Кафедральный собор Преображения Господня, находящийся на территории Армянского храмового комплекса, является самым большим за пределами Армении и самым высоким армянским храмом в мире. С крестом его высота составляет 58 метров.
Кафедральный собор Преображения Господня, находящийся на территории Армянского храмового комплекса, является самым большим за пределами Армении и самым высоким армянским храмом в мире. С крестом его высота составляет 58 метров.
Армянских храмов много повстречалось мне в различных странах: в Ларнаке на Кипре и в Бургасе в Болгарии По следам армянской и католической общин Бургас, в Иерусалиме и Вифлееме, в России — в Саратове, Симферополе и Ялте Сто ступеней к храму или Самый большой армянский храм Крыма.
Интересная коллизия существует в мире христианства.
Кипр стал первым в мировой истории государством, имеющим христианского правителя. В 45 года нашей эры на Кипре появился апостол Павел со святым Варнавой, который стал основателем Кипрской церкви. В Пафосе апостол Павел смог обратить римского проконсула Сергия Павла в христианскую веру, в то время Кипр в ходил в состав Римской империи.
В Римской и затем Византийской империях христианство преследовалось законом. Только в июле 313 года был принят Миланский эдикт Константином Великим и Лицинием, христианство стало одной из официальных религий государства.
С 190 года до н. э. и по 428 год н. э. существовало государство Великая Армения.
Первыми проповедниками христианства в Армении и основателями Апостольской церкви Армении считаются апостолы Фаддей и Варфоломей, которые в Армении и приняли мученическую смерть. Но их духовный труд не пропал зря, спустя несколько веков Армения стала первой страной в мире, принявшей христианство. Произошло это согласно церковным канонам в 301 году, но ряд современных ученых считает, что это произошло лишь в 314 году. Но будем считать правильной устоявшуюся веками точку зрения.
Много с тех пор утекло воды. Армения потеряла выход ко всем морям, её территория значительно уменьшилась, а население разбрелось по всему миру. Сейчас в Армении проживает 3 миллиона армян, а за пределами Армении по различным оценкам от 7 до 8 миллионов. Удивительные цифры. Но разбросанный по всему свету народ в местах своего проживания старался строить храмы, сохраняя духовную связь с родиной. Не стала исключением Москва.
В 1746 году на Пресненском кладбище армяне построили церковь Успения Богородицы, ставшую первым известным армянским храмом в Первопрестольной.
В 1920-х храм был снесён. На его месте ныне находится Московский зоопарк.
В 1779 году была построена Церковь Святого Креста (Сурб Хач).
В 1930 году церковь была снесена, а на её месте построена школа.
В 1815 году была построена церковь Святого Воскресения (Сурб Арутюн) на Ваганьковском кладбище, в неё были перенесены из армянской церкви Успения Богородицы останки погребенных в ней родственников Лазаревых. В советское время здание церкви отдали под гранитную мастерскую, а поминальный дом — под склад для хранения гробов. Поминальный дом построен летом 1903 года в память об убитом дашнаками 15 декабря 1902 в притворе снесенной армянской Церкви Сурб Хач благотворителе Исааке Исааковиче Джамгарове. Церковь возвращена верующим в 1956 году, была отреставрирована в 1997 году.
По различным оценкам армян в настоящее время в Москве живёт несколько сотен тысяч человек. Одной небольшой церкви было мало.
В период с 1996 по 2013 год был построен Армянский храмовый комплекс.
На его территории кроме Кафедрального собора Преображения Господня находится часовня Святого Креста.
На фотографии она располагается на переднем плане и была построена раньше собора. Помимо собора и часовни на территории комплекса находится резиденция католикоса.
Собор изукрашен резными изображениями, не все они не попали в объектив.
В туфе розовато-красных оттенков, которым облицован храм Преображения Господня, по всему кругу вырезаны 72 креста по числу апостолов от семи́десяти (или от 72) — последователей Иисуса Христа, проповедавших Его учение в I веке (кроме двенадцати апостолов и апостола Павла).
Вот мы подходим к центральному входу в собор.
Справа от входа (если смотреть на вход со стороны двора) — длань святого Григория Просветителя.
Слева изображен наконечник копья Лонгина, которое хранится в Эчмиадзине.
Прямо над входом в храм находится лик Христа с надписью: «Я есмь дверь, кто войдет Мною, тот спасется…».
В соборе с пятидесятиметровой высоты смотрит на нас лик Спасителя.
Фотографировать внутри можно, но без вспышки.
Красиво выглядят фрески
и алтарь.
Так выглядит сувенирная лавка.
Попробуем разглядеть некоторые узоры на стенах собора
В крайнем левом углу мы видим Богородицу с младенцем. В середине Трдат III и Григорий Святитель.
А и вот главные действующие лица эпизода с крещением Армении.
Вот, что гласит предание: «В 301 г. в Армению пришли 40 девушек — христианок, которые во главе с настоятельницей Гаянэ жили в эпоху правления императора Диоклетиана в расположенном в горной местности Древнего Рима монастыре Святого Павла. Одна из девушек по имени Рипсимэ пленила своей красотой самого императора и, не пожелав подчиниться его воле и стать его женой, вместе с подругами укрылась в Александрии. Девушкам было явление Святой Богоматери, указавшей им путь в Армению. Армянский царь Трдат III, узнав о том, что приключилось с девушками в Риме, сам пожелал взять в жены красавицу Рипсимэ. Её вместе с наставницей девушек, Гаянэ, привели в царский дворец. Царь хотел овладеть Рипсимэ, но отказ девы, заявившей, что она принадлежит только Христу, привел в ярость царя. Разъяренный Трдат приказал побить камнями всех 40 девушек-христианок (спастись удалось только Святой Нине, будущей крестительнице Грузии). После казни невинных христианок Трдат заболел тяжёлым нервным недугом. От безумства царя исцелил Григорий Просветитель, после чего, поверив в силу веры христианской, Трдат III крестился, крестил народ и провозгласил христианство государственной религией в Армении (301 г.).»
Слева на фотографии мы видим святую Рипсимэ, справа дев, которые возносят молитвы Христу, еще не подозревающих о своей тяжкой участи.
Ряд изображений посвящено армянским воинам.
Слева — армянский историк и богослов Егише (Елисей, 410–475).
Справа — Вардан Мамиконян (около 388- 451), армянский полководец, который возглавил восстание армян против иранских Сасанидов, пытавшихся навязать зороастрийскую религию. Армяне проиграли Аварайрскую битву, которая произошла 26 мая 451 года, Вардан Мамиконян погиб, но по итогам битвы армяне отстояли право быть христианами. Проигранная битва стала великой духовной победой армянского народа.
В середине орлы с нимбами, символизирующие армянских воинов, павших за Родину, Церковь и Веру. Над ними лик Христа, и слева высечены слова: «За веру», «За Родину»…
Много других памятных хачкаров и других памятников на территории храмового комплекса, как этот хачкар из красного и черного туфа.
Много было трагических страниц в истории армянского народа. Вот хачкар в память о погибших в 1992 году в Шаумяновском районе Нагорно-Карабахской Республики.
Возможно, что после событий конца 2020 года добавился еще один хачкар.
А этот мемориал в память о жертвах геноцида армян в 1915 году на территориях, контролируемых властями Османской империи.
Геноцид осуществлялся путём физического уничтожения и депортации, включая перемещение гражданского населения в условиях, приводящих к неминуемой смерти. Оценки погибших разнятся от 200 000 до 2 000 000. Многие сходятся на цифре в 1 500 000 человек.