В Дигорском ущелье в селении Задалеск есть музей, созданный в память об удивительной женщине — матери, спасшей аланских детей от жестоких монгольских воинов и тем самым не давшей исчезнуть аланскому роду.
В Дигорском ущелье в селении Задалеск есть музей, созданный в память об удивительной женщине — матери, спасшей аланских детей от жестоких монгольских воинов и тем самым не давшей исчезнуть аланскому роду.
Более шестисот лет назад в конце 14 века наследник монгольской империи Чингисхана — жестокий правитель Золотой Орды Тимур (Тамерлан) вторгся в регионы Северного Кавказа, уничтожая все на своем пути, истребляя местных жителей и сравнивая с землей их селения и города.
Трагическое время настало и для средневекового государства Алания. Многие жители были вынуждены покинуть равнины и уйти в горы. При входе в Дигорское ущелье, превосходящая по количеству воинов и оснащению монгольская орда, к тому моменту изрядно изможденная от боевых действий в горах и ущельях, дрогнула. В течение двух суток велись бои с жестокими захватчиками и аланы стойко защищали свои родные горные теснины. Не выдержав натиска, враг дрогнул и зализывая раны, вынужденно, как побитая собака отполз назад, оставляя после себя выжженную землю.
Защитники тоже были буквально обескровлены, многие погибли на полях сражений, селения их уничтожены и аланы были вынуждены уйти дальше в горы.
Эти трагические события для средневековой Алании послужили основой в осетинском фольклоре для создания легенды о героической осетинской матери — спасительнице — Нане, реальное имя которой давно позабыто. Нана — так обращаются к пожилым женщинам и осетинцы верят, что образ ее не собирательный, а эта отважная женщина существовала в действительности и для них она общая их Мама.
В момент нашествия, когда монголами сжигались селения и в битвах погибали аланские воины, храбрая пожилая женщина желая спасти аланский народ, ходила по разрушенным горным селениям и собирала детей, оставшихся в живых. В легенде их называют нежно — «малые барашки». Женщина собрала 16 маленьких осиротевших и испуганных ребятишек, тайными тропами провела их в горы и спрятала в глухой пещере недалеко от горного селения Задалеск. Еды не было, поэтому ее заменяли разные коренья, дикие фрукты, в общем все то, что женщина смогла добыть. Но дети стали слабеть и тогда Нана решилась спуститься в селение Задалеск и обратилась за помощью к выжившим местным жителям.
Жители предложили приютить детей у себя и распределить их по семьям, но Нана не согласилась, она уже не могла расстаться с маленькими сиротами. И тогда кто-то предложил построить для аланских детей отдельный дом и помогать им кто как может. Время шло своим чередом, маленькие дети подрастали, превращаясь в красивых юношей и девушек, пришло время создания семей.
Нана очень полюбилась местным жителям и когда ее не стало в этом мире, они стали почитать ее как святую, а дом, где она жила с детьми, превратили в святилище.
В настоящее время музей матери-спасительницы аланских детей Задалески Нана— это дань уважения женщине — героине тех далеких лет.
Музей является объектом культурного наследия федерального значения.
Музей не большой, но оказавшись внутри при виде его экспонатов сразу попадаешь в удивительное и такое далекое прошлое аланского народа. Восковые фигуры, одетые в национальные костюмы,
воссоздают сцены из повседневной жизни горцев.
Представлены различные бытовые предметы того времени, посуда,
деревянная мебель, детская люлька, люстра, столик. Непременный атрибут каждого осетинского дома — это священный очаг.
Фотографии представляющие современную жизнь Задалеска и его жителей.
Через открытую дверь видна комната, где установлены столы и стулья — здесь проходят праздники.
Ежегодно в третью субботу июля в селении Задалеск местные жители отмечают праздник своей покровительницы Задалески Нана. Праздник этот -женский, все молитвы в этот день о благополучии семьи и о счастливом будущем детей.
За организацию праздника назначают ответственных, варят пиво и араку, приносят в жертву барана. Те семьи, у которых за прошедший год родились девочки, приносят на праздник пироги и другую еду. Самый старший в селении произносит молитву, в которой поручает покровительству Наны молодежь и детей, чтобы она милостью своей оберегала их от всех бед, от нужды.
Графика работы музея как такового нет, но двери его всегда открыты. Если же закрыты, то рядом есть дом, в котором живёт мужчина, который и следит за музеем.