Вновь приглашаю всех читающих эти строки в Муром.
С недавних пор у нас в стране почти повсеместно стали отмечать «День семьи, любви и верности». Это происходит ежегодно 8 июля, и приурочен этот праздник ко дню памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии. Стало модным устанавливать памятники Петру и Февронии. Они сейчас возведены во много городах и посёлках России. А городом, в котором Пётр и Феврония были изначально известны и приобрели всенародную любовь и почитание, стал древний русский город Муром. Здесь тоже установлен памятник Петру и Февронии, и даже не один.
Историю о семье Петра и Февронии вся читающая Русь узнала ещё в XVI веке благодаря книжнику Ермолаю Прегрешному, написавшему «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Историческими прототипами этой повести стали люди далёкого XIII столетия, жившие в Муроме.
Ермолай Прегрешный объединил в повести два сюжета: сказку об огненном змее и сказку о мудрой деве. Написал он это литературное произведение по заказу архиепископа Новгородского Макария, ставшего потом митрополитом Московским и Всея Руси, который задумал создать многотомный сборник читаемых святых книг на Руси с текстами на каждый месяц — «Великие Четьи-Минеи». Псковский книжник Ермолай Прегрешный, в иночестве Еразм, взялся изложить историю о князе Петре и его супруге Февронии, которые к 1540-му году уже почитались в Муроме как местные святые, а благодаря повести о них узнали по всему Московскому царству.
Однако у Ермолая вместо душеспасительного чтения для православных христиан получился настоящий приключенческий роман, и Макарий не стал его включать в сборник. Но повесть, написанную Ермолаем Прегрешным, полюбили и в царских палатах, и в крестьянских избах. Она стала одной из самых популярных русских средневековых историй. Сюжет повести вкратце таков.
В Муроме правил князь Павел, жену которого искусил дьявол-змий. Тот прилетал в княжеский дворец, принимал образ Павла и проводил ночи с княгиней. В конце концов супруга Павла раскусила злодея, а младший брат Павла — князь Пётр вызвался отомстить. В молитвах он обрёл меч-кладенец и сокрушил дьявола. Однако кровь змия заразила Петра проказой.
Спасти Петра вызвалась крестьянка по имени Феврония. Она была дочерью пчеловода из деревни Ласково на Рязанщине. Девушка приготовила специальную мазь, но отдала её Петру с одним условием: князь должен был жениться на ней. Пётр поначалу и не думал жениться на простолюдинке, но для виду согласился, решив потом откупиться богатыми дарами. Однако и Феврония была «не лыком шита». Она посоветовала князю нанести мазь на всё тело, оставив при этом небольшой кусочек необработанной кожи. Князь Пётр так и поступил, мазь ему помогла, после чего он поспешил покинуть деревню Ласково без женитьбы на Февронии. Люди князя привезли ей щедрые подарки, но Феврония их не приняла. А вскоре тело Петра вновь покрылось струпьями.
После повторного исцеления Петру всё-таки пришлось жениться на Февронии. Молодожёны жили в Муроме в благочестии и согласии. А после смерти старшего брата — князя Павла — Пётр взошёл на княжеский престол. Но, как только он это сделал, начались интриги. Бояре потребовали от князя отречься от жены-простолюдинки, поставив ему ультиматум: или Муром, или Феврония. Пётр выбрал жену, и они уплыли из Мурома по реке Оке куда глаза глядят.
В результате жители Мурома оказались во власти алчных бояр и очень скоро отправили гонцов на поиски князя Петра с просьбой вернуться. Те нашли их, Пётр с Февронией вернулись в Муром и правили в нём «аки чадолюбивый отець и мати».
В старости Пётр и Феврония приняли постриг и жили в разных монастырях, переписывались друг с другом и договорились умереть в один день. Даже приготовили общий гроб, разделённый перегородкой, и завещали похоронить их вместе в этом гробу. Так и случилось, княжеская чета скончалась 25 июня 1228 года по старому стилю (или 8 июля по новому стилю). Предание гласит, что вначале завещание супругов было нарушено, и их похоронили в разных гробах, поскольку монахов нельзя было хоронить в одном гробу. Но случилось чудо, дважды тела Петра и Февронии покидали свои гробы и воссоединялись в общем. Видя подобное, люди оставили в покое мощи усопших, и они были погребены в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, стоявшей тогда в центре Муромского кремля на Воеводской горе.
На церковном соборе 1547 года Пётр и Феврония Муромские были причислены к лику святых.
До 1921 года гробница с их мощами была главной святыней города Мурома, но в 1921 году мощи изъяли для обследования и перевезли их в краеведческий музей Мурома. Кафедральный собор Рождества Богородицы в 1930-е годы отдали военным, а после Великой Отечественной войны храм и вовсе разобрали. Мощи святых хранились в подвале музея до 1989 года, пока по просьбе Владимиро-Суздальской епархии гробницу муромских чудотворцев не возвратили Русской православной церкви. Сейчас они находятся в Свято-Троицком женском монастыре Мурома.
В 2008 году Межрелигиозный совет России приурочил к дню памяти Петра и Февронии (8 июля) праздник под названием «День семьи, любви и верности». В честь нового праздника были отчеканены медали, которые вручаются супругам, прожившим в браке не менее 25 лет. На одной стороне медали изображены Пётр и Феврония, а на другой — ромашка — символ любви. Так медаль соединила воедино два праздника: православный и светский.
С 2008 года по всей России стали сооружаться памятники Петру и Февронии. Сейчас их установлено более 60-ти в разных городах России. Два таких памятника стоят в Муроме. Один — перед входом в Муромский ЗАГС (он вообще самый первый из всех, был открыт 8 июля 2008 года, скульптор Николай Андреевич Щербаков), а другой — возле стен Свято-Троицкого монастыря (открыт 7 июля 2012 года, скульптор Владимир Александрович Суровцев, архитектор Владимир Иванович Сягин).
Интересно, что у памятника возле Свято-Троицкого монастыря на самом деле не два, а три персонажа. Кроме Петра и Февронии, за ними на задней стороне памятника притаился заяц. И это неслучайно, по преданию именно заяц первым появился перед Февронией, когда к ней пришла весть о болезни Петра.
Сейчас фигурку зайца все, кто о нём знает, обязательно потрут руками «на счастье». Мы тоже так сделали…