Что заставило молодую образованную девушку, дворянку, приехать в глухую удмуртскую деревню и прожить там треть жизни, обучая грамоте и русскому языку деревенских ребятишек, мы так и не узнали. Экскурсовод на этот вопрос не отвечает.
Авантюра длиною в четверть века
Можно только догадываться и строить предположения, то ли это был сознательный отказ от благ цивилизации, этакий протест против существующей системы, которая навязывает модель поведения людям определенных кругов и сословий.
То ли это была жизненная позиция благородного и чистого человека, чувствующего в себе силы и имеющего ресурс для помощи тем, кто в ней нуждается.
Одно несомненно: поступок, который мог стоить Вере Васильевне не только здоровья, но и жизни, она совершила. И оставила свое имя в благодарной людской памяти.
А вообще, конечно, таких людей в России всегда было немало.
Просто очередной человек, умеющий беззаветно любить и отдавать себя своему призванию. Просто Учитель.
Большие Сибы, Удмуртия
Что же мы узнали о Вере Васильевне Толстой в ходе поездки в дом-музей Веры Толстой в деревне Большие Сибы Можгинского района Удмуртской Республики?
К началу 20 века девушке исполнился 21 год.
Уроженка села Деяново Симбирской губернии, к этому времени она уже закончила Симбирскую женскую гимназию и начала работать учительницей в Елабужском уезде, в селе Биляр.
Это была русская школа, в ней работало два учителя и обстановка была довольно комфортной.
И вот тут произошло событие, которое перевернуло не только судьбу молодой учительницы, но и направило в русло просвещения жизнь целого района (а именно, Можгинского) на юге Удмуртии.
Однажды Вера Васильевна услышала, что в удмуртской деревне собираются закрыть школу, потому что грамотных в довольно большом поселении всего 5 человек, а остальные не считают нужным уметь читать, да и учить-то их некому: единственный учитель сбежал уволился. Надо сказать, что к тому моменту это был уже третий сбежавший учитель.
И девушка — балованая дворянская дочь, умная, настоящая красавица при этом, знающая иностранные языки, девушка, которая могла бы составить счастье какому-нибудь достойному помещику,- принимает решение ехать в Сибы и выводить из тьмы безграмотности удмуртских ребятишек.
Что это, как не подвиг самопожертвования? К счастью, таких людей и сейчас много. На них и держится пока Россия в целом и образование в частности.
Вы думаете, я одна задалась вопросом, почему она приняла такое решение? Что ею двигало в тот момент?
Нет. Местные власти того времени, взбудораженные революционными настроениями в обществе, тоже были озадачены. Поэтому за молодой учительницей стали плотно следить.
Но это не помешало ей начать занятия в классе, где было 15 мальчишек. Только трое из них умели объясниться на русском языке. И началась учёба. Ребята учили русский, а Вера Васильевна-удмуртский.
В своём дневнике молодая учительница писала:
Ребята забитые, мрачные. Школа странная и страшная. Внизу — скот, вверху — комнатка в четыре квадратных метра. Это и класс, и квартира учителя.
С помощью местных жителей, когда-то служивших в царской армии, следовательно, знающих русский язык, учительница перевела на удмуртский язык Букварь и «Книгу для чтения».
Так учение вошло в жизнь и умы жителей Сибов. В школу начали отпускать и девочек, что раньше было просто немыслимо. В 1902 году первый выпуск, численностью в 4 человека, завершил обучение в школе.
Новая школа
Новое здание школы было построено в 1903 году, именно здесь сейчас находится дом-музей. Здание крепкое, срублено на совесть. Мемориальная табличка на нем рассказывает о его истории.
А в самом доме хранятся предметы, принадлежавшие Вере Толстой.
Конечно, в то время к учителю относились не так, как сейчас: его уважали, ценили. Веру Васильевну ребятишки вскоре стали называть «анай» — мама. А в годы Гражданской войны, когда учителям перестали платить жалованье, местные жители взяли ее содержание на себя.
1
А сама она, конечно, сроднилась с удмуртским народом: изучила его менталитет, обычаи, традиции.
Ко всему прочему, Вера Васильевна вела не только просветительскую, но и научную работу. Так, на одном из семинаров для работников просвещения она представила доклад, в котором отметила, что учителя не задерживаются в малых населенных пунктах вовсе не из-за проблем с языком или недоброжелательностью местного населения. Все дело в отсутствии материальной поддержки учителей.
Сейчас, впрочем, все то же, все осталось, как и 120 лет тому назад.
1
Личные вещи В. В. Толстой
Ученики
Деятельность учителя всегда оценивают по его ученикам. Так вот, одним из учеников Веры Толстой был мальчишка, ставший впоследствии одним из самых выдающихся удмуртских писателей — Игнатий Гаврилов. Это говорит о многом, в частности, о том, как можно привить любовь к литературе человеку, знающему грамоту в первом поколении.
1
Среди выпускников Веры Толстой — и еще один удмуртский писатель и театральный режиссер Михаил Покчи-Петров.
А вообще, люди, которые стали впоследствии врачами, инженерами, передовиками производства и просто хорошими людьми с благодарностью вспоминают свою первую учительницу и в своих воспоминаниях говорят, что именно она открыла в них тягу к знаниям и научила учиться. И все это она делала за сто лет до появления ФГОСов.
В Больших Сибах Толстая проработала 25 лет, а затем переехала в районный центр, город Можгу, трудилась библиотекарем в Можгинском педучилище и работала в краеведческом музее.
1
В конце жизни первая удмуртская учительница переехала в Москву, чтобы ухаживать за своей больной сестрой. Согласно завещанию, прах Веры Толстой покоится на кладбище в Можге.
«Там моя вторая родина. Там мои земляки»
Родник в Больших Сибах
Даже не знаю, используют ли для питья сейчас люди воду из этого родника. Скорее всего, нет. Но в начале 20 века из него брали воду жители деревни. Именно Вера Васильевна и ее ученики облагородили его и придали этому месту особую значимость: по сей день здесь проходят массовые гуляния местных жителей.
1
А раньше здесь проходили обрядовые праздники, люди верили, что молодые девушки, которые приходили на родник и обливались этой водой, выйдут замуж в этом же году.
Вода родника образует ручей. Мост через него называют «мостом желаний». По поверьям, если загадать желание в этом месте, то оно обязательно сбудется. Мы загадали. Ждем…
Вот такая история одной великой в своей простоте жизни и одного трудового подвига, о котором знают так мало людей, что нам захотелось рассказать об этом как можно подробнее. Надеемся, что нам это удалось.