Если уж доехал до Нарьян-Мара, посетить Ненецкий краеведческий музей нужно обязательно. Встретили нас доброжелательно, как лучших друзей, что, к сожалению, бывает не часто. Мы присоединились к экскурсии, что также считаю обязательным: узнаешь много интересного, что не прочитаешь на табличках к музейным экспонатам.
Датой основания Ненецкого краеведческого музея считается 1934 год, когда музей получил помещение, и открылась первая выставка, посвященная заполярному растениеводству. Сейчас в фондах музея более 41 тысячи предметов: этнографические коллекции ненецкого, коми, русского населения, художественные собрания, фото и документальные материалы по истории и культуре округа XIX — XX веков, коллекции палеонтологии, геологии и археологии и другие, уникальная научная библиотека по краеведению.
10
В музее три этажа, мы начали с последнего, с самого интересного — «Истории и этнографии края», где через музейные предметы можно познакомиться с миром ненцев — удивительного кочевого народа.
10
В центре зала — ненецкий чум, переносное жилище из деревянных шестов и меховых стен. Ненцы минимум два раза в год меняют расположение стойбищ в поисках лучших условий для оленьего стада. Весь свой скарб, в том числе чумы, они перевозят с собой на нартах. В чум можно заглянуть, чтобы рассмотреть предметы быта ненцев.
Важная часть быта ненцев — сумки для хранения вещей. На протяжении многих веков для скарба предназначался вместительный меховой мешок, в котором хранили и перевозили одежду, предметы культа, мужские орудия труда, оленьи шкуры, кухонную утварь. Согласно древнему обычаю, девушки должны были иметь сумки в качестве приданого. Сумки разных размеров и назначения девушки сами шили до замужества. Они работали вручную, используя кожу, мех и нитки из спинных сухожилий оленя.
9
Слева можно видеть такую сумку — пад, в них складывали одежду, меховую обувь, шкурки пушных зверей, все для шитья. Хорошо сшитая сумка служила до 50 лет, их не дарили, но могли продать. Сумки, как и одежду, украшали орнаментом, цветным сукном и меховой мозаикой. Сумка — женская вещь, поэтому всегда находилась на женской половине чума.
Рядом с сумкой — люлька. Ненцы пользовались универсальной колыбелью, которая подходила на любой случай жизни. Оны была деревянная, овальной формы, с прочными бортиками, прямым дном и дугой в изголовье. По бокам колыбели есть две лямки для подвешивания к шесту чума. Раскачивали колыбель с помощью веревки, не вставая с места. Малыша пристегивали внутри с помощью трех пар ремешков, которые не давали ему на улице выпасть из люльки или высвободить ручки, которые легко обморозить. Изготовление люльки — мужская обязанность.
7
Обратите внимание на небольшую сумочку, украшенную яркой крашеной замшей. Это тучейка — главная спутница ненецкой женщины. В этой сумочке она хранит все свои принадлежности для рукоделия: лоскуты сукна, замши, обрезки кожи, разноцветные нитки, бисер, бусины, пряжки, иголки. Шитье — основное ремесло ненецких женщин. Всю свою жизнь они шьют зимнюю и летнюю одежду для всей семьи, а также стены для чума. Девочек учат этому делу с пяти лет, их первым изделием становится куколка размером с детскую ладошку, для нее они шьют национальные одежды, мастерят из бересты мебель и посуду. В это время у девочек появляется их первая тучейка.
10
Нарты — традиционные сани народов Севера. Все их части изготавливали из дерева и скрепляли без единого гвоздя, чтобы при поломке в пути оленевод всегда мог починить их без дополнительных инструментов. Существует около десяти разновидностей нарт: мужские, женские, для перевозки чума, сакральные, печные, гоночные. Все они различаются размером, конструкцией, весом и скоростью. В старину нарты украшали, теперь эта традиция сохранилась только для женских нарт и саней невесты.
На снимке мужские нарты, они покрыты оленьей шкурой для мягкости и тепла. Сверху на нарте лежит хорей — палка для управления оленями при езде.
11
Конструкция женских нарт отличается от мужских: их сиденье больше и закрыто бортиками с трех сторон, потому что женщина обычно ездит с детьми. Покрывала для женской нарты шьют из сукна разной формы, размерами метр на три, прямоугольной формы, в декоре использовали традиционные геометрические орнаменты. Передние части саней обматывают красными полосками сукна или оленьей замши, с которой свешивается бахрома.
Каждый цвет у ненцев обладает своим сакральным значением. Яркое, разноцветное покрывало, которым женщина украшает нарты, знаменует торжество жизни. Слева на нартах — суконная попона на оленя.
