За многолетнюю историю своего существования Москва многократно подвергалась вражеским нападениям. Одну из главных ролей в отражении посягательств противника играли городские укрепления. Сначала это был Кремль, затем крепости Китай-города, Белого города и Земляного города. Об этом знают многие. Гораздо меньше известно о том, что в XIV — XVI веках на подступах к Москве существовало оборонительное кольцо, состоящее из монастырей.
На первый взгляд размещение монастырей выглядит достаточно случайным, но если взглянуть на карту Москвы, то окажется, что они образовывали стройную оборонительную систему, дополняющую кремлёвскую крепость.
1
Первые деревянные укрепления монастырей не могли оказать серьёзное сопротивление врагу, но форпосты были в состоянии задержать неприятеля на какое-то время и тем самым давали возможность горожанам укрыться за стенами наиболее надёжных крепостей.
Южное направление было одним из самых проблемных. Именно отсюда на Москву постоянно совершались набеги. Поэтому южное полукольцо сторожевых монастырей было наиболее мощным и хорошо укреплённым. Об одном из таких монастырей — Симоновом монастыре — пойдет речь в этой публикации.
Симонов монастырь берёт своё начало от храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, который был основан преподобным Сергием Радонежским и освящён им 8 сентября 1370 года. Этот храм, изначально был деревянным, а в 1509 году был заменён на каменный. Удивительным образом, несмотря на годы безбожия в советское время и превращение храма в один из производственных корпусов расположившегося вокруг завода «Динамо», Рождество-Богородицкий храм в Старом Симонове уцелел и после возвращения его Русской Православной Церкви восстановлен, включая колокольню. Сейчас в нём проводятся службы. От старинного храма 1509 года сохранились нижние части стен.
1
1
Сразу после основания храма вокруг него шла негласная подготовка, завершившаяся в итоге Куликовской битвой, которая состоялась ровно через десять лет, и на которую преподобный Сергий благословил великого князя Димитрия Ивановича, наречённого в дальнейшем Донским. Здесь же в 1380 году были погребены многие герои Куликовской битвы, включая двух монахов-воинов — Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых Сергей Радонежский выделил в помощь князю Димитрию из числа Троицкой братии.
По одной из версий, саркофаги Пересвета и Осляби были найдены при разборе старой колокольни храма в XVIII веке. На месте усыпальницы воинов соорудили чугунное надгробие, которое было уничтожено в 1920-х годах. По другой версии, тела героев не были обнаружены, и точное место их погребения неизвестно. Предположительно, они покоятся под спудом в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Сейчас здесь установлено надгробие из дерева, напоминающее уничтоженное чугунное.
1
А возле церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове сейчас установлен памятник на предполагаемом месте погребения героев Куликовской битвы:
1
Одним из ближайших учеников, на которого преподобный Сергий Радонежский возлагал большие надежды, был его постриженик Феодор, племянник по родству. Создание Симонова монастыря стало их совместным делом. Преподобный Феодор стал первым игуменом новоустроенной Богородицерождественской обители на Симонове. Но в связи с ограниченным местом для большой обители уже в 1379 году монастырь был перенесён на четверть версты севернее, где и обосновался Новый Симонов монастырь-крепость, остатки которого можно видеть в настоящее время. Он был основан с благословения митрополита Алексия и по поручению князя московского Дмитрия Ивановича. Тогда же преподобный Феодор заложил первый каменный Успенский собор. Но построен он был только по прошествии 26 лет уже во время правления князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского.
А Богородицерождественская обитель осталась на Старом Симонове под управлением игумена Феодора. Она стала служить для иноков Симонова монастыря как усыпальница для умерших, и как скит для иноков, искавших уединённую подвижническую жизнь. В начале XVII века Богородицерождественская на Старом Симонове церковь считалась уже приходскою, но по-прежнему была в зависимости от Симонова монастыря.
