Продолжая рассказывать о московских монастырях-крепостях, в разное время вошедших в систему оборонительного рубежа на подступах к Москве с юго-западного, южного и юго-восточного направлений, расскажу, пожалуй, о самом древнем в их череде СПАСО-АНДРОНИКОВОМ МОНАСТЫРЕ. Как и в ранее сделанных публикациях, начну с карты, на которую нанесены монастыри оборонительного рубежа, чтобы наглядно показать, где расположен Спасо-Андроников монастырь по отношению к остальным.
1
По преданию, эта обитель была основана митрополитом Алексием Московским в 1360-х годах на левом высоком берегу Яузы к юго-востоку от Кремля во исполнение данного им обета. В мужском монастыре, который был назван Спасским, изначально был сооружён деревянный собор в честь Образа Спаса Нерукотворного.
1
Спасский монастырь был поставлен на перекрестье двух оживлённых путей. Одна дорога, начинавшаяся на площади у Рогожской заставы (ныне это шоссе Энтузиастов), вела на восток, во Владимир и Нижний Новгород. Другая дорога, называвшаяся Болвановской, шла через Таганскую площадь на юг, в Коломну, Рязань и далее в Золотую Орду.
Первым игуменом монастыря стал Андроник, один из любимых учеников Сергия Радонежского. Когда его причислили к лику святых преподобных (конец XV века), монастырь получил название Спасо-Андроникова.
Самые ранние сведения о преподобном Андронике содержатся в «Житии преподобного Сергия Радонежского», составленном около 1418 года Епифанием Премудрым, где говорится, что преподобный Андроник «был из города и отечества святого Сергия», то есть из Ростовской земли.
В житийной литературе говорится, что митрополит Алексий испросил у Сергия Радонежского преподобного Андроника, поручил ему построить Спасский монастырь, а после назначил настоятелем новоустроенной обители. По летописным свидетельствам это произошло около 1360 года.
В обители при самом её открытии был установлен общежительный устав.
Дата смерти Андроника Московского обычно даётся приблизительно, а именно: не ранее 1373-го и не позднее 1404-го года. В Месяцеслове русского писателя XVII века Симона Азарьина написано, что Андроник скончался 13 июня 1373 года.
Согласно Русскому биографическому словарю Александра Александровича Половцова, выходившему с 1896 по 1918 годы, в этом монастыре под крылом Андроника находились известные впоследствии его преемник по монастырю игумен преподобный Савва, который руководил монастырём до своей кончины (скончался между 1410 и 1420 годами), а также иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный.
Образы преподобных Андроника и Саввы можно увидеть на иконе из Спасского собора монастыря, написанной недавно его настоятелем, отцом Вячеславом Савиных.
Мощи преподобных Андроника и Саввы в дореволюционное время являлись одной из самых известных святынь обители. Сведения о том, открыто ли они почивали или под спудом, противоречивы, то есть точно об этом неизвестно. Однако точно известно, что в 1812 году французы разграбили монастырь, и глава преподобного Саввы исчезла. Этот факт был подтверждён в 1853 году. Судьба мощей в советскую эпоху неизвестна.
Духовное родство Троице-Сергиевой обители и нового монастыря выразил Андрей Рублёв — «иконописец преизрядный, всех превосходящий в мудрости зельней». Наиболее ярко это выражено в образе «Святой Троицы», написанном в 1408 — 1425 годах в «похвалу отцу Сергию». Долго хранившаяся после реставрации в Третьяковской галерее, сейчас рублёвская «Троица» передана на поклонение молящихся в Троице-Сергиеву лавру. А в Музее Андрея Рублёва в Спасо-Андрониковом монастыре экспонируется точнейшая её копия, выполненная в 1959 — 1963 годах выдающимся реставратором древнерусской живописи Василием Осиповичем Кириковым (1900 — 1978). Он сделал это в связи с юбилейными торжествами по случаю 600-летия Андрея Рублёва. Посетив экспозицию музея в Спасо-Андрониковом монастыре, я сделал в нём фотографию копии «Святой Троицы».
1
По преданию, преподобный Сергий несколько раз посетил Спасскую обитель. Недалеко от Спасо-Андроникова монастыря, на нынешней улице Сергия Радонежского, стоит часовня «Проща», построенная в 1889 — 1890 годах по проекту архитектора Александра Афанасьевича Латкова на месте прощания преподобных Сергия и Андроника. В советские годы она была частично разрушена, а сейчас восстановлена.