9
А это мужские орудия труда — охотничьи лыжи — кунды, лук, стрела с вильчатым наконечником, капкан, игла для вязания сетей, ступка для растирания нюхательного табака, пороховница, ненецкий календарь для подсчета оленей.
9
Мужская зимняя одежда состоит из меховой малицы и надетой сверху маличной рубахи из ткани, которая предохраняет малицу от влаги, солнца и загрязнения. Особенно интересны пимы — ненецкая национальная обувь, которую шьют вручную. Они двухслойные: первый слой — меховые чулки, которые кроят мехом внуть из неблюя — шкуры двухмесячного теленка, второй — наружные пимы, сшитые из камусов, шкур с ног оленя. Подошву пимов делают из оленьих щеток — кусочков шкуры вокруг копыт или используют жесткие шкуры со лба оленя, располагают их ворсом назад, чтобы пимы не соскальзывали при подъеме на гору.
Мужские пимы привязывают к кольцам на поясе меховых штанов с помощью специальных ремешков и, кроме того, подхватывают под коленом шнурком, сплетенным из крашеной шерсти. Пимы носят в среднем пять-семь лет, у каждого мужчины есть сразу две-три пары. Нарядные, выходные пимы обычно служат мужчине всю жизнь.
7
Это тоже мужская верхняя зимняя одежда жителя Тиманской тундры — совик (савак). Сшита вручную в середине XX века.
7
9
Паница — верхняя зимняя одежда жительницы Малоземельской тундры подпоясана поясом из шерстяных нитей. Обратите внимание на пряжку конца XIX века. Ненцы не занимались обработкой цветных металлов, только оловянным литьем. Изделия из медных сплавов они получали путем обмена товарами с заезжими купцами, а позднее — торговли.
Головной убор — шапка-капор (вадак). Женские пимы украшали ближе к носку, так как женская одежда длинная. Пимы также пристегивали к поясу, но, в отличие от мужских, не перехватывали под коленом.
8
Женская паница и шапка жительницы Канинской тундры. Паница и шапка девочки из Малоземельской тундры.
Пояс — обязательный атрибут национальной одежды ненецкой женщины в любое время года. Это не только украшение, но и оберег. Первый пояс малышка получает от мамы, только научившись ходить. Как правило, это плетеная тесьма, ленточка или простая веревка, чтобы ребенок научился чувствовать на себе пояс. Верхнюю одежду женщины носят с поясом, длина которого 3–4 метра. К нему пришивали медную пряжку, иногда диаметром до 20 сантиметров.
Верхняя одежда ненцев — распашная, пояс помогает зафиксировать ее и сохранить тепло. Существовали строгие правила: пояс нельзя было бросать, топтать и перешагивать через него. Ненцы считают, что неподпоясанными ходят только ленивые, неряшливые люди и бездельники.
5
Суконные паницы женщины и девочки с отделкой мехом по воротнику и фабричные шелковые платки.
5
А вот и шаман — главный посредник между миром людей и миром духов. Он совершал камлание — ритуал общения с духами, сопровождал все праздники, свадьбы, похороны. К шаману обращались за советом и помощью, просили поддержки перед дальними походами, в болезни и неудачах. В Музее собрана уникальная коллекция предметов культа ненцев.
5
На шамане — замшевая куртка, праздничные пимы и маска шамана, все облачение — ручная работа кона XIX — начала XX века. Главный атрибут шамана — бубен, по-ненецки — «пензер» и колотушка. Бубен в культуре ненцев — символ оленя, на котором шаман путешествует по Верхнему, Среднему и Нижнему мирам. Бубны изготавливали специальные мастера, при этом они не должны были быть родственниками шамана. После смерти шамана, если у него не было наследников-преемников, пензер повреждали и вешали на могилу владельца.
Бубен в коллекции музея сделан в конце XIX века из дерева и кожи. Колотушку для ненецкого бубна мастерили из дерева, она имела форму лопатки с рукоятью. Широкую часть оборачивали шкуркой или ровдугой — замшей из оленьей шкуры. Во второй половине XX века бубен потерял свое сакральное значение и стал служить музыкальным инструментом в национальных ансамблях народов Севера.
1 из 2
5
Это игрушки ненецких детей. Справа — традиционная ненецкая игра «тебко», которую называют ненецкими шахматами или шашками.
1 из 2
4
На планшетах на стене — материалы древнейшей истории, под стеклом — археологические находки периода мезолита, неолита и железного века.