Новый Симонов монастырь встал на землях купца Стефана Васильевича Ховры. Местность эта считалась в Средние века одной из самых красивых в Москве. Если верить легенде, то сам Сергий Радонежский, поставив и освятив в 1370 году церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове, вырыл неподалёку озерцо Святое, которое позднее расширили и превратили в Лисьин пруд. В конце XVIII века москвичи стали называть его Лизин пруд, так как считали, что именно здесь утопилась та самая Лиза — персонаж очень модной тогда повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза».
Пруд этот не сохранился до нашего времени, так как попал в черту электромеханического завода «Динамо» и был засыпан. Но его можно видеть на старых фотографиях конца XIX века.
1
1
Существует версия, что монастырь стали называть по селению Симоново или по имени купца, подарившего землю под обитель, который впоследствии постригся в монахи и принял имя Симон.
История Симонова монастыря тесно связана с богатой купеческой фамилией Ховриных. Выходцы из сурожских купцов старались одарить монастырь богатыми дарами и возводили редкие тогда каменные постройки.
В 1450 — 1470 годах в Симоновом монастыре было осуществлено строительство первой кирпичной ограды, а в 1630 — 1640 годах на смену обветшавшей ограде были возведены новые крепостные стены с пятью башнями. В 1591 году Симонов монастырь, входя в пояс укреплённых монастырей Москвы, противостоял войску крымского хана Казы-Гирея, а осенью 1606 года выдержал осаду войска Ивана Болотникова.
Из истории монастыря также известно, что в 1771 году во время эпидемии чумы в Москве в Симонове монастыре был учреждён карантин и была открыта больница. Насельники в это время были выведены из монастыря. Но в 1794 — 1795 годах по ходатайству Алексея Ивановича Мусина-Пушкина перед императрицей Екатериной II монашеская жизнь в монастыре была возобновлена. В 1812 году отряд наполеоновского войска разграбил обитель и учинил пожар. В 1918 году монастырь был закрыт, вскоре здесь был организован музей древней архитектуры XV — XVII веков. Но он просуществовал недолго.
В 1929 — 1932 годах были уничтожены Успенский собор, Тайницкая башня, колокольня с церковью Иоанна Предтечи, Сторожевая башня, Восточные ворота с церковью Знамения, Водяные (западные) ворота, Западные, или Святые, ворота с церковью Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. После этого погрома и расчистки территории на месте большей части бывшего Симонова монастыря был сооружён Дворец культуры ЗИЛа, признанный позднее памятником конструктивизма, подлежащим охране государства. Это сделало в настоящее время невозможным восстановление обители в полном объёме.
Спасти обитель от разрушения пытался архитектор-реставратор Пётр Дмитриевич Барановский, предложивший свой проект размещения Дворца культуры рядом с сохранённым монастырём, но он был отвергнут, а «ритуальная жертва» в шестую годовщину со дня смерти вождя мирового пролетариата состоялась.
1
Пётр Дмитриевич Барановский в ответ на это кощунство и святотатство написал: «После того как взорвали соборы и колокольню Симонова монастыря в январе 1930 года, я не могу проходить мимо. Симонов монастырь был жемчужиной русской архитектуры, пожалуй, самым красивым из русских монастырей. Я не могу себе простить, что Симонов монастырь уничтожен, а я остался жив».
В разной степени сохранности остались южная монастырская стена с тремя башнями — Солевой, Кузнечной и Дуло, часть прясла западной стены, церковь Тихвинской иконы Божией Матери, сушило (здание), казначейские кельи и старая трапезная палата. После возращения в 1991 году остатков бывшего Симонова монастыря Русской Православной Церкви на этих объектах производится восстановительная реконструкция, продолжающаяся в настоящее время.
То, как выглядел Симонов монастырь до его уничтожения, можно видеть на плане, который я позаимствовал в журнале «Кремли и крепости земли русской», выпуск 50, август 2022 года.
1
Таким образом, от Симонова монастыря осталась едва ли треть тех грандиозных построек, которые существовали ещё сто лет назад. Выдержав нападение крымских татар, польско-литовских интервентов, европейской армии, пришедшей к нам в 1812 году под знамёнами Наполеона, мощные крепостные сооружения были уничтожены своими же — большевиками. А ведь оборонительные укрепления обители представляли собой настоящий шедевр русского военного зодчества.
