В развитии России XIX века неоценима роль купцов, предпринимателей царской России, вышедших в большинстве своем, из простого народа.
В развитии России XIX века неоценима роль купцов, предпринимателей царской России, вышедших в большинстве своем, из простого народа.
Царь- реформатор Петр I поделил всех купцов на гильдии. До Петра торговцы высшей категории назывались «гость», пониже рангом гостиная сотня, а потом суконная сотня.
Понятие гильдий Петр I привез из Европы, где гильдии возникли в XII веке при образовании Ганзейского союза. Эти объединения людей по профессиям предполагали взаимопомощь внутри гильдии.
В 1719 году Петром учреждены гильдии для городского населения: 1 гильдия — банкиры, крупные купцы, ювелиры, живописцы, интеллигенция; 2- мелкие торговцы, ремесленники, содержатели постоялых дворов, «цеховые». Жители. входившие в гильдии были "регулярными", а остальные, чернорабочие и поденщики, были "нерегулярными" или «подлыми людьми».
В 1775 году Екатерина II проводит гильдейскую реформу и учреждает три гильдии для купцов. Членство в гильдии зависело от заявленного капитала: 1-я гильдия -10000 рублей, 2-я гильдия — 1000 рублей, 3-я гильдия -500 рублей.
Купец должен был платить гильдейский сбор 1% от заявленного капитала. Купец первой гильдии мог вести заграничную торговлю и владеть морскими судами. Купец второй гильдии мог вести внутригосударственную торговлю и владеть речными судами. Купцы третьей гильдии вели торговлю внутри города и округа, владели трактирами и постоялыми дворами.
В дальнейшем суммы заявленного капитала для купцов I и II гильдии были увеличены до 50000 и 20000 соответственно, а гильдейский сбор увеличен сначала до 1,75%, в 1810 году, а в 1821 году — до 5,25%.
Третья гильдия была упразднена в 1863 году, а ее члены стали мещанами, с правом торговать, если платишь налоги.
Самыми крутыми купцами в XIX веке в Нижнем Новгороде были Бугровы, Башкировы, Сироткины, Рукавишниковы и Блиновы. Родоначальник династии Бугровых был из бурлаков, Башкировы и Сироткины — из крестьян, а Блиновы — из крепостных крестьян. Многие купцы были из старообрядцев (в т. ч. Бугровы, Сироткины, Блиновы, Рукавишниковы) и воспитаны они были в строгости и воздержании.
Григорий Михайлович Рукавишников (1788–1834) приехал в Нижний Новгород из Балахны в 1812 году. Через пять лет у него уже было три лавки на Нижегородской ярмарке и оптовая торговля железом, а в 1822 году заработал сталелитейный завод. В 19 лет сын Григория Михаил (1811–1874) встал во главе завода. Михаил Рукавишников стал одним из самых влиятельных лиц в городе, его прозвали «железный старик». Если Григорий Руковишников был купцом III гильдии, то его сын Михаил стал купцом I гильдии. Все сыновья Григория продолжали дело отца и много жертвовали на благотворительность. Всего за счет купцов Рукавишниковых в Нижнем Новгороде было построено 40 зданий общественного назначения. Кроме этого Рукавишниковы вкладывали средства в содержание приютов, вдовьих домов, лазаретов, училищ.
Огромное наследство Михаил Григорьевич Рукавишников разделил между своими детьми. Возглавил семейное дело старший сын Иван Михайлович (1848–1906).
Дом на Верхне Волжской набережной построил сын Михаила Рукавишникова — Сергей (1852–1914).
Сергей был не особо склонен к предпринимательству, но увлекся строительством и любил удивить размахом и роскошью. В Нижнем Новгороде он построил несколько доходных домов и банк.
Дом, который сейчас стоит на Верхне- Вожской набережной просто поражает своей роскошью.
На это строительство Сергей Михайлович потратил значительную часть отцовского наследства.
Дом- дворец построен в 1877 году по проекту архитектора Петра Самойловича Бойцова (1849–1918), нижегородца по происхождению, который считается самоучкой.
Сергей Михайлович получил в наследство от отца небольшой купеческий дом на месте которого и был возведен особняк в эклектическом стиле. Старое здание не снесли, а сделали по бокам пристрои и перекрыли третьим этажом.
Автор скульптурного оформления дворца известный скульптор Михаил Осипович Микешин (1835–1896).
Чтобы представить весь особняк обратимся к интернету, моими фотосредствами его сфотографировать невозможно.
По этому дому можно представить жизнь в домах богатых нижегородских купцов XIX века. Наверх ведет парадная лестница.
Парадная лестница была для приемов и вела в танцевальный зал.
Большое зеркало отражало роскошный зал.
Обе стороны зеркала украшали кариатиды.
Потолок был обильно декорирован лепниной
Центальная часть потолка была расписана под небо.
Паркет очень красив.
В доме было 50 комнат, предполагалось, что здесь будет жить 8 человек. Если дома купцов еще в XVIII веке были одно и двух этажными, то в этом доме уже три этажа, появились гостиные и кабинет хозяина.
Гостиная чрезмерно украшена раскрашенной лепниной. .
В середине круглый стол.
Есть еще малая гостиная или столовая, где семья собиралась на обед.
Здесь, кроме стола и буфета, стоит фисгармония и столик для раздачи.
Если родоначальники купеческих династий часто были неграмотными, то их дети получали домашнее образование, а внуки оканчивали университеты.
Детские комнаты в купеческих домах хорошо оформлены.
В домах появились библиотеки, красивые изделия из фарфора и живописные картины.
Многие выходцы из купеческих семей становятся коллекционерами, большие коллекции произведений искусства собрали сестра хозяина особняка Варвара Рукавишникова (1851–1930) и брат Митрофан (1864–1911). Произведения этих коллекций обогатили собрание живописи Нижегородского художественного музея.
В особняке сохранились подлинные двери, ручки, паркет.
Иван Сергеевич Рукавишников (1877–1930), один из сыновей Сергея Рукавишникова, стал поэтом, издателем и писателем, в своем романе «Проклятый род» он описывает жизнь в этом большом и помпезном доме, который сравнивает с крепостью, а отца — с комендантом.
Иван и Митрофан Рукавишниковы помогали создавать в особняке музей.
Сын Сергея Рукавишникова Митрофан (1864–1911) стал скульптором, учился у С. Т. Коненкова (1874–1971), сын Митрофана Сергеевича — Иулиан Митрофанович (1922–2000) тоже стал скульптором, он автор обелиска на месте гибели Гагарина. Скульптор Александр Рукавишников, правнук Сергея Михайловича Рукавишникова, автор памятника Владимиру Высоцкому.
С 1918 по 1994 году в доме был краеведческий музей и до сих пор сохранены некоторые экспозиции с того времени на разные темы. Можно посмотреть на купеческие одежды XIX века.
Купеческой теме посвящена отдельная экспозиция.
С 1994 по 2010 год в здании проводились реставрационные работы и в настоящее время Музей-Усадьба Рукавишниковых — один из семи филиалов Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника. (НГИАМЗ)
Музей расположен по адресу: Нижний Новгород, Верхне -Волжская набережная, 7. Часы работы: вт-вс 11–17. Билет стоит 250 руб, льготный 170 руб. Каждый час проводятся экскурсии. Билет с экскурсией стоит 300 рубле, льготный- 200 рублей.