Немного истории Горьковского автомобильного завода

Когда-то давно побывала в этом музее и недавно на Туристире прочитала небольшую заметочку об этом музее, который, безусловно, заслуживает большего.

Подняла свой фотоархив и вот что получилось.

История Горьковского автомобильного завода — это (как бы это банально не звучало) история СССР.

Началась эта история почти 100 лет назад в далеком 1929 году, когда было подписано соглашение с компанией «Ford Motor Company». В то время у Генри Форда появилась задумка. Думая, что Советская власть долго не продержится, он решил вложиться и заполучить заводик в далеком Советском Союзе.

Вот об этой истории становления завода и рассказывают экспонаты на втором этаже завода: документы, фотографии и другие предметы.

На первом этаже — марки авто, выпускаемые в то далекое время и современные. Не все, конечно, даже в большом помещении сложно разместить более четырех сотен моделей.

Свою работу завод начал 1 января 1932 года и назывался Нижегородским заводом имени Молотова В.М.

На втором этаже воссоздана обстановка кабинета директора завода.

1
Немного истории Горьковского автомобильного завода

Добротная мебель, зеленая лампа и портрет на стене. Логично предположить, что это портрет Молотова Вячеслава Михайловича, имя которого носит завод. Но моя приятельница, которая живет в Нижнем Новгороде, и с которой мы смотрим музей, уверенно говорит, что это Жданов, который курировал строительство завода.

Приехав из Нижнего, стала искать фотографии этих государственных деятелей, но ответ на вопрос: Молотов или Жданов — не получила. Оба 1886 года рождения, оба любили усы.

Одновременно с заводом стали строить и социалистический город — этот район в Нижнем Новгороде и сейчас сокращенно называют соцгород.

1
Немного истории Горьковского автомобильного завода

Капитальная сталинская застройка, интересная архитектура, которую хочется рассмотреть поближе (она и сейчас сохранилась), но бывая в Нижнем Новгороде все никак не выберусь в этот район, который называют соцгород (и даже на трамвайном маршруте было такое название). Поэтому смотрю фотографии в музее.

1
Немного истории Горьковского автомобильного завода

Здания не похожи друг на друга и их не спутаешь. Они даже имеют названия, которые помнят старшее поколение. Один из домов называют Бусыгинский (по фамилии одного из директоров завода).

1
Немного истории Горьковского автомобильного завода

Архитектура более позднего периода однотипна, в ней легко заблудиться, как это произошло с героями фильма «Ирония судьбы или с легким паром».

1
Немного истории Горьковского автомобильного завода

Первые автомобили собирались из американских деталей и назывались НАЗ, А, потом стали ГАЗ АА, потом стали выпускать «Победы», «Волги», «Чайки».

Известный автолюбитель Иван Падерин посвятил горьковским машинкам две книги «21» — о «Волгах» и вторая " ГАЗ 1932–1982. Русские машины» — о моделях, которые выпускались в те далекие уже годы.

На втором этаже много разных экспонатов, рассказывающих о жизни страны и завода.

Черный репродуктор: по нему слушали сводки с фронта во время войны, из него звучал голос Юрия Левитана. Диктора называли голосом эпохи. Такие репродукторы сейчас можно увидеть только в кино или в музее.

1
Немного истории Горьковского автомобильного завода

Во время войны на заводе делали снаряды и за станками стояли несовершеннолетние мальчишки, которым потом присвоили почетное звание «Труженик тыла» (такое звание было у моего отца, который родился в Нижнем Новгороде в 1929 году).

1
Немного истории Горьковского автомобильного завода

В период с 1942 по 1945 год на заводе делали самоходные установки СУ-76.

1
Немного истории Горьковского автомобильного завода

Был спроектирован танк Т-70.

1
Немного истории Горьковского автомобильного завода

Автозавод подвергался налетам фашистов, на него было сброшено 600 снарядов, пострадали некоторые здания завода и жилые дома соцгорода.

В 1983 годы при ремонте теплосети была обнаружена бомба, ее корпус экспонируется в музее.

На втором этаже можно увидеть модели легковых автомобилей.

1
Немного истории Горьковского автомобильного завода

Знаменитая «Эмка» или М-1, выпуск которой начали в 1936 году, закончили в 1940 году.

50 лошадиных сил, скорость развивала до 102 км/час.

«Победа М-20» имела уже 52 лошадиные силы и развивала скорость до 120 км/час.

1
Немного истории Горьковского автомобильного завода

Потом пошли ЗИМы (Завод имени Молотова) разной модификации, переименованные в ГАЗы.

1
Немного истории Горьковского автомобильного завода

Пора переходить на первый этаж, хотя показанные фотографии со второго этажа — это самая малость того, что представлено.

На глаза попалась такая веселенькая маленькая машинка, похожая на жучка. А вот как называется эта модель — не знаю.

1
Немного истории Горьковского автомобильного завода
1
Немного истории Горьковского автомобильного завода

Грузовой автомобиль ГАЗ ААА был предназначен для перевозки грузов по всем видам дорог. Новенький, без дорожной грязи смотрится вполне ничего.

1
Немного истории Горьковского автомобильного завода

Еще одна яркая грузовая красотуля.

1
Немного истории Горьковского автомобильного завода

ГАЗ-66-11 начали выпускать в 60-е годы и предназначался он для армии.

1
Немного истории Горьковского автомобильного завода

Автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67Б выпускали до 1953 года и предназначался он также для армии, органов внутренних дел, геологоразведки.

1
Немного истории Горьковского автомобильного завода

Производство «Волги 31029» начали в 1992 году, потом заменили на номер модели 31030.

1
Немного истории Горьковского автомобильного завода

Многочисленных моделей этой машины в музее много: для меня они все она одно лицо.

Первые «Волги» стали выпускать в 70-е годы и стоили они примерно 9000 рублей с хвостиком.

1
Немного истории Горьковского автомобильного завода
1
Немного истории Горьковского автомобильного завода

Среди разноцветных «Волг» одиноко стоит снегоболотный гусеничный транспортер ГАЗ-3403.

1
Немного истории Горьковского автомобильного завода

«Чайка ГАЗ-14» гордо стоит на музейной площадке, но не в одиночестве.

1
Немного истории Горьковского автомобильного завода

Вот такая получилась история о музее в городе, в котором родилась почти 70 лет назад, но почти полвека живу в Подмосковье. Родной город не забываю, часто бываю, встречаюсь с подружками детства (и другие дела есть в родном городе).

Кстати, музей очень удобно расположен на проспекте Ленина, 95 (от Московского вокзала ехать на метро до станции «Автозаводская»).

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Музей истории ГАЗ

пр. Ленина, 95, Нижний Новгород, Нижегородская обл., 603004 Подробнее об объекте