Мощная крепость была выстроена в 40-х годах XVII века на месте уже существовавшей кирпичной крепости, авторство которой некоторые исследователи приписывают знаменитому зодчему Фёдору Коню. Укрепления возвели по всем правилам военного зодчества с учётом появившихся в то время новинок осадной артиллерии. Протяжённость всех монастырских стен, вместе с утраченными участками в форме неправильного четырёхугольника, составляла 825 метров, высота стен — чуть больше 7 метров, толщина — до 2,5 метров. О грандиозности крепостных сооружений можно судить по сохранившимся остаткам стен и башен, частично уже восстановленным к настоящему времени.
1
1
1
Реконструкция каменных стен в 1640-х годах была связана с надвигающимися грозными событиями: Россия готовилась к очередной войне с поляками и к возможным набегам крымских татар. На стыках крепостных стен были возведены мощные угловые башни Дуло, Тайницкая, Сторожевая и Солевая. Южный участок стены, как наиболее уязвимый в стратегическом отношении, был усилен Кузнечной башней.
1
Внешняя сторона крепостной стены с бойницами подошвенного, среднего и верхнего боя представляла собой сплошную гладкую поверхность, без излишних украшений, характерных для того времени. Она завершалась зубцами, поставленными на выступающие машикули.
1
Внутренняя сторона стен представляет собой аркатуру глубиной до 1,2 метра с бойницами подошвенного боя. На поверхности арок располагался боевой ход, шедший по всему периметру стены сквозь башни с кирпичным парапетом и столбами на нём для опоры кровли. Входы на галерею находились у башен, к которым примыкали кирпичные, а потом деревянные лестницы.
До настоящего времени сохранилось подлинное прясло между башнями Дуло и Кузнечной (около 95 метров) и часть западного прясла от башни Дуло к несохранившимся Водяным воротам (примерно 50 метров).
2
1
Если говорить о башнях, то самой большой и самой красивой башней Симонова монастыря была и остаётся 23-гранная башня Дуло, расположенная в юго-западном углу обители. Эта четырёхъярусная башня контролировала подходы и переправу через Москву-реку к главным монастырским воротам. К сожалению, сейчас она находится на реконструкции и закрыта строительными лесами и материей. Я её сфотографировал, но об её внешнем виде лучше судить по фотографии из интернета, сделанной до начала реконструкции.
1
По легенде своё название башня Дуло получила по имени крымского военачальника, убитого стрелой, пущенной с этой башни во время отражения нападения крымских татар. Фундамент и нижняя часть башни сложены из огромных валунов, верхняя часть цоколя — из белокаменных блоков, а сама башня — из большемерного кирпича. На нижний ярус имелся вход с внутренней стороны монастыря. Толщина стен башни доходит до 2,5 метров, ширина башни у основания — 19 метров, а её высота — 45 метров.
С внутренней стороны стены башни Дуло прорезаны в три яруса глубокими камерами боя с площадками перед бойницами. Ярусы разделялись деревянными настилами. Поднимались на них по винтовой лестнице, расположенной в кирпичном столпе в центре башни. Орудия, боеприпасы и другое вооружение поднимали по так называемым «взвозам», специальным каменным пристройкам, находившимся с тыльной стороны. Такие «взвозы» были пристроены ко второму и к третьему ярусам. Наверху по окружности башни была устроена галерея, в основании которой были прорублены навесные бойницы-машикули для верхнего боя. Первоначально башня Дуло была покрыта деревянным шатром с опорой на центральный столп, который заканчивался дозорной площадкой, называвшейся «смотрильней». Верхушка башни служила дозорной вышкой.
В 80-х годах XVII века деревянный шатёр был заменён на кирпичный, завершённый двухъярусной башенкой, перекрытой куполом. Шатёр и купол были покрыты красной черепицей, заменённой в конце XIX века листовым железом. В 30-х годах XIX века на куполе был установлен флюгер в виде ангела.
После того как монастырь утратил своё оборонное значение, башню стали использовать под склад зерна и муки. Она даже какое-то время называлась Хлебодарной.
