Продолжение отзыва о музее фотографии в Нижнем Новгороде.
Начало читайте в части первой.
Продолжение отзыва о музее фотографии в Нижнем Новгороде.
Начало читайте в части первой.
По умопомрачительной красоты лестнице поднимаемся на второй этаж музея.
На втором этаже находится выставочный зал, где проходят временные выставки современных российских и зарубежных фотографов.
Здесь же можно сделать фото себя любимого и отправить себе на электронную почту.
Выставочный зал временных выставок.
Сегодня здесь представлена в фотографиях тема пьесы Горького «На дне».
Горький (Пешков) видел историю нижегородских низов с детства.
Всё это и сподвигло его на написание пьесы.
Ночлежный дом Бугровых — жилой дом в Нижнем Новгороде, построенный в 1880-е годы купцами Бугровыми как «гостиница» для низших слоёв общества.
Дом был построен в период между 1880 и 1885 (по другим данным — 1883) годами. По замыслу, дом должен был стать приютом для «бывших людей».
Сам дом располагался между двумя крайностями: с одной стороны от него была купеческая улица, где вершились миллионные сделки, с другой — «Миллиошка», где скитались в основном люди, оказавшиеся «на дне» жизни.
Планировалось, что дом будет вмещать не более 700 человек в один день (точнее ночь, так как днём происходила санитарная обработка помещений), однако на практике получалось, что он вмещал иногда до 1259 человек. Вследствие этого людям приходилось спать где придётся.
В 1885–1888 годах, чтобы ночлежный дом функционировал, был построен доходный дом.
Лавки в нём сдавались в аренду, и весь доход отправлялся на нужды ночлежки.
Ночлежный дом Бугровых послужил прототипом для ночлежки из пьесы Горького «На дне», однако реальный быт ночлежки отличался от описанного в пьесе, а на фасаде здания была размещена надпись «Водки не пить! Песен не петь! Вести себя тихо!».
После 1920-х годов ночлежка в доме была ликвидирована, а на её месте были созданы коммуналки.
Вследствие произошедшего в 1960-е годы оползня часть дома была засыпана.
Это, вместе с безграмотно проведёнными аварийными работами, привело к тому, что дом начал задыхаться. Именно с этого времени началось интенсивное разрушение дома, чему также способствовал открытый в 1920-е годы близ дома трамвай.
В 2005 году к первому празднованию Дня народного единства починили крышу дома и сделали его косметический ремонт.
В 2013 году дом был выкуплен Феликсом Верховодовым.
«На дне» — пьеса Горького, написанная в конце 1901 — начале 1902 года и изображающая группу обитателей ночлежки.
В январе 1904 года пьеса получила Грибоедоскую премию.
Первоначальные названия — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни».
Фотоателье в Нижнем Новгороде и пьеса Горького.
Постановка пьесы на императорской сцене была запрещена.
Пьеса была разрешена только в МХТ, где была осуществлена первая постановка с большим успехом 18 декабря 1902 года режиссёром Станиславским, который также исполнил одну из центральных ролей (Сатин), и Немировичем-Данченко.
До 1905 года постановка пьесы разрешалась с большими купюрами и с согласия местных властей. Тем не менее, прошли постановки в 1903 году.
В последующие годы пьесу ставили многие провинциальные и столичные театры.
Постановка была и в общедоступном театре, в Петербурге (1912 г.).
К 60-летию первой постановки (18 декабря 1962 года) пьеса прошла во МХАТе 1451 раз.
Персонажи пьесы:
Действие пьесы происходит в ночлежном доме, который принадлежит Михаилу Ивановичу Костылёву. Населяют его опустившиеся люди, с самого дна социума: бедняки, воры, проститутки, чернорабочие. Среди постояльцев «дна»: Сатин (картёжник и шулер, бывший телеграфист), Актёр (спившийся театральный актёр, забывший даже своё имя), Барон (дворянин, промотавший всё состояние) — совершенно опустившиеся и надломленные люди.
