Русский музей фотографии в Нижнем Новгороде — муниципальное учреждение культуры города Нижнего Новгорода.
В музее собрана обширная коллекция фототехники, фотолитературы, фотографий 19-х — 20-х веков.
На базе Русского музея фотографии проходят такие значительные фотособытия российского и международного масштаба, как «Волжское биеннале», фестиваль «Светопись», а также Нижегородский областной фестиваль фотографии.
В 2007—2010 гг. здесь проводился ежегодный Российский фотографический фестиваль молодёжи.
Поскольку музей хоть и муниципальный, но работает аж до 19:00 (что удивительно), то я его успел посетить в первый день моего пребывания в Нижнем.
Русский музей фотографии находится в здании усадьбы Пальцевой, построенном в 19-м веке.
Именно в этом здании работали всемирно известные фотографы Андрей Осипович Карелин (1837–1906) — основоположник художественной фотографии — и Максим Петрович Дмитриев (1858–1958) — родоначальник публицистической фотографии.
Музей создан в 1992 г.
Значит в этом году у него 30-летний юбилей.
На первом этаже располагается историческая экспозиция. Здесь представлены замечательные фотографии не только Карелина и Дмитриева, но и их современников: М. Хрипкова, М. Гагаева, И. Иванова, Д. Лейбовского и др.
По многим представленным фотографиям можно представить облик города рубежа XIX−XX веков, Нижегородской ярмарки и с 16-й всероссийской художественной выставки 1896 года.
В. А. Зевеке.
«Нижний Новгород начала 20-го века».
М. Н. Настюков «Вид нового собора с Шоссейной улицы».
Из альбома «Виды Нижегородской ярмарки 8—15 августа 1875 г.»
Всероссийская выставка 1896 г.
М. П. Настюков «Вид Главной линии».
Из альбома «Виды нижегородской ярмарки 1875 г.».
А. О. Карелин «Водонапорная башня».
М. П. Настюков «Вид Хлебной биржи».
Из альбома «Нижегородская ярмарка 1875 г.»
А. О. Карелин.
«Строительство павильонов Всероссийской выставки 1896 г.»
На стенах информация о развитии фотодела в Нижнем Новгороде.
1859 г. — так всё начиналось.
М. П. Дмитриев.
«Ромодановский вокзал. 1900-е г.»
М. П. Дмитриев «Нижегородская ярмарка 1895 г.»
М. П. Дмитриев.
«Всероссийская выставка 1896 г.»
М. П. Дмитриев.
«Фотопавильон Дмитриева на Всероссийской выставке 1896 г.»
Д. Н. Смирнов.
«На балконе».
М. П. Дмитриев.
«Митинг на площади имени Первого мая. Нижний Новгород 1927 г.»
А. А. Чапела.
«Бывший квартал Миллиошка».
1992 г.
А. А. Чапела.
«Бывший квартал Миллиошка. 1992 г.».
Это тогда был депрессивный район, а сейчас там центр города и всё дорого-богато.
Бывший квартал Миллиошка. 1992 г.
«Здание аэропорта. 1999 г.»
А. А. Чапела.
А. А. Чапела.
«Зачатьевская (разрушенная) и Белые башни нижегородского кремля. 1990–2000 — е г.г.»
С. П. Покалин.
«Большая Покровская улица 1992—1994 гг.»
А. А. Чапела.
«Въездная стела в г. Горький. 1991 г.».
В. И. Бородин.
«Арзамасское шоссе в г. Горький. 1950—1970 гг.»
Этапы развития фотодела.
Н. М. Капелюш.
«Бусыгинский дом-квартал. 1950-е годы».
Л. И. Шапиро.
«Испытание Молотовского моста. Горький. 1965 г.»
Н. М. Калюш.
«Вид на пл. Минина и Пожарского. 1950–1960 — е годы.»
Андрей Осипович Карелин (1837–1906) — русский художник и фотограф, основоположник жанра художественной фотографии, член Русского фотографического общества.
Внимание привлекает деревянная дорожная фотокамера, которая принадлежала М. П. Дмитриеву.
Размер кадра этой камеры 45×55 см, а её вес вместе с объективом составляет около 100 кг.
Максим Петрович Дмитриев (21 августа 1858 -15 октября 1948) — нижегородский фотограф, зачинатель российской публицистической фотожурналистики, член Русского фотографического общества.
Дмитриев входил в круг передовой интеллигенции Нижнего Новгорода, центром которой в начале XX века являлся Максим Горький.
Творчество Дмитриева органично дополняло произведения Горького. Дмитриеву удавалось запечатлеть через объектив фотокамеры ветошный рынок, ночлежки, рабочие артели, винные лавки — то самое нижегородское «дно», которое Горький описывал в своих произведениях. Многолетние дружеские отношения между Горьким и Дмитриевым позволили последнему создать массу фотографий писателя. Друг и родственник Горького А. А. Богданович писал: «превосходный мастер своего дела М. П. Дмитриев… залучив к себе популярного писателя, снимал его многократно, в разных видах и позах, и изготовлял множество карточек для продажи, и также больших портретов для своих многочисленных выставок в витринах… В этой „иконографии“ М. П. Дмитриев затмил всех своих соперников: он сам бывал нередким гостем на Канатной, и его жена Анна Филипповна, женщина представительная и красивая, вошла в число близких знакомых семьи Пешковых».
В ателье Дмитриева не раз бывали и другие видные деятели культуры и искусства, в витрине его мастерской появлялись портреты Леонида Андреева, Ивана Бунина, Веры Комиссаржевской, Фёдора Шаляпина и других.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.
Продолжение читайте в следующей части…