Пятиугольную трёхъярусную Кузнечную башню иногда называют маленькой громадиной. Действительно, она из всех пяти башен Симонова монастыря самая маленькая. Башня расположена в центре южной стены и выступает из стены этаким утюгом-бастионом с тупым углом.
1
Стены Кузнечной башни толщиною до 1,8 метра прорезаны редкими бойницами, расположенными в два яруса друг над другом. Изнутри перед бойницами устроены камеры боя с площадками. Башню венчает пояс нависающих над стеной машикулей. Внутри башня была разделена на ярусы деревянными перекрытиями, которые были разобраны в XVIII веке, после того как в башне была устроена монастырская кузница. Во втором ярусе башни находятся два выхода на боевой ход крепостной стены. В 80-е годах XVII века над башней был сооружён кирпичный шатёр, завершённый одноярусной дозорной башенкой.
Трёхъярусная Солевая, или Вылозная, башня, как и башня Дуло, имеет многогранную (восьмигранную) форму, но значительно уступает ей в размерах.
1
Солевая башня располагается на юго-восточном углу крепостной стены. Её высокие гладкие стены завершаются над машикулями глухим парапетом. Башня обладает бойницами подошвенного, среднего и верхнего боя. В 80-х годах XVII века над башней был сооружён восьмигранный кирпичный шатёр, завершённый двухъярусной башенкой — смотрильней, покрытой черепицей.
По обеим сторонам башни устроены калитки, которые закрывались решётками-герсами. Видимо, поэтому башня получила второе название — Вылозная.
1
По всей вероятности, уже в конце XVII века боевая функция башни была изменена на сугубо бытовую: её переделали по соляной склад. Отсюда и возникло название — Соляная башня. Сейчас внутреннее помещение Соляной башни также используется под склад различных стройматериалов:
1
Остальные две башни Симонова монастыря, уничтоженные в 1930 году, сейчас можно увидеть только на сохранившихся старых фотографиях.
На северо-восточном углу крепостной стены располагалась несуществующая ныне Сторожевая башня. Она единственная из всех башен была квадратной формы. Интересно, что относительно стен она была развёрнута под углом 45 градусов.
1
Сторожевая башня имела одну бойницу подошвенного боя и две бойницы верхнего боя. Изнутри перед бойницами были устроены камеры с площадками. Башня заканчивалась выступающей под углом плоской частью стены, прорезанной с главного фасада тремя машикулями. Со стены в башню вели узкие дверные проёмы. Так же, как и над другими башнями, в 80-х годах XVII века над Сторожевой башней был сооружён кирпичный шатёр с башенкой. Купол был украшен флюгером в виде парящего в воздухе ангела.
Трёхъярусная Тайницкая башня располагалась на стыке северного и западного участков крепостной стены. Из башни к реке вёл подземный ход, и можно было незаметно для неприятеля выходить к переправе на Москве-реке.
1
Так же, как и башни Дуло и Соляная, Тайницкая башня была многогранной, но значительно уступала им в размерах. Её грани были прорезаны редкими подошвенными и верхними бойницами. Изнутри перед бойницами были сделаны глубокие камеры боя с площадками. Попасть в башню на второй и третий ярусы можно было по примыкавшим с внутренней стороны монастыря «взвозам» и деревянным лестницам. В нижний ярус вели большие арочные ворота.
Ворота — важный элемент в защитных сооружениях любой крепости. И это, как правило, самое уязвимое звено обороны. Неприятель всегда пытался овладеть крепостью через её ворота, поэтому защитники всегда старались их всячески укрепить.
В каждой из стен Симонова монастыря имелись проездные ворота. Такое их обилие объясняется тем, что появлялись они в разное время, их назначение со временем менялось, а некоторые, например, Южные ворота переставали выполнять свою функцию и были заложены. После того как взорвали большую часть стен, в наличии сейчас не осталось ни одних монастырских ворот, хотя название «Южные ворота» сохранилось. Так называется постройка, примыкающая к заложенному проезду через бывшие Южные ворота, которые были, вероятно, самыми древними.
