Продолжение.
Начало читайте в части 1.
Продолжение.
Начало читайте в части 1.
Кое-что из купеческой жизни.
Фото съезда старообрядцев.
Ночлежный дом.
Поднимемся на второй этаж усадьбы.
Львиная голова обыгрывается в оформлении обеденных стульев.
Собственником усадьбы С. М. Рукавишников оставался вплоть до своей смерти в 1914 году. Из истории дореволюционного периода известно лишь о прокладке в здание нового водопровода в 1906 году. Облик усадьбы на рубеже XIX — ХХ столетий неоднократно оказался запечатлён известным нижегородским фотографом М. П. Дмитриевым, по фотоснимкам которого были изданы видовые почтовые открытки.
В советский период комплекс был экспроприирован. В главном здании в марте—июне 1918 года разместился губернский музей. В 1919 году с территории усадьбы выселили сыновей бывшего владельца — Ивана и Митрофана Рукавишниковых, принимавших участие в работе по организации музея. В 1920-х годах велись ремонтные работы во внутренних помещениях. В 1927 году была проведена реконструкция к празднованию десятилетия Октябрьской революции.
В 1935 году был проведён новый комплекс ремонтно-реставрационных работ, которые продолжались в послевоенное время. В 1980-х годах ежегодно проводились работы по восстановлению скульптурных и архитектурных элементов фасадов и убранства здания. По старому образцу были воссозданы ворота, ведущие на территорию. Решением Горьковского облисполкома № 559 от 3 ноября 1983 года комплекс взят на охрану как памятник архитектуры областного (по ныне действующему законодательству — регионального) значения.
На рубеже XX–XXI прекратилось финансирование восстановительных работ и памятник пришёл в аварийное состояние. В 1997–2010 годах была проведена масштабная реставрация.
Новшество конца 19-го века — фотографии хозяев усадьбы на кружках!
Вид из окна усадьбы.
Мы в малой гостиной.
Паркет оригинальный.
Колекция трубок.
И парадный (танцевальный) зал…
Здесь проводились былы и вечера.
Спускаемся к выходу.
Главный дом усадьбы, выстроенный в духе итальянского палаццо со стилизованными формами и деталями барокко, занимает восточный угол усадьбы. Богато декорированный лепниной и скульптурными изображениями, трёхэтажный особняк выходит главным фасадом на Верхне-Волжскую набережную и выступает акцентом в её застройке. Экстерьер представлен разнообразными архитектурными элементами: рустованными лопатками и сегментным полуфронтоном входной части, двумя слабо раскрепованными ризалитами, балконом второго этажа и высоким аттиком над разорванным фронтоном, междуэтажными профилированными поясами, профилированными наличниками окон. Парапет небольшого выноса украшен вазонами, подоконные ниши — лепными композициями. Лепнина выполнена с использованием флоральных мотивов: лиственные гирлянды спускаются с наличников длинными фестонами.
Замковые камни окон первого этажа выполнены в виде листа аканта или маскаронов (львиных голов). Плиту парадного балкона поддерживают кронштейны, лежащие на спинах скульптур атлантов. В центральной части расположен фризовый пояс, опирающийся на гермы с женским торсом. В ризалитах и на боковых фасадах пояс поддерживают кариатиды. Главный фронтон и фронтон с волютами над входом отмечены скульптурами в виде сидячих женщин в греческих одеяниях. По сторонам дверного проёма расположены гермы старцев. Скульптуры ангелочков в различных вариациях украшают третий этаж и венчающую часть ворот с картушем и вензелем владельца.
Парадная лестница.
Входная группа.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.