Нижнетагильский музей изобразительных искусств открыт 30 сентября 1944 года, это первый в стране необластной художественный музей. Он создавался не так, как большинство музеев изобразительного искусства, — на основе какой-либо коллекции, этот музей был создан практически «на пустом месте». В организации музея оказали помощь специалисты Государственного Эрмитажа, коллекция которого в годы войны была эвакуирована в Свердловск.
Основу коллекции музея составили картины с передвижной выставки «Урал-кузница оружия», которая экспонировалась в музее в дни его открытия. Более трех десятков работ уральских и московских художников осталось в фондах музея, тогда же передали в музей произведения из Государственного Русского музея, Третьяковской галереи и из Государственной Закупочной комиссии. Позже в музей была передана художественная часть Нижнетагильского Краеведческого музея. Так в фондах музея появились произведения выдающихся русских художников XVIII — начала XX вв.
1 из 2
2
Главное здание музея построено в 1880-е годы, здесь до революции был купеческий клуб, принадлежавший купцу Аксенову, а после революции разместился Первомайский молодежный клуб. В 1944 году здание передали только что созданному художественному музею.
Сегодня коллекция Нижнетагильского музея изобразительных искусств составляет почти 10 000 произведений русского и западно-европейского искусства XVI — начала XXI веков.
Уже на афише у входа можно узнать, произведения каких художников можно увидеть в музее.
3
В 2003 году музею передали здание, стоящее напротив. Это двухэтажное кирпичное здание Нижнетагильского городского училища, построенное в 1904 году. Сейчас в нем размещается отдел «Искусство уральских художников», а также Информационно-образовательный центр «Русский музей: Виртуальный филиал». На базе Виртуального филиала также демонстрируются фильмы о сокровищах, хранящихся в Государственном Эрмитаже, Государственном Историческом музее, музеях Московского Кремля.
4
Я посмотрела только экспозицию в главном корпусе. Музейное здание, каким мы его видим сейчас, — результат реконструкции, закончившейся в 1963 году.
На первом этаже был небольшой зал мелкой скульптуры, в основном из металла. Вот симпатичная «Такса».
1 из 3
7
«Такса» Автор: Иванов А.И.
На переднем плане две работы Н.Л Чудиновой: «Корабль» и «Ностальгия».
1 из 2
3
1 из 2
4
«Комиссар. Песня» (1980) Автор: Н.В. Никифорова
Во втором зале — выставка картин художника Игоря Павловича Рубана, который был участником многих арктических экпедиций, входил в состав зимовщиков на нескольких дрейфующих станциях на Северном полюсе. На выставке его картины, которые он написал в 1956–1957 годах во время Второй континентальной арктической экспедиции.
1 из 2
1
На крате проложен маршрут экспедиции
Макет теплохода «Кооперация», на котором экспедиция отправилась в Антарктиду.
3
Работы И. П. Рубана, выполненные в Антарктиде, — первые в истории произведения, созданные на таинственном шестом континенте.
1 из 3
1
Живя в Антарктиде, художник рисовал прямо на морозе. Он не только художник, но и автор книг, написанных в его поездках.
1 из 3
7
Далее поднимемся на второй этаж. Обратите внимание на элемент, неожиданный для музея, — орган. Это старинный духовой орган фирмы «OLSEN & JØRGENSEN», построенный в 1907 году в городе Кристиания, так в то время называлась норвежская столица. Он стоял в церкви в городе Драммен. В 2015 году церковная община приобрела новый орган, а этот уникальный инструмент решили подарить Нижнетагильской филармонии.
Сейчас в здании Музея изобразительных искусств размещается и небольшой органный зал на 120 мест, где проходят концерты органной музыки. Понятно, что это временно, пока не будет построено здание для специального концертного зала.
1 из 2
6
Прошлый год — год 75-летия со дня Победы, экспозиция первого зала на втором этаже была составлена из произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Покажу некоторые из них.
4
Картина «Наше море» (1947) художника П. Т. Мальцева, а рядом скульптура «Непокоренная» (1946) работы Р. Н. Будилова, в основу сюжета которой лег образ Зои Космодемьянской.
7
Портрет летчика Героя Советского Союза А. С. Осипенко (1940–1941) работы Петра Петровича Кончаловского.
4
«Сталин, Рузвельт и Черчилль на Крымской конференции в 1945 году» (1945) художника И. А. Бирюкова.