1
1
Южные ворота существовали уже в 1450 — 1470-х годах, были сооружены заподлицо с внешней стороны крепостной стены и располагались в промежутке между башнями Дуло и Кузнечной почти рядом с Кузнечной башней. Воротная башня примыкала непосредственно к воротам с внутренней стороны обители. Первоначально это было небольшое трёхъярусное строение с трёхчастным коридором проезда, занимавшим весь первый ярус. Ворота закрывались двумя парами воротных полотен и герсой. На втором ярусе располагалось караульное помещение, вход в которое осуществлялся со стороны монастыря по деревянной лестнице. Через третий ярус вдоль стены был устроен сквозной проход.
К началу 30-х годов XIX века воротная башня была перестроена под кельи наместника. А после 1839 года, когда к воротам с внутренней стороны был пристроен небольшой двухэтажный дом, воротный проезд превратился во внутреннее помещение. Южные ворота как таковые перестали существовать и вскоре были заделаны с внешней стороны стены.
Сейчас в отреставрированном двухэтажном доме размещается гостиница, а в одноэтажной пристройке к нему — керамическая мастерская «Южные ворота», в которой, в том числе, проводятся мастер-классы для всех желающих. Занятия проводит супруга настоятеля церкви Тихвинской иконы Божией Матери Симонова монастыря.
1
1
Существовавшие ранее остальные монастырские ворота были утрачены в 1930-е годы вместе с находившимися при них церквями. Их можно сейчас увидеть только на сохранившихся фотографиях, сделанных до их разрушения.
Западные, или Святые, ворота были возведены в 40-х годах XVII века и играли роль главных ворот Симонова монастыря. В те же годы была сооружена надвратная церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня.
Изначально под храмом были два прохода: для пеших и для конных. При строительстве наружной башни-пристройки малый сквозной проход для пеших был закрыт. Воротную башню построили трёхъярусной с арочным проходом в первом ярусе и двумя ярусами бойниц. Всё сооружение напоминало палаццо времён Ренессанса, вытянутое в длину без высокого башенного шатра, с кровлей на три ската. Строение было украшено английским рустом с общим ренессансным палатным обликом башни с выраженной этажностью, с живописным, но симметричным набором декора.
1
1
Передние, или Луговые, ворота, так же, как и Южные, были устроены в виде арочного проёма на восточном участке монастырской стены между башнями Солевой и Сторожевой. С внутренней стороны монастыря к воротам примыкала надвратная церковь Одигитрии, построенная в 1622 — 1623 годах. Церковь неоднократно перестраивалась и даже меняла посвящение. В частности, в XIX веке она уже носила название Николая Чудотворца.
1
Несмотря на то, что восточные ворота назывались «Передними», их нельзя считать главными. На протяжении XIX века вдоль восточной стены формировался сад, и ворота постепенно превратились в садовую калитку.
Водяные (западные) ворота Симонова монастыря были тоже возведены в 40-х годах XVII века, одновременно со стенами, всего в нескольких десятках метров от башни Дуло на западном участке стены.
1
Водяные ворота представляли собой двухъярусную башню, слегка выступающую за пределы крепостной стены. В нижней части располагались два сквозных арочных проезда разного размера — для пеших и конных. Во втором ярусе находились три оконных проёма в рамочных наличниках. Всю башню опоясывал антаблемент — декоративное украшение перед кровлей.
И, наконец, нужно упомянуть еще и о северных воротах, которые в XIX веке стали парадными. Они были обращены к центру Москвы. Стена с этой стороны была пробита, и над ней в 1839 году по проекту архитектора Константина Андреевича Тона была сооружена высокая надвратная колокольняс церковью Иоанна Постника.
1
Павел Алеппский, побывавший в Москве в середине 1650-х годов, упоминал в своих записках о Симоновом монастыре и отмечал, что его ограда «больше, чем в монастыре Спаса, и так же она новая, имеет трое ворот и шесть башен, из коих одни круглые, а другие — четырёхугольные; на стене много пушек». Следует, наверное, сделать небольшое примечание к этому описанию Павла Алеппского. Шестой башней в этом числе, очевидно, считалась башня главных Святых ворот при церкви Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. А трое ворот — это Восточные, Святые и Водяные. Южные к тому времени были уже застроены, а Северные ещё не прорублены.
