Музей истории танка Т-34 начал свою работу 2 мая 1985 года. Сначала это был небольшой музей площадью всего 26 квадратных метров, организованный Ларисой Николаевной Васильевой — дочерью Николая Алексеевича Кучеренко, одного из конструкторов танка. В конце 2001 года открылся музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34».
Музей расположен на 36 километре Дмитровского шоссе. В этом районе испытывался первый русский тяжелый танк, отсюда в декабре 1941 года в контрнаступление пошли танки Т-34.
Первые танки в России начали разрабатываться до революции. Еще на подъезде к музею видна большеколесная боевая машина, разработанная в 1914–1917 годах. Это самая крупная сухопутная боевая машина в мировом танкостроении. Диаметр ведущих колес составляет 9 метров, танк был оснащен двумя двигателями «Майбах». На вооружении Царь-танка были две пушки и несколько пулеметов.
2
Макет-реконструкция Царь-танка
Буква «Т» означает танк, а последующие цифры 34, 54, 64, 72 и так далее — заводской индекс. На территории музейного комплекса установлены три танка Т-34. Средний танк Т-34 разрабатывался в 1937–1940 годах конструкторским бюро завода № 183 (позже названный Харьковским заводом транспортного машиностроения им. В. А. Малышева). С 1940 по 1945 год был выпущен 58 681 танк — рекорд в мировом танкостроении.
1
Т-34
Невозможно обойтись без технической справки:
— длина танка — 5,92 метра, ширина — 3 метра, высота — 2,41–2,72 метра;
— экипаж из четырех человек — командир, механик-водитель, заряжающий, радист-пулеметчик; в танке Т-34-85 дополнительно требовался наводчик орудия.
1 из 2
Громкоговорители, из которых страна узнавала новости с фронта
Накануне Праздника Великой Победы на территории музея проведена военно-историческая реконструкция «На пути к Праге». По полю ездила самоходка, стреляли, взрывали с обеих сторон, в ход даже пошел настоящий огнемет!
1
Подготовка Советской стороны
Подготовка немецкой стороны
1 из 2
В музее показана хронология создания танка, представлены люди, работавшие над сверхважным проектом, а также герои-танкисты и их боевой путь.
Предшественниками танка Т-34 являлись танки БТ (быстроходный танк), разрабатываемые в 1920–1930-х годах. Танки БТ и Т-24 имели бензиновые двигатели, что значительно повышало риск возгорания при попадании снаряда противника, а также ряд других недостатков.
По поручению И. В. Сталина в 1937 году группой инженеров-конструкторов во главе с Михаилом Ильичом Кошкиным, Александром Александровичем Морозовым, Николаем Алексеевичем Кучеренко началось создание нового танка с дизельным двигателем.
В 1939 году были представлены первые образцы — танки БТ-20 и А-32. 19 декабря 1939 года танку А-32 присвоено название Т-34. В 1940 году экипажи двух опытных танков совершили пробег от Харькова до Москвы. Один из танков вел руководитель конструкторской группы — М. И. Кошкин. Тяжелый маршрут негативно сказался на здоровье главного конструктора, Михаил Ильич Кошкин умер от пневмонии. 17 марта 1940 года опытные образцы танка были представлены правительству. Иосиф Сталин тогда сказал: «Это будет ласточка наших бронетанковых сил!».
1
В 1941 году Харьковский паровозостроительный завод, на котором выпускались танки Т-34 был разрушен. В 1941 году Советские войска потеряли около 20500 танков всех типов.
Серийное производство танка началось на заводе № 183 и Сталинградском тракторном заводе (позже переименован в Волгоградский тракторный завод).
С началом Великой Отечественной войны производство танка началось на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, Челябинском тракторном заводе, «Уралмаше» в Екатеринбурге, заводе № 174 в Омске и Уральском танковом заводе № 183 в Нижнем Тагиле.
Харьковский завод № 183 имени Коминтерна был эвакуирован в 1941 году в Нижний Тагил. Главным конструктором завода после смерти М. И. Кошкина стал А. А. Морозов.
1
1
1
1
В 1942 году заводы нарастили объемы выпускаемых танков. Налажено конвейерное производство танков Т-34, был разработан метод автоматической электросварки, в результате чего выпуск танков увеличился в 5 раз.
