Вот и весна совсем скоро уже солнышко начало радовать и дни стали длиннее, но ещё сыро-мокро, слякоть и прочие радости в общем бррр, а тут оказалось что очень даже иногда полезно смотреть телевизор, который сообщил что в нашем многострадальном манеже (грустная история с хорошим концом) открылась новая выставка. Только недавно закрылась чудная выставка «Сарафан. Шушпан. Одёжа» и уже открылась новая выставка «Пермские боги» — деревянная храмовая скульптура Прикамья, совсем для меня неизвестная тема. Надо посмотреть интересно ж, отправляюсь на выставку. Выставочный проект реализуется в рамках празднования 300-летия города Перми. Организатор Пермская государственная художественная галерея.
2
А теперь немного истории. В пермских землях сохранились предания о том, что отдельные племена согласились принять христианскую веру лишь на том основании, что вместо языческих кумиров в православных храмах будут установлены резные скульптуры Николы Можайского.
3
2
«…Пермяка христианином назвать мудрено. У него, собственно говоря, две веры: своя собственная, перешедшая к нему по преданию от времён минувших, и церковная, христианская. Из смешения этих двух верований у него и получится тот оригинальный, крайне своеобразный взгляд…"
Так писал Н. Добротворский в журнале „Вестник Европы“ в 1883 г.
Область ВерхнегоПрикамья с самых дальних времён в русских летописях, царских грамотах именовалось Пермь Великой. На этой огромной территории проживали финно-угорские народности- пермяки, зыряне, вогулы, остаки и др. в религии которых преобладало коми-пермяцкое язычество. Христианство сюда пришло довольно поздно, в 15 веке появляются первые русские поселения и с ними потихоньку начали строятся храмы, часовни и христианство начало входить на эту огромную территорию.
Двоеверие, существовавшее на протяжении многих веков во всём Русском государстве, особенно ярко проявило себя здесь, в окружении могучей природы, которая требовала уважения и почитания. Именно с дохристианскими верованиями связывают глубокие корни любви к ваянию среди пермяков. Особенно чтимыми, согласно историческим данным, были культы Златой Бабы и Вейпеля (северного ветра). Особая любовь к ваянию среди местного населения было позднее перенесено на христианское искусство и выразилось в особом почитании скульптур в храме.
Отмечают, что в Пермском крае сошлись не только язычество и христианство, но и католическая традиция, где скульптуры в храмах много. Католики ссылались в пермские земли после смуты в 1612 году, ещё владык на митрополичью кафедру присылали с малороссийского юга, где были распространены западные мотивы. Так все эти связи возможно и послужили возникновению того что христианская скульптура хорошо прижилась в Прикамье и стала духовной культурой народа с древних времён.
Ещё в 1390 годах было найдено напоминание о деревянной скульптуре, а в 19 веке П. И. Мельников-Печерский в рассказе ямщика о множестве виденных обломков деревянных идолов в горе Белойна реке Яйве, где „вогулы в старину молились“.
Вот всё это и ещё много чего я узнала, посетив эту выставку и как интересно и подробно обо всём написано. А ещё можно узнать об обычаях, традициях, народов населяющих этот край, посмотреть небольшой фильм про эти места.
1 из 3
2
Святой Николай Чудотворец считают самым любимым и почитаемым на Руси, почти в каждом селе, городе был храм или часовня или просто иконы святого Николая. Особенно его почитали в крестьянской среде, и поэтому его ещё называли „мужицкий бог“, способный исцелить, защитить, уберечь в пути, и бурю успокоить, и урожай послать, и в бедности помочь.
6
Николай Чудотворец из Соликамска — редкий образ, святой без епископского облачение, открытый евангелие, так же редко встречается рельефное изображение серафима на палице (духовном мече) святого. Красный цвет одежды улыбка и добрый взгляд напоминает, что святой Николай стал прообразом Деда Мороза и Санта-Клауса.
3
Николай Чудотворец из села Купрос — традиционное изображениесвятого в епископском облачении с епископской митрой на голове, называемый Никола зимний. Мастер неизвестен конец 18 начало 19 века. Поступление из села Купрос в 1988году
2
В пермской деревянной скульптуре это образ был очень распространён.
История коллекции . Основателем и главным собирателем коллекции суждено было стать Николаю Серебренникову, сыну священника. Работая с 1922года в музее села Ильинское Пермской области, Н. Н. Серебренников обнаружил в часовне на кладбище пять деревянных скульптур, был поражен, как энергичный человек, он идёт в исполком и получает разрешение на перенос скульптур в музей. Там их увидел директор ПХМ Сыропятов А.К. , так возник общий научный интерес и Н. Н. Серебренников став сотрудником ПХМ музея уже в 1923 году отправляется в первую экспедицию по сбору деревянной скульптуры.
1
Саваоф — (в переводе с еврейского означает „Господь воинств“) скульптура чаще всего поясная. Саваоф изображается находящимся на облаках, пальцы рук сложены для благословления, нимб над головой символ Троицы, он окружен ангелами, которые приветствуют и прославляют его.
1 из 3
5
Апостольский чин — одно из значимых произведений пермской деревянной скульптуры. Фигуры были найдены в подвале Спасо-Преображенского собора Перми в 1920 годы. До сих пор не установлено для какой церкви они были сделаны история создания и бытования этих скульптур вызывает множество вопросов. Из 12 апостолов было обнаружено только девять, затерялись ли ещё три или просто не были сделаны, об этом говорит точто часть скульптур была не покрашена. На выставке представлено шесть скульптур. Фигуры выполнены разными резчиками, но в одной манере " позы и наклон головы, сложна, прихотливая игра драпировок- все говорит о живом переживании стиля барокко» отмечает доктор искусствоведения О. М. Власов. Само появление подобного апостольского чина может быть объяснено только особой любовью в крае к произведениям резного искусства, вековыми традициями и удаленности города.
5
Интересное решение те скульптуры которые не привезли просто дорисовали, что б иметь полное представление, про всю коллекцию и это не сколько не напрягает, а наоборот уже начинаешь представлять как они выглядят.
4
4
3
5
Иконостас — уникальная система высокого русского иконостаса, разделённого на несколько рядов, складывается в России в 15 веке. В Пермском крае только в 17 веке появляется высокий многоярусный резной иконостас. Особое внимание уделялось оформлению его царских врат они находятся между небесным и земным пространством, а своими сюжетами соединяют небесное и земное с 17 века над вратами располагается изображение Святого Духа в виде голубя. На выставке представлен фрагмент царских врат церкви Святой Троицы поселка Юго-Камск, царские врата просто нарисованы, но нарисованы так что перед глазами уже представляется все эти резные узоры, привезены фигуры евангелистов с традиционными для них символами и атрибутами. Иоанн-орел, Матвей-ангел, Лука — телец, Марк — лев. В руках у каждого перо и раскрытое евангелие, фигуры вырезаны с такой тонкостью что передают все нюансы и чувства, и состояние глубокого погружения в молитву. Фигуры немного непропорциональны и это считают народным, фольклорным представление образов, но это не сколько не мешает у каждого взгляд обращенный внутрь себя и просто сложно оторваться.
3
2
2
Загадка для искусствоведов — так называется следующая часть, это скульптура Христос в темнице. Скульптура Христа в темнице вызывают неизменный интерес и споры у искусствоведов, богословов, культурологов. Имеет ли изображение Христа в темнице греческое или католическое происхождение? Один из спорных вопросов о путях и времени появления сюжета в России, версий много, но все ученые в том, что на русской почве данный сюжет приобретает свое неповторимое смысловое наполнение и образное решение. Во многом благодаря народной любви фигуры Спасителя сохранились даже в тех местах, где не осталось ничего от деревянной храмовой скульптуры. Здесь оказались даже бессильны указы Священного Синода от 1732, 1767, 1832 годов, запрещающие резные скульптуры в храмах. На выставке представлены скульптура из села Редикор, с которой произошла подобная история-после указа Синода её убрали из храма и, перенесли в ближайшую часовню. «Сам типаж берётся подчас из реального окружения. Лики Христа имеют этнические признаки населяющих Прикамье народов: коми-пермяка, русского или манси,- мир зрителя смыкается с миром произведения» это слова О. М. Власова исследователя пермской деревянной скульптуры.