6
А это «Партизаны допрашивают языка» (1944) художника В. В. Карева.
1 из 2
2
Сверху:
Н. И. Цейтлин «Финал боя» (1947)
«Портрет партизанки Вали Сафроновой» (1942) и «портрет комиссара гомельских партизан А. А. Куцака» (1942) народного художника РСФСР Ф. А. Модорова. Портреты были выполнены художником с натуры во время поездки по «партизанскому краю».
Снизу:
В. С. Пшеничников «Пароход приходит к Севастополю».
Скульптура «Юность» работы И. И. Козловского. Это автор многих монументальных работ, в их числе памятник М.В Ломоносову во дворе Университета на Моховой, памятник К. И. Шульженко на Новодевичьем кладбище и др.
6
Слева картина И. А. Завальнюка «Подарки фронту» (1943), далее «Девушка-почтальон» Ю. Р. Бершадского (1944). Скульптура Н. Ш. Могилевского «Молодой металлург».
1 из 2
4
«Фашист пролетел» (1947) Пластова А.А. — авторское повторение картины 1942 года. Эта картины по распоряжению И. В. Сталина была выставлена в залах советского посольства в Тегеране в 1943 году во время проведения совещания лидеров СССР, США и Великобритании. По свидетельствам очевидцев картина глубоко поразила Рузвельта и Черчилля и повлияла на их решение об открытии второго фронта.
1 из 2
2
«Портрет И. В. Сталина» (1944) художника П. В. Васильева.
В музее хранится прекрасная коллекция художественных произведений русского искусства XVIII — начала XX веков. Большинство из них находится в постоянной экспозиции Зала русского искусства.
5
Проблема в том, что картины висят высоко, таблички не разглядишь, в стекле отражаются картины с противоположной стены. Так что подпишу то, что смогу.
1 из 3
4
Вверху слева — «Бытовая сцена XVII века» (начало 1890-х) работы Н. В. Неврева. Ниже — два женских портрета работы неизвестных художников первой половины XIX века.
Дама в шляпе с перьями — «Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны» работы неизвестного художника первой трети XIX века. Копия с оригинала Дж. Доу.
1 из 3
5
Здесь в центре «Ночной ресторан» М. Г. Слепяна, под ним — «Натюрморт. Раковины и яблоки» Е. Е. Лансере. Справа — «Дама в светлом» (1909) М. Ф. Шемякина.
1 из 2
4
Сверху:
«Дама в голубом» (1760–1777-е) и «Портрет императора Павла I» работы неизвестных художников.
Снизу:
«Портрет П. А. Демидова», «Портрет императрицы Екатерины II» — работы неизвестных художников.
«Женский портрет» (первая четверть XIX в.) художника В. Л. Боровиковского.
4
В. П. Худояров (1831–1891) «Исцеление слепорожденного»
1 из 2
3
Сверху:
«Портрет императора Александра I» неизвестного художника
«Знаменосец» (первая половина XIX в.) художника В-А. А. Голике
«Портрет императрицы Марии Федоровны, жены императора Александра III» Копия с портрета 1882 г. И. Н. Крамского, выполненная известным русским художником Худояровым В.П. (1829–1892).
Снизу:
В. Л. Боровиковский «Иов и его друзья»
В. А. Тропинин «Портрет тульского помещика В. И. Бибикова»
В. А. Тропинин «Пожилой украинский крестьянин». Считают, что это портрет Устима Кармелюка, с которым Тропинин встречался. Он переписывал этот портрет трижды. Эти картины есть в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и здесь, в Нижнем Тагиле.
6
Е. А. Плюшар (1809-после 1880) «Спящая итальянка».
7
«Женский портрет» неизвестного художника (первая четверть XIX века). Картину передал в коллекцию музея в 1944 году в числе первых 44 работ Русский музей, а ранее она была в Смольном монастыре Санкт-Петербурга. Впервые предположила о том, кто изображен на картине, в 2003 году сотрудница Эрмитажа, хранитель Британской живописи Е. П. Ренне, «узнавшая» в изображенной на портрете женщине Великую княгиню Елену Павловну, сыгравшую решающую роль во многих исторически судьбоносных и важных делах России.
1 из 2
5
Е.А. Лансере «Джигитовка лезгин» (1907)
4
Картина И. И. Соколова «Ночь на Ивана Купала».
4
Богдан Виллевальде «Бой под Лейпцигом в 1813 году» (1886 г.).