Вот что писали зарубежные «партнеры» после испытаний танка Т-34 на Абердинском полигоне в США в 1942 году: «Есть основания считать, что он обладает более высокими эксплуатационными скоростями, меньшим сопротивлением качению и лучшей проходимостью, чем американский танк М4, но уступает ему в тщательности изготовления и надежности в работе».
В боях с 1941 года танки Т-34 показали, что превосходят боевые машины немцев. В 200 километрах от Сталинграда был разгромлен танковый корпус командующего армии «Дон» Эриха фон Манштейна.
1
Немецкие инженеры-конструкторы выпустили новые типы танков — «Тигр» и «Пантера» с дальностью стрельбы до 2000 метров и более крепкой броней. Единственным преимуществом танков Т-34 осталась лишь маневренность.
Трос с коушем, найденный в районе боевых действий
Ответом советских танкостроителей стал танк Т-34-85. Огневая мощь нового танка обеспечивалась увеличением калибра орудия. Главными приоритетами оказались простота и дешевизна конструкции.
1
Средний танк Т-34-85 принят на вооружение 23 января 1944 года. 88-миллиметровая пушка поражала немецкие танки «Пантера» на дальности до 1000 метров, танки «Тигр» на дальности до 700 метров.
1
T-34-85
Фрагмент комнаты в дачном доме инженера-конструктора Н. А. Кучеренко и его дочери Л. Н. Васильевой в поселке Луговая. Именно здесь в начале 1980-х годов был создан музей, посвященный создателям танка Т-34.
1
В 1942 году за создание танка Т-34 его создатели были удостоены Сталинской премии (М. И. Кошкин посмертно).
1 из 3
Маршалу Михаилу Ефимовичу Катукову принадлежит честь крупной победы советских автобронетанковых войск в 1941 году под Мценском над танковыми дивизиями, которыми командовал Хайнц Вильгельм Гудериан.
Последний танк Т-34-85 сошел с конвейера в 1946 году.
Завершается музейная экспозиция находками вещей врага на полях танковых сражений…
Перед зданием музея представлены основные модели-последователи танка Т-34.
Противотанковая самоходная артиллерийская установка СУ-100 выпускалась на базе танка Т-34-85. Применялась СУ-100 для артиллерийского сопровождения средних танков, двигаясь за танками на удалении 200–300 метров. Разработана в 1944 году конструкторским бюро Уралмашзавода. Всего было выпущено 2689 машин. 100-миллиметровая пушка поражала немецкие танки «Тигр» и «Пантера» на дальности 1000 метров.
1
СУ-100
Средний танк Т-54Б является последней модификацией танков Т-54. Разработан в 1956 году в Нижнем Тагиле. На части танков Т-54Б устанавливались минные тралы. 100-миллиметровая пушка с дальностью стрельбы 6900 метров, броня защищала от 90-миллиметровых бронебойных снарядов.
1
Т-54Б
Командирский танк Т-64АК разработан в Харькове на заводе транспортного машиностроения им. В. А. Малышева и принят на вооружение в 1973 году. Новшеством того времени стали 125-миллиметровая пушка с эжектором, двухплоскостной стабилизатор и оптический дальномер, многослойная комбинированная броня, автоматическое противопожарное оборудование.
1
Т-64АК
Основной танк Т-72 разработан конструкторским бюро в Нижнем Тагиле на Уралвагонзаводе и принят на вооружение в 1973 году. 125-миллиметровая пушка с дальностью стрельбы до 1300 метров и скоростью 8 выстрелов в 1 минуту. Многослойная комбинированная броня защищала от 105-миллиметровых снарядов противника.
1
Т-72
Основной танк Т-80Б разработан на Ленинградском Кировском заводе, принят на вооружение в 1978 году. От всех предыдущих танков отличался наличием комплекса управляемого вооружения с наведением ракеты лазерным прицелом-дальномером. На танке Т-80 впервые в мире была установлена газотурбинная силовая установка. 125-миллиметровая пушка с дальностью стрельбы 1300 метров. Многослойная комбинированная броня защищала от 105 и 120-миллиметровых снарядов противника.
1
Т-80Б
Официально танк Т-34-85 снят с вооружения только в 1993 году. Последним документированным случаем боевого применения танка Т-34 стало их использование во время вооруженного конфликта в Йемене.
Адрес музея: Московская область, городской округ Мытищи, деревня Шолохово, дом 89А. Время работы музея можно уточнить на сайте http://museum-t-34.ru/