Отношения между ними сложные, постоянно вспыхивают склоки и ссоры, главным же объектом издевательств становится девушка Настя, пытающаяся найти утешение в любовных романах и сочиняющая сама с собой сцены романтической любви. Слесарь Клещ — человек в ночлежке ещё «новый», а потому часто устраивает истерики. Он ждёт смерти своей больной жены Анны, которую винит в своём падении на «дно». Периодически в ночлежку является её хозяин Костылёв чтобы напомнить жильцам о долге и купить краденое у вора Васьки Пепла. Часто посещает ночлежку и его семейство: Василиса, супруга Костылёва, Наташа, сестра её, и полицейский Медведев, их дядя. Наташа является в ночлежку к Ваське Пеплу, в которого влюблена;
к Ваське в ночлежку часто заходит Василиса как к любовнику, надеясь в нём найти спасение от мужа-тирана.
Медведев же приходит к своему другу Бубнову.
Пепел намного больше любит Наташу, из-за чего Василиса постоянно ревнует её к Ваське и избивает.
Однажды в ночлежке появляется странник Лука.
Он жалеет босяков и успокаивает своей «ложью»: Актёру он говорит о клинике, в которой даром лечат алкоголиков; Ваське, которого Василиса прямо упрашивает убить мужа, велит идти с Наташей в Сибирь и искать счастье; умирающей Анне говорит перед самой смертью, что её ждёт успокоение; заступается за Настю.
Назревавший конфликт в семействе Костылёвых заканчивается семейной дракой, в которой Наташе кипятком обваривают ноги, а Пепел, по-видимому, случайно убивает Костылёва.
Его и Василису арестовывают. В самый напряжённый момент драки Лука исчезает, оставив тех, кто ему поверил, без надежды. Сатин же всем рассказывает, что старик «наврал», и что жить надо по правде, «просто обременяя землю».
Актёр же со злобой отвечает смеющимся над ним сожителям, что всё же уйдёт из ночлежки и поднимется со «дна», после чего действительно уходит вместе с Настей. Сатин во время очередной попойки с босяками произносит монолог, в котором звучит ставшая крылатой фраза «Человек — это звучит гордо». В своём монологе он объясняется: Лука искренне жалеет людей и поэтому «врёт» им, однако гордому Человеку не нужно сострадание: Человек достоин лишь уважения, а сострадание его оскорбляет. Ложь, как говорит Сатин, — «религия рабов и господ», а жить нужно по «правде», которой и является новый гордый Человек, а чтобы жить по «правде», нужно от всего освободиться и стать полностью независимым.
Речь Сатина, однако, не производит сильного впечатления на босяков — они продолжают пить и заводят песню.
Её прерывает появление Барона и Насти, которые говорят, что Актёр повесился на заднем дворе ночлежки. Сатин говорит: «Эх… испортил песню… дурак!»
1972 год — СССР — экранизация спектакля «На дне» в постановке «Современника» (режиссёры: Галина Волчек, Л. Пчелкин).
Кресла театральные деревянные из зртельского зала МХАТ.
Расположение этих кресел — находка режиссера.
Экранизации:
Пьеса многократно ставилась за рубежом: Берлин (1903, под назв. «Ночлежка»), Финский нац. театр, Краковский театр, Париж (1905, 1922 — исполнитель роли Барона Ж. Питоев), Токио (1924, 1925), Нью-Йорк (1956), Лондон (1961), Тунисская труппа (1962) и многие другие.
В 1995 году пьеса была поставлена совместно Халогаланд театр(Норвегия, Тромсе) и Мурманский облдрамтеатр. Актеры норвежцы и россияне играли каждый на своем родном языке одновременно. Постановка Феликса Григорьяна. Гастроли с успехом прошли по Норвегии и в Мурманске, Великом Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.
Продолжение о музее следует…