Благовещенский монастырь — православный мужской монастырь муромской епархии РПЦ.
В крипте монастыря открыт этот православный музей.
Благовещенский монастырь — православный мужской монастырь муромской епархии РПЦ.
В крипте монастыря открыт этот православный музей.
Вход в него стоит 50 рублей.
Спускаюсь вниз.
Плита 18-го века.
Крещение муромцев. Икона написана Александром Казанцевым в 1714 году.
В церковном сказании излагается следующая история. Местные жители долгое время исповедовали языческую религию и обожествляли силы природы. Узнав об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, чтобы обратить жителей города в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Муромские язычники, не хотели принимать князя, сопротивлялись и даже убили его младшего сына Михаила. Однако затем, потрясенные чудесным знамением от привезенной из Византии иконы Божией Матери, названной впоследствии Муромской, они раскаялись в своем злодеянии, и приняли крещение в водах близлежащего озера Кстово
Преподобный Иулиан был схимонахом Благовещенского монастыря. Он родился в 1597 году. Подвизался подвигом поста под алтарем монастырского собора, где и был погребен. В 1834 году гробница с нетленными мощами преподобного Иулиана была открыта рабочими, подводившими новые своды под Благовещенский собор. Под полом нашли каменную плиту с надписью: «Лета 7146 (1638 г.) марта в 26 день преставился раб Божий схимонах Иулиан Федоров, сын Кочуков». Рабочие из любопытства открыли крышку хорошо сохранившегося гроба и, увидев башмаки и одеяние покойника, испугались. О своем открытии они сообщили священнику Симеону Березину, справлявшему тогда должность казначея в монастыре. Священник Симеон, протянув руку в отверстие гроба, осязал сохранившееся тело умершего. Испугавшись в свою очередь, он велел рабочим снова закопать гроб в землю и никому не говорить о происшедшем.
Спустя некоторое время, по рассказам очевидцев, в монастырь пришла женщина и стала просить отслужить панихиду над гробницей схимонаха Иулиана, который, якобы, явился ей во сне и исцелил от болезни. Тогда-то священник Симеон решил открыть тайну захоронения настоятелю монастыря и указать место гробницы схимонаха. С той поры многие стали приходить и служить панихиды над гробницей святого Иулиана.
На гробнице устроили каменную плиту с подробной о нем надписью, поставили икону, изображавшему лик подвижника. В храме стали служить молебны и 26 марта праздновать его память как местночтимого святого. Однако со временем почитание памяти святого стерлось в народной памяти.
В июле 1933 года мощи были осмотрены. Они оказались неповрежденными, разрушилась только часть одежды.
Келья преподобного Иулиана.
Вериги преподобного в келье.
Молитва.
Мы в следующем помещении крипты.
Остатки каменного свода пережившее пожар.
В 1792 году обитель пережила пожар, однако каменные строения и главные святыни уцелели.
В связи с пожаром Муромское духовное училище было переведено в дом смотрителя, а в 1800 году закрыто.
Каменная плита 16–17 веков.
Захоронение 1571 г.
Монастырь основан в 1553 году Иваном Грозным, посетившим Муром в 1552 году во время похода на Казань.
С 1555 года в Благовещенском соборе открыто почивали мощи князя Константина.
В 1616 году монастырь был разрушен и разграблен поляками. На протяжении XVII века обитель постепенно возрождалась из руин.
Фелонь 19-го — начала 20-го века.
Стихари, 19-й век.
Стихарь (греч. στιχος — стих, строка, прямая линия) — одежда, богослужебное одеяния священно- и церковнослужителей, прямая, длинная, с широкими рукавами.
У современных стихарей РПЦ боковые разрезы и ворот с грудным вырезом подшиты тонкой золотистой лентой, а низ стихаря и рукава имеют ещё и широкую ленту.
Почти квадратные переднее и заднее оплечья обозначаются широкой лентой.
Ленты знаменуют собою те узы, которыми был связан Ииисус Христос на неправедном суде пред Каиафою и Пилатом, и кровь, истёкшую из ребра Его.
Разрезы под рукавами стихаря напоминают о прободённом ребре Христа, а оплечья из других материй или других цветов означают язвы от Его бичевания.
На спине стихаря пришивается большой крест.
Пелена, 20 век.
Пелена (пелена подвесная) — плат, который подвешивался под иконы нижнего ряда иконостаса, а также под особо чтимые иконы, стоявшие в храме на отдельном постаменте или в киоте.
Исполнение подвесной пелены было знаком особого почитания данного образа, благочестия заказчика и исполнителя.
На пеленах чаще всего изображали голгофские кресты, реже вышивали изображения Богоматери, Христа, святых или «праздников».
Нередко сюжет пелены не повторял композицию иконы, а варьировал её, внося дополнительные смысловые акценты, а во многих случаях на пелене вышивался литургический текст, прославляющий иконное изображение. Пеленой называли также роспись нижних частей стен храма, имитирующую подвесную ткань со складками.
Фелонь, 1886 г.
В католической церкви аналогом фелони является казула.
В православной церковной практике активно применялся и малый фелонь (коро́ткий фело́ний), который во время богослужения носили свещеносцы.
Короткий фелонь был одеждой чтецов в Греции до конца XIV века, а в России — до XVI века, затем её заменили стихарем.
Сейчас в Русской православной церкви короткий фелонь используется только при хиротесии во чтеца — на постригаемого на несколько минут поверх подрясника надевают белый малый фелонь, который потом заменяется стихарём.
Епитрахиль 19-го века.
Это длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь.
Первоначально епитрахилью был диаконский орарь, который в знак сугубых (в сравнении с диаконом) благодатных дарований при хиротонии диакона в иерея перекладывался вторым концом со спины на грудь. Впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скреплять пуговицами.
Епитрахиль надевается поверх подризника (в полном облачении) или рясы (в малом облачении). Символизирует благодатные дарования иерея как священнослужителя.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии