом полководце, но и его вещей. Владея таким бесценным сокровищем, Владимир Николаевич занялся продвижением идеи открытия музея Суворова, составлял и отправлял по инстанциям письма. Эта мысль не оставляла его в покое даже в годы Второй Мировой войны — письма он отправлял с фронта. За годы собралось четыре тома бюрократических переписок.
После окончания войны Владимир Николаевич Грусланов работал научным сотрудником в Ленинградском Артиллерийском музее, что находится рядом с Петропавловской крепостью.
4
Одновременно он принимал самое активное участие в восстановлении ленинградского военно-исторического музея Александра Васильевича Суворова, а вскоре стал его директором.
13
Энергии у Грусланова хватало на все: на поиски во всех регионах России исторических реликвий и передача их на хранение в музеи, создание суворовских музеев по стране: в городах Очаков, Измаил, в селе Тимановка и других.
Владимир Николаевич занялся и писательской деятельностью — он автор нескольких книг об Александре Васильевиче Суворове.
И наконец, в 1949 году под руководством Грусланова в отреставрированных бывших казармах Суздальского пехотного полка, была открыта экспозиция о пребывании Суворова в Новой Ладоге. Она и дала старт для создания Новоладожского историко — краеведческого музея! Но прошло много лет, прежде чем в 1987 году Новоладожский историко — краеведческий музей открыл свои двери для посетителей.
Один из залов был посвящен русскому полководцу, генерал — фельдмаршалу, генералиссимусу, основоположнику русской военной теории Александру Васильевичу Суворову. В нем экспонировались вещи, собранные Груслановым так или иначе имеющие отношение к Суворову.
2
Но писатель, музейный работник, коллекционер Владимир Николаевич Грусланов не дожил до этого знаменательного события, к которому он стремился всю свою жизнь, всего лишь 6 лет. Грусланов был убежден, что «реликвии славного прошлого помогают понять связь нового со старым, уяснить, что побуждало наших предков на подвиги и свершения во имя отчизны»
27 ноября 2020 года в Новой Ладоге на месте расположения здания штаба, в здании земской больницы был открыт новый музей Александра Васильевича Суворова, посвященный его четырехлетнему пребыванию на берегу Ладожского озера.
Наконец-то сбылась мечта нескольких поколений историков и завершилась многолетняя работа по возрождению деятельности великого русского полководца, гения места.
А еще, с легкой руки Владимира Николаевича Грусланова, здание штаба полка, а затем больницы стали называть «Дом офицерского собрания».
3
Слева едва заметен бюст Суворова, но я не успела сходить и сфотографировать его крупнее.
Посещение музея не входит в стоимость всей нашей однодневной экскурсии — плата отдельно.
Музей небольшой, но он удивительный, очень уютный и какой-то даже домашний. В гардеробе нас встретили очень гостеприимные работницы. Одна из них, приветливо улыбаясь, провела группу в длинный коридор, весь расписанный фигурами военных, одетых в форму времен Суворова и предложила попробовать себя в качестве новобранцев.
Заниматься военными упражнениями с выкладкой винтовок- «под ружье» вызвались 4 человека. Под команду экскурсовода и по ее примеру «суворовские солдаты» пытались действовать синхронно и правильно. Затем все прошли в основной экспозиционный зал музея — «Зал офицерского собрания».
4
Интерактивная композиция зала, наполненная самыми различными экспонатами из полковой жизни 18 века, мгновенно вовлекла в атмосферу прошлого. В зале существует игровое пространство, позволяющее более активно воспринимать рассказ экскурсовода о пребывании Суздальского полка и Александра Васильевича Суворова в Новой Ладоге. Но рассказ не ограничивается Новоладожскими четырьмя годами, охватываются и великие победы Суворова.
3
За всю свою карьеру полководца, проведя более 60 боев и сражений,Александр Васильевич Суворов не проиграл ни одного из них, неоднократно наголову разбивая значительно превосходящие по численности силы противника.
На стене музея висят две карты: одна Новой Ладоги 18 века,
вторая со схемами походов Суворова за все 40 лет его военной службы.
1
На стенах зала представлены портреты Суворова,
1
но один из них, работы кисти художника Ивана Подключникова особенно ценна и является гордостью музейных работников. Музею она была подарена наследниками Александра Васильевича.
3
В музее много экспонатов, которые можно потрогать руками. В нашей группе были два мальчишки-подростка, вот уж они нарезвились!
Мне же больше всего понравился один современный интерактивный объект, придуманный и созданный музейным сценографом Никитой Сазоновым. На 48 ящичках написаны названия профессий периода 18 века, совершенно не понятные нам, современникам, например: «ложник», «профос», «секунд-майор». Повернув дверцу ящичка, появляется не только подробное описание этой непонятной профессии, но и размер жалованья.
1
Итак: ложник ремонтировал деревянные ружейные ложа (жалованье — 58 р. 96 к. в год), профос следил за чистотой помещений и исполнял телесные наказания (7 р. 42 к.), секунд-майор отвечал за строевую и караульную службу (243 р.).
Вдоволь насмотревшись и натрогавшись экспонатов, мы прошли в отдельную комнату, где была представлена экспозиция, посвященная следующему периоду здания: земским врачам.
Тут уж я не выдержала: понимая, что времени на прогулку по окрестностям у нас не будет, оделась и вышла на улицу.
Перед зданием музея раскинулся Суворовский сквер,
1
2
но меня привлекла церковь, расположенная на противоположной стороне и я ускорив шаги, направилась к ней.
Полковая деревянная церковь была построена солдатами и офицерами Суздальского полка по инициативе Суворова и на его средства, тогда еще полковника, в 1764-м году и освещена во имя святых апостолов Петра и Павла.
5
В 1768-м году в связи с началом первой Польской войны полк выступил в поход, с намерением вернуться в Новую Ладогу. Службы в Суворовском храме не прекращались, а на его содержание полк продолжал выделять деньги.
В Новую Ладогу Суздальский полк уже не вернулся. В 1800 году сильно обветшалый храм был отремонтирован и освящен заново во имя святого Георгия Победоносца.
5
Шли годы, а денег на замену деревянной церкви на каменную так и не находилось. В 1876–78 годах в ней опять проводился ремонт, на этот раз капитальный. Возможно именно тогда стены церкви были обложены кирпичом.
Богослужения в Георгиевском храме проводились до середины 20- х годов, затем церковь была закрыта.
В 1939 году прямо в этом месте потерпел крушение советский военный гидроплан, зацепив церковь.
Так и стоит она по сей день без шатровой колокольни и церковной главки.
Но что меня удивило, перед Георгиевской церковью стоит информационный щит с информацией, выполненный в таком же стиле, какие я видела в Выборге.