Муромский Спасо-Преображенский монастырь («Спа́сский что на Бору́«) — мужской монастырь, расположенный в Муроме, на левом берегу реки Оки.
Муромский Спасо-Преображенский монастырь («Спа́сский что на Бору́«) — мужской монастырь, расположенный в Муроме, на левом берегу реки Оки.
Надвратная церковь.
Монастырский внешние стены…
Монастырские стены справа от Надвратной церкви.
В «Списке памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения», в составе ансамбля Спасо-Преображенского монастыря значатся пять объектов:
Часовня Божией Матери.
Местное предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI века «Повести о водворении христианства в Муроме», связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем (не позднее 1015 года).
Появление монастыря на рубеже X–XI веков прочно утвердилось в российской историографии, хотя существуют и другие точки зрения на время появления обители.
Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с «муромским походом» черниговского князя Олега Святославича и гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича.
В лето 6604… Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день … Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса …
Ко времени кончины муромского князя Юрия Владимировича — 19 января 1175 года — относится второе упоминание Спасского монастыря как места погребения князя: «преставися князь Муромский Юрьи месяца генваря 19 день, и положен бысть у святаго Спаса в Муроме».
При этом по Ипатьевскому списку, церковь, в которой был погребён князь, характеризуется как возведённая его стараниями: «Въ томъ же лете преставися Дюрдий князь Муромьский месяца генваря 19 день и положенъ бысть у Христовы церкви въ Муроме, юже самъ созда».
В конце XV века Спасский монастырь ещё раз косвенно упоминается на страницах летопиского свода в связи с кончиной одного из новгородских бояр — Фёдора Борецкого, принявшего перед смертью иноческий постриг в Спасском монастыре — единственной в то время мужской обители в Муроме:
«Тоя же весны (9 мая 1476 года) преставися въ городе въ Муроме Марфинъ сынъ Федоръ, и постригся месяца маия въ 9».
В середине XVI века после успешного похода Ивана Грозного на Казань в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря.
Несмотря на многочисленные перестройки, собор в основе сохранил свой прежний вид. В нём с большей силой чувствуется живая традиция пятиглавых соборов, идущих от Успенского собора Московского Кремля. … Скромная орнаментация, строгие пропорции, монолитность здания придают ему облик суровой простоты, соответствующей торжественному монастырскому храму
— А. Л. Монгайт.
С именем царя Ивана Грозного связано и начало экономического расцвета Спасского монастыря.
Наделив обитель обширными вотчинами, царь установил в нём также «общежительство».
В описях Мурома 1624 и 1636–1637 годов монастырь значится как «строение государево», что подтверждает активное участие в жизни обители представителей царствующего дома.
В 1616 году Муром подвергся нашествию вооружённого литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского, во время которого пострадал и Спасский монастырь.
В период церковных реформ Никона Муром значительное время отказывал нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества.
Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658–1662) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в иправлении книг при Патриархе Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, «яко у царя тако поют».
В 1662 году архимандрит Антоний по распоряжению архиепископа Рязанского и Муромского Илариона был отстранён от управления монастырем, а в феврале 1666 года вызван на собор в Москву. Несмотря на принесённое покаяние, архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.
В 1680-е годы в монастырь были сделаны крупные пожертвования со стороны митрополита Сарского Варсоновия (Черткова), происходившего из династии муромских купцов. На его средства в монастыре были построены двухэтажный настоятельский корпус и начата реконструкция обветшавшего Покровского трапезного храма.
В 1720-х годах монастырь был приписан к рязанскому Архиерейскому дому, а на его территории было открыто первое в городе учебное заведение — школа для обучения священнических детей.
После революции 1917 г. поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании, произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года и возглавляемом полковником Н. П. Схаровым.
В 1918–1919 годах Преображенский собор монастыря продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц.
В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектировали представители муромского музея, но уже с января 1929 года обитель заняли военные и частично отделение НКВД.
В это же время началось уничтожение монастырского некропля, а доступ на территорию монастыря гражданских лиц был прекращён.
Некрополь монастыря.
В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное управление, а также к председателю Муромского горисполкома Жукову, в поддержку передачи муромского Спасского монастыря Рпц.
За возрождение обители выступил академик Дмитрий Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.
Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов). 5 июня того же года Священный Синод Русской православной церкви благословил открытие монастыря.
Как вспоминал иеромонах Кирилл (Епифанов):
«Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…».
Но чуть позже в монастырь вернулась икона Божией Матери «Скоропослушница», понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин.
В 2000–2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счётной палаты РФ.
Куратором от Счётной палаты — председателем попечительского совета по восстановлению являлся аудитор Сергей Рябухин.
22 июня 2005 года на территории монастыря освящена часовня Святого Великомученика Георгия Победоносца:
«в молитвенную память о упокоении душ приснопамятных вождей и воинов за веру и Отчество на поле брани жизнь свою положивши, от ран и глада почивших в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для Победы потрудившихся. Их же имена Ты Господи веси».
Епархиальное управление.
Часовня-костница.
Надвратная церковь Сергия Радонежского.
Часовня Живоносный источник.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.