Когда-то давно побывала в этом музее и недавно на Туристире прочитала небольшую заметочку об этом музее, который, безусловно, заслуживает большего.
Подняла свой фотоархив и вот что получилось.
История Горьковского автомобильного завода — это (как бы это банально не звучало) история СССР.
Началась эта история почти 100 лет назад в далеком 1929 году, когда было подписано соглашение с компанией «Ford Motor Company». В то время у Генри Форда появилась задумка. Думая, что Советская власть долго не продержится, он решил вложиться и заполучить заводик в далеком Советском Союзе.
Вот об этой истории становления завода и рассказывают экспонаты на втором этаже завода: документы, фотографии и другие предметы.
На первом этаже — марки авто, выпускаемые в то далекое время и современные. Не все, конечно, даже в большом помещении сложно разместить более четырех сотен моделей.
Свою работу завод начал 1 января 1932 года и назывался Нижегородским заводом имени Молотова В.М.
На втором этаже воссоздана обстановка кабинета директора завода.
1
Добротная мебель, зеленая лампа и портрет на стене. Логично предположить, что это портрет Молотова Вячеслава Михайловича, имя которого носит завод. Но моя приятельница, которая живет в Нижнем Новгороде, и с которой мы смотрим музей, уверенно говорит, что это Жданов, который курировал строительство завода.
Приехав из Нижнего, стала искать фотографии этих государственных деятелей, но ответ на вопрос: Молотов или Жданов — не получила. Оба 1886 года рождения, оба любили усы.
Одновременно с заводом стали строить и социалистический город — этот район в Нижнем Новгороде и сейчас сокращенно называют соцгород.
1
Капитальная сталинская застройка, интересная архитектура, которую хочется рассмотреть поближе (она и сейчас сохранилась), но бывая в Нижнем Новгороде все никак не выберусь в этот район, который называют соцгород (и даже на трамвайном маршруте было такое название). Поэтому смотрю фотографии в музее.
1
Здания не похожи друг на друга и их не спутаешь. Они даже имеют названия, которые помнят старшее поколение. Один из домов называют Бусыгинский (по фамилии одного из директоров завода).
1
Архитектура более позднего периода однотипна, в ней легко заблудиться, как это произошло с героями фильма «Ирония судьбы или с легким паром».
1
Первые автомобили собирались из американских деталей и назывались НАЗ, А, потом стали ГАЗ АА, потом стали выпускать «Победы», «Волги», «Чайки».
Известный автолюбитель Иван Падерин посвятил горьковским машинкам две книги «21» — о «Волгах» и вторая " ГАЗ 1932–1982. Русские машины» — о моделях, которые выпускались в те далекие уже годы.
На втором этаже много разных экспонатов, рассказывающих о жизни страны и завода.
Черный репродуктор: по нему слушали сводки с фронта во время войны, из него звучал голос Юрия Левитана. Диктора называли голосом эпохи. Такие репродукторы сейчас можно увидеть только в кино или в музее.
1
Во время войны на заводе делали снаряды и за станками стояли несовершеннолетние мальчишки, которым потом присвоили почетное звание «Труженик тыла» (такое звание было у моего отца, который родился в Нижнем Новгороде в 1929 году).
1
В период с 1942 по 1945 год на заводе делали самоходные установки СУ-76.
1
Был спроектирован танк Т-70.
1
Автозавод подвергался налетам фашистов, на него было сброшено 600 снарядов, пострадали некоторые здания завода и жилые дома соцгорода.
В 1983 годы при ремонте теплосети была обнаружена бомба, ее корпус экспонируется в музее.
На втором этаже можно увидеть модели легковых автомобилей.
1
Знаменитая «Эмка» или М-1, выпуск которой начали в 1936 году, закончили в 1940 году.
50 лошадиных сил, скорость развивала до 102 км/час.
«Победа М-20» имела уже 52 лошадиные силы и развивала скорость до 120 км/час.
1
Потом пошли ЗИМы (Завод имени Молотова) разной модификации, переименованные в ГАЗы.
1
Пора переходить на первый этаж, хотя показанные фотографии со второго этажа — это самая малость того, что представлено.
На глаза попалась такая веселенькая маленькая машинка, похожая на жучка. А вот как называется эта модель — не знаю.
1
1
Грузовой автомобиль ГАЗ ААА был предназначен для перевозки грузов по всем видам дорог. Новенький, без дорожной грязи смотрится вполне ничего.
1
Еще одна яркая грузовая красотуля.
1
ГАЗ-66-11 начали выпускать в 60-е годы и предназначался он для армии.
1
Автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67Б выпускали до 1953 года и предназначался он также для армии, органов внутренних дел, геологоразведки.
1
Производство «Волги 31029» начали в 1992 году, потом заменили на номер модели 31030.
1
Многочисленных моделей этой машины в музее много: для меня они все она одно лицо.
Первые «Волги» стали выпускать в 70-е годы и стоили они примерно 9000 рублей с хвостиком.
1
1
Среди разноцветных «Волг» одиноко стоит снегоболотный гусеничный транспортер ГАЗ-3403.
1
«Чайка ГАЗ-14» гордо стоит на музейной площадке, но не в одиночестве.
1
Вот такая получилась история о музее в городе, в котором родилась почти 70 лет назад, но почти полвека живу в Подмосковье. Родной город не забываю, часто бываю, встречаюсь с подружками детства (и другие дела есть в родном городе).
Кстати, музей очень удобно расположен на проспекте Ленина, 95 (от Московского вокзала ехать на метро до станции «Автозаводская»).
Цикл материалов "Музеи России"
Немного истории Горьковского автомобильного завода