3
На выставке представлены четыре скульптуры, и так хорошо расположены в нишах как в темнице, да ещё в полумраке, да есть о чём подумать и что почувствовать и это каждый понимает, и видит по своему.
2
3
2
Начало выставки немного в полумраке и как бы знакомит и рассказывает и завлекает в свою историю, а продолжение выставки уже при полном свете, и как-то у меня выставка разделилась на две части.
Распятие — главный символ христианства. В храме всегда несколько распятий разных размеров. Самые большие- поклонные кресты, которые могли доходить до трёх метров располагались на полу, распятие меньше находились на панихидном столике или помещались в киоты и вешались на стену вместо икон. Большинство иконостасных распятий из собрания Пермской галереи имеет в своей основе барочную стилистику, но в преломлении пермских мастеров этот стиль часто дает яркие и индивидуальные образы.
3
2
4
3
4
4
Следующий стенд меня просто поразил и удивил и если б я встретила эти скульптуры где не было описаний и пояснений что скульптуры стояли в православных храмах, они очень похоже на фигуры в католических храмах. Почти все пермские скульптуры неизвестных мастеров, в истории сохранились имена только двух мастеров-резчиков, но по стилю выделяют ещё одно направление так называемого шекшерского мастера.
4
Шакшерский мастер — «В целом, „серьезный“ шакшерский примитив можно считать самым ярким явлением из всех провинциальных переработок барокко, возникших на прикамской земле в конце 18 века» так писал О. М. Власов исследователь пермской деревянной скульптуры. Произведения «шекшерского мастера» легко узнаются: для них характерны небольшие размеры, многочисленные складочки и драпировки укладываются в ровные блоки, также для скульптур этой группы характерны схожие лик святых и ангелов. Главным представителем этого направления являются скульптуры из церкви Богоматери Знамения села Нижний Шакшер. В исполнении «шекшерского мастера» барочные лики получили особое обаяние примитива.
1
3
3
3
3
Легендарная часовня в деревне Градова — в деревне было всего восемь дворов, крестьянин Никон Кирьянов построил две часовни одну украсил иконами, другую-скульптурами. Благодаря музейному подвигу Н. Н. Серебренникова сохранились главные скульптуры часовни страстной ангельский чин из 11 ангелов, большой резной крест, малое распятие и несколько херувимов. Из описания в часовне было 480 летающих ангелочков. На выставке показаны два ангела, распятие имеет сложную конструкцию, что транспортировка его невозможна.
3
2
3
2
3
Следующий раздел выставки посвящен создателю, собирателю коллекции. Последние пять лет коллектив Пермской галерее исследуют места пребывания деревянной скульптуры, и результатами поездок стали фотографии тех мест, природы и остатки, а вернее развалины храмов, часовен- где находились храмовые скульптуры. И ещё это своего рода дань памяти первому собирателю и хранителю Н. Н. Серебренникову.
2
1
И показаны этапы реставрации, конечно, это просто потрясающе, такая тонкая работа реставраторов. В этом разделе можно послушать и посмотреть, историю реставрации и создании выставки.
1
1
1
1
В конце выставки пространство для детей где показаны процессы создания скульптуры заготовка, резьба, покраска, покрытие лаком, и ещё детям предлагают нарисовать ангела.
1 из 5
1
1
Следующий отдел посвящён деревянной скульптуры на Нижегородской земле. В середине 19 века была произведена опись резных изображений в храмах Арзамасского уезда, согласно этой описи находилось 411 деревянных скульптур.
1 из 4
1
Всё выставка закончилась, но для меня это не конец, а хочется ещё раз посмотреть и почувствовать атмосферу выставки, и заворачивая в начало и читаю. Вместо послесловия. «На Западе скульптуры достаточно много, и она до сих пор в храмах. Но там скульптура несколько другая — все правильно, все искусно выполнено… там великолепное ремесло! Душа -у нас." Слова президента пермской художественной галереи Н. В. Беляевой.
3
Вот, наверное, соглашусь и отправляюсь по второму кругу. Скульптура потрясают своей искренностью, наивностью, верой в чудо.