Лет этак несколько назад пару месяцев работала я рядом с метро Новослободская, и район тот казался мне совершенно неинтересным. Как вдруг прошедшей зимой подруга прислала ссылку на заметку о храме Преподобного Пимена Великого, который, как оказалось, находится не более, чем в пяти минутах ходьбы от метро, в Нововоротниковском переулке. Статья Дзена обещала мраморный иконостас и росписи, повторяющие те, что сделаны были Виктором Васнецовым для Владимирского собора в Киеве.
Ничего себе… А я и понятия не имела об этом храме! Прискорбный пробел в москвоведении захотелось немедленно ликвидировать, и снежным февральским вечером мы направились в переулок с длиннющим названием.
Воротниками в XIV–XVII веках звали служилых людей, несших караульную службу у городских ворот, запиравшихся на ночь. Хранение ключей от них и защита при нападении врагов были основными обязанностями воротников. Ворота, между прочим, были не просто двумя створками, а довольно сложным инженерным сооружением, обслуживание которых требовало определенных технических навыков. Кроме того надо было поддерживать в должном состоянии артиллерийские орудия, находившиеся при воротах.
«Новыми» же Воротниками местность эта называлась в память о прежней Воротниковской слободе, находившейся рядом с Тверской улицей, между Воротниковским и Старопименовским переулками, где до 1931 года стояла церковь «Старого Пимена». С расширением Москвы воротников переселили за Земляной вал, ближе к новым границам города.
Здесь, в память об оставшемся на прежнем месте храме, в 1658 году и была возведена деревянная церковь в честь Пимена Великого. После разрушительного пожара 1691 года началось строительство новой, уже каменной церкви во имя Троицы Живоначальной с приделом Пимена Великого, законченное в 1702 году. Однако Троицких храмов имелось в Москве множество, и, дабы не путаться, постепенно церковь стали называть по имени придела.
13
Это, конечно не февраль)) Еще раз наведалась сюда в августе, потому часть фото летние.
Кто же такой был Пимен Великий? Родился он около 340 года в Египте. Совсем еще юным с двумя своими братьями Пимен ушел в один из монастырей в египетской пустыне Скитос, где все трое в 356 году приняли иноческий постриг. Проводя время в строгом посте и молитвенных подвигах, преподобный достиг такой высоты добродетелей, что «вошел в совершенное безстрастие».
6
Особенно преподобного Пимена почитают в монашеской среде. Его назидательные высказывания стали широко известны, для многих иноков авва Пимен стал духовным наставником и руководителем. Так, например, он говорил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожит злобы; если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу».
Прожил авва Пимен около 110 лет, скончавшись около 450 года. Вскоре же он был признан святым угодником Божиим и в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу стал именоваться Великим.
Всяческих перестроек и обновлений будет в истории храма еще немало. Так, в конце 18-го — начала 19-го веков появился здесь придел в честь иконы Владимирской Божией Матери.
Причем по преданию строительству этого придела способствовало чудесное событие. Однажды неподалеку от церкви гулял слепой мальчик, развлекавшийся тем, что поднимал с земли, что под руку попадется, ощупывая находки. Когда он «изучал» один такой вроде бы «камушек», в лицо ему попали пыль и песок, он потер глаза рукой с «камушком» и вдруг прозрел! Предметом в его руке оказалась маленькая вырезанная из камня икона Владимирской Богоматери. Иконочка эта долгое время хранилась потом в храме, и еще в начале прошлого века ее можно было увидеть на специальном аналое, напротив иконы преподобного Пимена. Но в период богоборчества она бесследно исчезла…
В 1825 году вокруг храмам была построена существующая и поныне ограда. Зимним вечером ворота смотрелись нарядно! Над центральным пролетом — икона Святой Троицы.
12
Колокольня, которую мы видим сейчас, возведена в 1881–1883 годах. В то же время по проекту архитектора К. М. Быковского были расширены приделы, а новые стены были декорированы в псевдорусском стиле, с крупными кокошниками, главками с каждой стороны и наличниками, имитирующими «разорванные фронтоны» нарышкинского барокко начала XVIII века.
8
Вскоре, в 1897 году, решено было обновить и интерьеры храма. Приходской совет принял решение использовать в качестве образца эскизы росписей Свято-Владимирского собора в Киеве, выполненные В. М. Васнецовым, М. В. Нестеровым, М. А. Врубелем, П. А. Сведомским и другими. Работа была поручена Федору Осиповичу Шехтелю, по проекту которого был создан один из лучших храмовых интерьеров Москвы того времени.
Воплощению же грандиозных идей Шехтеля в жизнь поспособствовали щедрые пожертвования прихожанина храма Владимира Петровича Смирнова — представителя семьи водочных королей России.
К великому сожалению, фотографировать в храме запрещено. Да мы еще оказались там во время службы. Потому даже и «пиратствовать» было неудобно. Как следствие — хороших фото у меня нет, но кое-что все же покажу.