1 из 3
6
Есть информация о Пустозерске — первом русском города за Полярным кругом, основанном в 1499 году. Можно познакомиться с его историей, а также увидеть вещи, обнаруженные на территории этого, уже не существующего, города.
1 из 2
6
В витрине — вещи, принадлежавшие старообрядцам, и портрет протопопа Аввакума — центральной фигуре раскола Русской православной церкви в XVII веке, идеолога старообрядчества, сосланного в Пустозерск, где в 1682 году его сожгли вместе с другими вождями русского старообрядчества.
5
Корабельная пушка второй половины XVIII века и ядра XVII-XVIII веков.
4
На планшетах можно познакомиться с документами о жизни региона в конце XIX века, увидеть фотографии реальных людей. В 1903 году на территории, что относится к современному Нарьян-Мару, товарищество «Стелла-Поляре» основало Печорский лесозавод.
1 из 2
4
Предметы начала и середины XX века.
4
Планшет, рассказывающий об участии жителей региона в Первой мировой войне.
1 из 2
4
Материалы, посвященные Вайгачской экспедиции ОГПУ — экспедиции на полярный остров Вайгач с целью поиска и разработки месторождений цветных металлов. Это были заключенные: осуждённые по ст. 58 опытные геологи, горные специалисты, инженеры, топографы, а также уголовники. Среди них, например, был знаменитый актер Вацлав Дворжецкий.
8
Это барак первопоселенцев Нарьян-Мара, город ведет отсчет своих лет от 1931 года.
5
5
Планшет, посвященный Великой Отечественной войне, рассказывает о помощи региона фронту, работе морского порта в годы войны, о создании оленно-транспортных батальонов, о летчике-истребителе, Герое Советского Союза А. К. Тарасове, которому передали самолет, построенный на личные сбережения работников Нарьян-Марской судоверфи.
6
1 из 2
6
Слева - макет типового дома для оленеводов, переведенных на оседлый образ жизни.
Есть информация о Нарьян-Марском морском порте, о жизни региона в послевоенные годы и в наши дни.
6
4
6
Рассказывается о полезных ископаемых Ненецкого автономного округа, о добыче нефти и газа. На территории округа расположена часть Тимано-Печорского нефтегазоносного бассейна, и действуют 90 месторождений углеводородов.
Второй этаж посвящен природе края.
7
Здесь главный экспонат — череп шерстистого мамонта, один из первых предметов палеонтологической коллекции музея, найденный в 1936 году на берегу реки Колвы в Большеземельской тундре. Его в 2013 году реставрировали, закрепили кости и изготовили муляжи бивней. Такие мамонты жили в Сибири 200–300 тысяч лет назад.
7
Хороша экспозиция животных, птиц и растений региона. В центре витрины обедает песец, а вокруг него птицы: гага обыкновенная, белощекая казарка, кулик-сорока… Сверху летает бургомистр.
6
6
7
Волк и его добыча — северный олень, на него рычит росомаха, а заяц-беляк решил удрать, пользуясь моментом.
8
Вот она, — россомаха, как нам говорили ханты, это самый страшный зверь в лесу.
8
6
6
Есть там все животные, птицы и рыбы, что водятся на территории Ненецкого автономного округа, но, как обычно, в витрине, кроме медведя, фотографируешь и себя.
1 из 5
4
В коридоре висели планшеты с информацией о ненецких орнаментах. Вы знаете, что это не просто рисунки? Это целая знаковая система, которая заменяла письменность. По своему рисунку и характеру линий узоры ненцев европейских тундр очень разнообразны, они рассказывают об окружающем мире, помогают определить, откуда прибыл человек, какой масти у него олени и пр. Считается, что узоры придают вещам свойства оберегов и защищают владельца.
6
В завершение прогулки по музею можно измерить свой рост в попугаях в белках и медведях. Конечно, это предусмотрено для детей, но пенсионеры — они тоже дети, им простительно. Вот, например, наша Оленька (Manola). В ней 3/5 медведя или 10 белочек.
Рекомендую сувенирный магазин музея. Отличный выбор разнообразных подарков и сувениров!
Для справки:
Режим работы музея: со вторника по пятницу — с 10:00 до 18:00 часов, в субботу — с 11:00 до 18:00 часов, воскресенье и понедельник — выходные дни.
Стоимость посещения музея: для взрослых — 200 рублей, пенсионерам — 80 рублей, дети до 14 лет — бесплатно.
Стоимость посещения с экскурсией: для взрослых — 300 рублей, пенсионерам -150 рублей, дети до 14 лет — 50 рублей.