Про Муром в нашей стране многие знают с детства. А всё потому, что он очень часто упоминается в русских сказках и былинах — древних сказаниях о жизни и подвигах русских богатырей. Некоторые из былин так и начинаются: «Из того из города Мурома, из того ли из села Карачарова…»
Самый знаменитый из трёх русских богатырей — Илья Муромец — является сыном Муромской земли. И если про Добрыню Никитича и Алёшу Поповича неизвестно, существовали ли они на самом деле или это только сказочные персонажи, то вот Илья совершенно точно был реальным человеком. Во всяком случае, в Муроме в этом никто не сомневается. А потому в городе очень многое напоминает про Илью Муромца, в том числе и памятник, воздвигнутый на высоком холме на берегу Оки в городском Окском парке.
Автором памятника является замечательный русский скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. Он создал монументы в десятках российских городов. Это один из них.
1 августа 1999 года на месте бывшего Кремля, рядом с живописной Муромской набережной состоялось торжественное открытие памятника былинному герою. Едва Вячеслав Клыков представил своё новое детище обществу, как все молодожёны Мурома стали приезжать сюда — к Илье Муромцу. В фигуре русского богатыря скульптор воплотил образ воина-монаха. Илья одет в кольчугу, из-под которой видна монашеская ряса, а его голову защищает традиционный русский шлем. Левой рукой богатырь прижимает к груди православный крест, а правой рукой грозно возносит меч над головой в назидание врагам. Взгляд бронзового «Ильи Муромца» обращён в сторону Оки, туда, где в древности проходила граница русских земель.
Высота памятника — от меча до цилиндрического постамента — 21 метр. У постамента установлены грифоны — символы мощи, победы. Левой лапой мифические птицы опираются на щиты. Глядя на скульптуру былинного героя, на ум сразу же приходит знаменитая фраза: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет».
Памятник святому воину Илье Муромцу имеет глубоко символическое значение: прежде всего, это памятник общероссийской воинской доблести и торжеству православия на земле русской.
Но вернёмся к былинному герою и поговорим о нём чуть подробнее.
Настоящее имя богатыря Илья Иванович Гущин. А Муромец — это его прозвище по месту рождения. В былинах говорится о том, что Илья до тридцати трёх лет лежал на печи и ничего не делал. Но не потому, что был лентяем, а потому, что совсем не мог ходить из-за болезни.
Согласно легенде, однажды, когда Илья, как обычно, лежал на печи, в его дом вошли волхвы и попросили подать им воды. Илья ответил, что не может ходить. Но старцы как будто бы не услышали его слов и повторили свою просьбу во второй раз. Илья, едва не расплакавшись от обиды и беспомощности, снова сказал им, что не может ходить. Тогда волхвы повторили свою просьбу в третий раз. И звучала она уже не как просьба, а как приказ: «Встань с печи и иди!" Илья послушался, слез с печи и внезапно почувствовал силу в ногах, которая с каждым его шагом становилась всё больше и больше. Он мог ходить!
Принёс он волхвам воды, а те приказали ему самому той воды испить. Выпил Илья и почувствовал в себе такую непомерную силу, будто всю Землю может перевернуть. Вот так повествует нам старинная былина.
Старцы взяли с Ильи обещание, что не будет он чудесную силу растрачивать зря, а использует её на защиту земли Русской и посвятит свою жизнь служению Отечеству. Благословили его на ратные подвиги и ушли. А Илья вышел из дома, вырвал голыми руками из земли несколько дубовых пней и бросил их в реку Оку. От этого река поменяла русло и защитила Муром от вражеского нашествия.
Это кажется невероятным, но такие же пни, которые когда-то корчевал Илья, сохранились до наших дней на дне Оки. До недавнего времени один из них можно было увидеть возле историко-художественного музея города Мурома. Мы в июне 2015 года видели этот пень и сфотографировали его. Глядя на него, почему-то хотелось верить в то, что рассказанная былинная история про Илью Муромца существовала на самом деле.
К сожалению, впоследствии во время проведения реставрационных работ этот пень был утрачен по халатности рабочих. В прошлом году, когда мы посещали Муром во второй раз, его на месте уже не было…