Кратчайший морской путь из западной части России в восточную пролегает по морям Северного Ледовитого океана. Это — царство арктических льдов и для регулярной круглогодичной навигации здесь требуются мощные ледоколы. Для этих целей в 1959 году на Адмиралтейском заводе в Ленинграде было построено в некотором роде легендарное судно — ледокол «Ленин», первое в мире судно с атомной силовой установкой.
«Ленин» в течении 30 лет обеспечивал навигацию по Северному морскому пути, за это время он провёл 3740 судов. Сейчас ледокол находится на вечной стоянке в Мурманске.
На судне организован музей и желающие могут ознакомиться со внутренними помещениями корабля. Кают-кампания — большое просторное помещение. Здесь собирался офицерский состав, в том числе для приёма пищи.
Сейчас столы в кают-кампании составлены в одну линию. В реальных условиях они расставлялись в шахматном порядке и их закрепляли с помощью креплений на полу.
В других помещениях судна можно увидеть точно же крепления для другой мебели.
Некоторые жилые каюты доступны для осмотра. Например, каюта старшего помощника.
Из рулевой рубки осуществлялось управление ледоколом.
Сейчас из неё открывается хороший вид на набережную и соседние суда.
В столовой принимали пищу простые матросы. Кормили в два приёма т. к. всегда кто-нибудь нёс вахту. Несмотря на раздельные помещения для матросов и офицеров (столовая и кают-кампания) кормили и тех и других абсолютно одинаково.
«Ленин» приводился в движение ядерным реактором. Нагретая энергией распада до состояния пара вода приводит в движение турбину, которая приводит в движение ходовые винты и генерирует электричество для всего судна.
Для туристов в целях демонстрации запускают всего одну турбину. И, наверное, она приводится в движение не ядерным реактором. Не очень шумная, шум полностью работающих турбин был в 100 раз громче.
Такой источник энергии позволял «Ленину» совершать очень длительные рейсы. Например в 1977–1978 годах он находился в плавании больше года. Такие рейсы предъявляли ледоколу высокие требования автономности. На судне был оборудован многофункциональный по тем меркам медицинский отсек. Бор-машина с 3 фото — кажется самая старая бор-машина, что я когда-либо видел.
Посещение ледокола возможно только в составе экскурсии. Экскурсии проводят со среды по воскресенье, 3 раза в день запускают по 2 группы по 20 человек. Записи и продажи билетов заранее нет, только живая очередь на пристани. Итого — 120 человек в день, что совсем немного т. к. все приезжающие в Мурманск хотят попасть на легендарное судно. Такой подход может показаться странным, однако следует учесть что «Ленин» находится в ведении Росатомфлота. Которому до ледокола может и не было бы дела, но т. к. он включён в государственный реестр памятников культурного наследия федерального значения, то им приходится организовывать экскурсионное обслуживание. Но, как видно, без особого фанатизма.