3
Сверху:
Л. Л. Каменев «Пейзаж» (1864)
Иван Айвазовский «Морской пейзаж» (1871)
Снизу:
П. П. Верещагин «Пейзаж. Река Кюмени»
А. В. Гине «Пейзаж с рыбаками»
Никанор Чернецов «Дворец дожей» (1846).
3
Сверху:
А. К. Беггров «Шевенинген. Голландия» (1887)
А. П. Боголюбов «Лоцманы Бискайской бухты»
1 из 3
4
Сверху:
Т. М. Прянишников «В казино был»
Г. Г. Мясоедов «Осиротевшие» (1903). Вариант картины «Осиротели» (1899)
Снизу:
Ф. С. Журавлев «Портрет старухи»
В. М. Васнецов «Голова борца»
Е. Е. Волков «Лунная ночь в лесу»
4
И. А. Пелевин «Дети в санях»
В. Е. Маковский «Девочка с гусями в поле» (1875)
1 из 2
4
Сверху:
И. Н. Крамской «Женский портрет. Актриса М. Г. Савина»
В. В. Верещагин «Мыс Фиолент вблизи Севастополя» (1897)
С. И. Светославский «Зимний пейзаж
Снизу:
Н. А. Кошелев (1840–1918) «Утро в деревне»
Л.Чичагова «Продавец яблок»
И. И. Левитан «Полотно железной дороги»
3
Н. Б. Богданов-Бельский «Мальчик со скрипкой» (1897)
Справа:
М. И. Доливо-Добровольский «Астрахань»
Л. Ф. Лагорио «Гурзуф» (1885)
3
П. О. Ковалевский «Купание коней»
снизу:
Г. И. Семирадский «Тени волос. Этюд»
Ю. Я. Феддерс «Запущенный сад»
3
Р. Г. Судковский «Морской вид»
Снизу:
Р. Г. Судковский «Прибой»
К. Я. Крыжицкий «Утро на озере»
К. Н. Филиппов «Переправа»
Коллекция произведений западно-европейского искусства небольшая, десятка три работ художников итальянского Возрождения, вероятно, из фамильного собрания заводчиков Демидовых. Самая известная среди них — приписываемая кисти Рафаэля Санти знаменитая картина «Святое семейство» или «Мадонна с вуалью», 1509 года создания. Ее называют «Тагильской Мадонной». С картиной связано много вопросов, ответы на которые не найдены и по сей день.
5
Эта картина была найдена в 1924 году на чердаке дома Анатолия Демидова, её история очень интересная и загадочная. До 1976 года картину считали оригиналом и она экспонировалась в Пушкинском музее. Потом решили, что автор не сам Рафаэль и вернули в Нижний Тагил. Споры об авторе ведутся до настоящего времени и окончательного ответа нет, не зря же рядом на табличке стоит знак (?), даже когда картина участвует в выставках в наших знаменитых музеях.
5
Мадонн в музее несколько, они находятся в отдельной комнате. Вот «Мадонна с младенцем» первой половины XVI века работы Романо (Пиппи) Джулио (1492–1546).
7
А это «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» Прокаччини Джулио Чезаре (1574–1625).
6
Есть «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» работы неизвестного художника итальянской школы первой половины XVI века.
5
«Мадонна Грандука» — копия картины Рафаэля Санти, выполненная Эмилем Руйллоном (1874 г.).
А теперь заглянем в сквер возле музея. В 1946 году здесь установили бронзовую скульптуру московского художника М. Г. Манизера «В стране радости и счастья. Юность».
6
4
«Муза. Лесная нимфа» Скульптор Олег Васильевич Подольский, архитектор Михаил Васильевич Подольский (1995 г.)
3
А в 2019 году к 75-летию музея в сквере был создан «Парк скульптур советского периода». Все фигуры узнаваемы: вот Сталин и Ленин.
3
А здесь учительница с учеником, маленький Володя Ульянов и рабочий, поскольку табличек нет, верим, что это горняк. Кстати, фонарные столбы и урны для мусора тоже оригинальные, из прошлого столетия.
1 из 3
3
Все эти скульптуры собрали в Нижнем Тагиле и соседних городах, где они разрушались и страдали от вандалов. Читала, что за прошедший год коллекция парка пополнилась новыми экспонатами. Тоже хорошая идея, все это наша история.
1 из 3
4
Мне музей понравился. Думаю, не стоит проходить мимо, для обычного рабочего города он очень даже неплох!