Перейду теперь к рассказу о постройках внутри бывшего Симонова монастыря. Начну с уничтоженного в январе 1930 года Успенского собора, бывшего главным и старейшим собором обители. Он никогда уже не будет восстановлен, поскольку на его месте располагается большая часть построенного в 1930-х годах Дворца культуры ЗИЛа.
1
Успенский собор был заложен в 1379 году, когда был основан Симонов монастырь, и освящён 1 октября 1405 года. Строился он, в основном, на средства московского купца Владимира Григорьевича Ховрина. В 1476 году в грозовую ночь молния ударила в крест главного купола собора, и купол загорелся. Занимаясь его ремонтом, стали перестраивать и весь собор, для чего великий князь Иван III разрешил пригласить ученика архитектора Аристотеля Фиорованти.
Ещё через семьдесят лет собор перестраивался вторично, а рядом с ним возвели шатровую колокольню. В результате переделок к XVII веку собор превратился в высокое крестово-купольное здание с входом в центре западной стены, а с трёх других сторон его окружала невысокая галерея. На галерею с востока вели две лестницы, и это особо подчеркивало симметричность и торжественность постройки. Почти квадратный в основании, собор стоял на высоком подклете из белого камня. Верх завершался крестовым сводом на четырёх столбах. Торцы сводов образовывали закомары. В плане собор имел форму восьмиконечного креста. В световом барабане были устроены щелевидные оконные проёмы, у его основания — небольшие килевидные кокошники. Когда переделывали сгоревшую главу, закомары закрыли, по углам поставили декоративные барабаны. Собор стал о пяти главах луковичной формы. Изменилась также форма портала главного входа.
В 1832 году к собору с левой стороны пристроили ризницу, а с правой — придел Казанской иконы Божией Матери. В приделе находилась икона Господа Вседержителя, принадлежавшая преподобному Сергию Радонежскому. По преданию, именно этим образом Игумен земли Русской благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его дружину перед Куликовской битвой. В ризнице находился трехстворчатый складень, которым преподобный Сергий благословил иноков Пересвета и Ослябю перед сражением. В соборе находился великолепный пятиярусный вызолоченный иконостас, в котором помещались Владимирская и Тихвинская иконы Божией Матери начала XVI века. В конце XIX века собор обновили снаружи и внутри по проекту архитектора Константина Андреевича Тона. Позакомарное покрытие переделали на четырехскатное, окна растесали, застеклили галерею. В 1891 году храм обновляли.
Из сохранившихся церквей Симонова монастыря осталась только церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Сейчас она имеет вот такой вид:
1
1
У южной монастырской стены расположена трапезная, выстроенная в 1677 году известными зодчими Парфёном Петровым и Осипом Старцевым на основании храма 1485 года по заказу царя Фёдора Алексеевича. В трапезной, построенной для монастырской братии, находился храм преподобного Сергия Радонежского. Пристройка с запада заключала в себе паперть и бывшую палату царя Фёдора Алексеевича, а над папертью воздвигнута четырёхугольная башня, с которой открывался красивый вид на Москву.
В 1799 году были устроены приделы: Афанасия Александрийского и Мученицы Гликерии, Ксенофонта и Марии. В 1840 — 1843 годах главный престол был переименован в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Тогда же были пристроены двухэтажные приделы, с южной стороны — придел святых Валентина, Параскевы и Василия Блаженного, а с северной — преподобного Сергия Радонежского, в память первоначального посвящения храма. Ежегодно 26 июня, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, совершался вокруг стен обители торжественный крестный ход в память перенесения в Симонов монастырь из Тихвина древней чудотворной иконы. Декоративное убранство церкви было выполнено в стилистике раннего московского (нарышкинского) барокко — резные порталы, сложные наличники, балясины парапетов.
Главный иконостас был особенно богато украшен царём Фёдором Алексеевичем, но все драгоценности были похищены французами в 1812 году.