13
Прежде всего, взгляд притягивают резные мраморные иконостасы, изображения святых в которых подсвечены нежно-зеленым. И уже это необычно…
13
И тем более необычно то, что иконостасы невысокие: в главном два яруса, в тех, что в приделах — и вовсе один, но с возвышенным «фронтоном». Считается, что такая «ступенчатость» помогает воспринимать иконостас как подножие запрестольного образа Богоматери с Младенцем.
Огромный этот образ, парящий над пространством храма, первая, в череде многих затем сделанных, копия знаменитой «Васнецовской Богоматери» из киевского Владимирского собора. Увы и ах в самом храме сделать фото было нереально, но — точно такую же фреску, только меньшего размера можно увидеть на внешней стене церкви. Вот она:
9
Около двух лет писал Васнецов образ Царицы Небесной, несущей грешному миру своего Сына. Глаза ее полны печали и любви… Прекрасно бледное, озаренное внутренним светом лицо… Интересно, что прообразом Богородицы с младенцем стала супруга художника. По завершению работы Виктор Васнецов произнес: «Я поставил свечку Богу!»
Дивно хороша эта «свеча», и к тому же — неугасимая…
В Пименовском храме копия фрески Васнецова доходит до барабана купола. В своде купола изображен Иисус Христос в окружении ангелов, серафимов и херувимов, благословляющий и несущий в мир Евангелие. Вообще ангелов в храме не счесть!
8
Причем удивительных — с поднятыми над головой скрещенными крыльями. В парусах купола трапезной в окружении изящных растительных узоров — образы евангелистов.
9
В центре свода — изображение Святого Духа в виде солнечного диска.
Под сводами — росписи на сюжеты евангельской истории. На правой стене начиная от солеи южного Пименовского придела представлены «Сошествие Святого Духа на апостолов и Богоматерь в Сионской горнице» и «Сретение Господне» — повторение оригинала Васнецова. Напротив, помещено «Крещение Господне» — копия известной композиции кисти Нестерова. Между ними, на западной стене — «Воздвижение Креста Господня». Каждый сюжет невероятно духовно насыщенный и очень тонко воплощенный. Смотреть — не насмотреться… Вот, например, Благовещение:
10
Фотографировать здесь сложно еще и потому, что освещен храм слабо, даже во время службы. Причем, я потом приехала сюда летом, в надежде на более удачный свет, но, оказалось, что и в летний день здесь довольно темно…
К счастью, храм Пимена Великого в богоборческие годы не закрывался, но дважды, в 1932 и 1934 годах, существовала серьезная угроза его закрытия и даже сноса. И хотя часть утвари была утрачена во время кампании по «изъятию церковных ценностей» в 1922 году, в целом убранство и интерьеры храма почти не пострадали.
Особо чтимыми святынями здесь считаются образ Святой Троицы, написанный в традициях школы Симона Ушакова (справа от Царских Врат главного алтаря), храмовый образ преподобного Пимена Великого начала XVIII века (иконостас правого придела), прекрасный образец московской иконописной школы XVII века «Благовещение Пресвятой Богородицы» (этот же иконостас).
12
В иконостасе левого придела находится храмовый образ Владимирской иконы Божией Матери (конец XVII века). Здесь же дивного письма Тихвинская икона Богородицы (XVIII век). На северной стене этого придела — большая икона Божией Матери Казанская (XVII век).
11
А совсем недавно в храме появилась уменьшенная копия Пещеры Рождества Христова. Вот тут было светло и фотографировать можно было сколько угодно.
10
В полу там — рождественская звезда, в окружении свечей, «заснеженной» гирлянды и фонариков.
10
8
Вокруг — картины, изображающие сюжеты евангельской истории.
9
9
9
А над звездой — столик, где стоит икона Рождества, вертеп, и множество ангелочков, принесенных прихожанами.
9
7
Трогательно…
Над выходом из «пещеры» — Сретение.
8
Как уже упоминала, я еще раз вернулась сюда летом, и, хотя хорошие фото фресок «добыть» так и не удалось, снова побывать здесь было приятно.
Вокруг храма разбит симпатичный цветник.
11
10
Увидела и поклонный крест, установленный в саду по благословению Патриарха Кирилла в память о святых новомучениках и исповедниках церкви русской, служивших в Ново-Пименовском храме в годы гонений и невинно пострадавших от богоборцев.
9
3
Кстати, именно в этом храме в 1927 — 1932 годах регентом хора был будущий патриарх Московский и всея Руси Пимен. И вот такой интересный указатель здесь есть:
8
Будете неподалеку — загляните в Нововоротниковский переулок.
13
Храм Пимена Великого наверняка удивит, восхитит и навсегда запомнится…
P.S.: по воскресеньям в храме проводят бесплатные экскурсии. Еслси правильно помню, в 12 часов. Но лучше уточнить на сайте - stpimen.ru