Тихвинскую церковь закрыли в середине 1920-х годов. Часть строений Симонова монастыря взорвали, монастырский некрополь был уничтожен. Остатки монастырского ансамбля, частично отреставрированного в 1980-е годы, передали Московской Патриархии в 1995 году. Богослужения в Тихвинской церкви были возобновлены в 2000 году. Особенностью Тихвинской церкви сейчас является то, что здесь проходят богослужения с сурдопереводом, то есть храм окормляет неслышащих и слабослышащих прихожан.
Сейчас храм постепенно восстанавливается. Вот несколько фотографий, сделанных мною 19 мая 2024 года внутри его приделов в верхнем и нижнем храмах.
1
1
1
1
1
1
1
А ещё в нижнем храме Тихвинской церкви есть мемориальный зал, в котором на досках перечислены имена людей, захороненных на территории ликвидированного кладбища бывшего Симонова монастыря. Вот такой своеобразный некрополь тех, могилы которых уже никогда не будут найдены.
1
Здание Старой трапезной, или Келарского корпуса — одно из самых старых зданий не только самого монастыря, но и в целом Москвы. Оно было построено в 1485 году и находится к югу от новой трапезной (Тихвинской церкви) 1683 года.
1
1
Исследователи полагают, что палата древнее стены, построенной в 1640-х годах, потому что новая высокая стена загородила все окна южной стороны палаты. Чтобы дать свет, пришлось или расширить, или вновь вытесать окна северной стороны с существующими наличниками.
В разные годы палата использовалась для разных нужд. В XV — XVIII веках в ней размещалась «хлебная палата», «поварня», в XIX веке это был «келарский корпус».
После полного разорения монастыря в 1930-е годы и разборки большинства его построек во всех уцелевших зданиях, несмотря на их неприглядную ветхость, размещалось и жильё, и разнообразные конторы, склады, производство.
На протяжении ХХ века в здании в разное время располагались склад «Мосплодоовощ», склад и цех завода «Сатурн», затем помещение заняло объединение «Росмонумент-искусство». На первом этаже размещался макетный цех, на втором — склад.
В настоящее время проводятся подготовительные работы перед реставрацией. На 2024 год запланирована масштабная реставрация всех зданий Симонова монастыря, в том числе самой древней постройки — здания Старой трапезной. Как выглядел интерьер её второго этажа в мае 2024 года, я показал на следующих фотографиях:
1
Перед старой трапезной располагается «ледник». Внутрь него мы не попали, но можно предположить, что в подземное помещение «ледника» с выходом наверх зимой привозили лёд, добывавшийся на Москве-реке, и в течение года до следующей зимы помещение использовалось в качестве холодильника:
1
Ещё одно интересное здание из немногих сохранившихся — это так называемое «Сушило» (или солодежня). Оно находится в юго-западном углу территории монастыря недалеко от башни Дуло.
1
Своё название эта хозяйственная постройка получила в связи с тем, что здесь сушилось зерно и солод, а также хранились продовольственные запасы. Предполагается, что солодежню построил зодчий Парфён Потапов (по другим данным — Петров), который также работал над трапезной палатой. В некоторых документах указано, что здание ранее окружала галерея на столбах. На нижнем этаже солодежни находятся две одинаковые палаты, а на втором и третьем — просторные зальные помещения. Здание сейчас находится в стадии восстановления.
Казначейские палаты (казначейские кельи) были построены в 30-х — 40-х годах XVII века.
1
В настоящее время в здании Казначейских палат функционирует воскресная школа. В 2019 году в помещении был проведён ремонт, заменены двери, лестницы и санузлы. Учебные кабинеты укомплектованы специальной мебелью, шкафами, учебным оборудованием, техническими средствами обучения.
В заключение покажу фрагменты того самого Дворца культуры ЗИЛа, ради постройки которого большевики совершили в начале 30-х годов ХХ века акт вандализма по отношению к одному из старейших монастырей, входивших в систему обороны Москвы в XIV — XVI веках.
1
Вопрос: »Равнозначная ли была замена?»
Цикл материалов "Интересные достопримечательности в Москве"