1
Но история этой часовни имеет более древние корни. На Руси существовал обычай: на месте прощания с отходящими путниками ставить часовни. «Проща» — это народное название часовен у городских застав (в данном случае — у Рогожской заставы.
По преданию, часовня была возведена в XVI веке там, где первый игумен Спасской обители Андроник расстался со своим наставником, преподобным Сергием Радонежским.
К 500-летию кончины преподобного Сергия обветшавшую часовню перестроили на средства купца Василия Александрова. Освятили её в 1890 году. Новая часовня стала одной из самых красивых в Москве.
Закрыли часовню в 1929 году и передали Союзу безбожников завода «Серп и Молот». Вскоре она лишилась шатрового завершения. В 1980 — 1990-х годах в ней размещались магазин и часовая мастерская. Тогда часовня, как и все исторические здания Вороньей улицы, находилась под угрозой сноса.
В 1995 году бывшая часовня «Проща» была всё-таки возвращена Церкви, а Воронья улица получила имя Сергия Радонежского. В 2000 году часовню восстановили и украсили керамическими иконами работы скульптора И. Сорокиной, устроив в ней новый иконостас.
Но вернёмся опять в монастырь. В 1380 году в Спасской обители, согласно преданию, были захоронены русские раненные воины, умершие от ран, полученных в Куликовской битве. Существует и ещё оно предание о том, что после кончины великого московского князя Дмитрия Ивановича Донского его тоже первоначально захоронили у стен Спасского монастыря среди могил павших русских воинов. И только затем останки Дмитрия Донского были перезахоронены в Архангельском соборе Московского кремля. Кладбище это у монастырских стен не сохранилось, но место, где оно было, известно. На его месте в 2000 — 2005 годах по проекту архитектора Анатолия Васильевича Климочкина был сооружён храм во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Его освящение состоялось через десять лет, 20 декабря 2015 года. Этот одноглавый храм кубической формы, фасады которого завершены закомарами, ориентирован на постройки раннемосковского зодчества XIV — начала XV века. Современное здание органично сочетается с архитектурой Спасо-Андроникова монастыря и Спасского собора в нём.
1
Сейчас ведутся подготовительные работы по воссозданию некрополя у монастырской стены. Во всяком случае, об этом говорится на размещённых возле стены стендах.
В средние века Спасская обитель неоднократно подвергалась нападениям. Видела она и литовских князей Ольгерда (1368 и 1371 годы) и Кейструта (1372 год), и золотоордынского хана Тохтамыша (1382 год), и крымского хана Давлет-Гирея (1571 год). В 1611 году, в эпоху Смуты, монастырь пострадал от нашествия поляков.
В 1371 году великий князь Дмитрий Иванович, будущий Донской, провожаемый митрополитом Алексием в Орду за ярлыком, молился в монастыре об избавлении от опасностей. А десятью годами позже москвичи близ Спасской обители встречали полки князя Дмитрия Донского, победно возвратившиеся после Куликовской битвы. В монастыре отслужили благодарственный молебен и панихиду об упокоении русских воинов, «за веру и отечество живот свой на поле брани положивших». Часть павших, как я уже упомянул выше, захоронена здесь.
По житийным свидетельствам, между 1410 и 1427 годами, при третьем игумене Александре, вместо деревянного собора Спаса Нерукотворного Образа был возведён новый белокаменный собор. Этот древнейший из сохранившихся до нашего времени за пределами Кремля московский храм является шедевром не только русской, но и мировой архитектуры.
1
1
Следует отметить: то, что мы видим в стенах Спасо-Андроникова монастыря сейчас, — это во многом результат работы реставраторов в 1950-е — 1960-е годы. Именно в это время был воссоздан и древний облик Спасского собора, который за предыдущие столетия неоднократно перестраивался.
Сейчас на территории монастыря развёрнута фотовыставка, на одном из стендов которой показана фотография с видом на Спасский собор в 1929 году.
Древний облик собора на этой фотографии едва угадывается. А дело всё в том, что на протяжении веков вокруг собора была устроена крытая паперть, после пожара 1812 года, в результате которого обрушилась глава, его верх был заново увенчан шатровой кровлей, тогда же к зданию были пристроены боковые приделы.
А после закрытия монастыря в 1918 году Спасский собор, использовавшийся под военный архив, и вовсе пришёл в аварийное состояние. Вот ещё одна его фотография с упомянутой выше фотовыставки. Она была сделана в начале 1950-х годов.
С 1919 года ключи от Спасского собора находились у коменданта Андроньевского концлагеря, разместившегося на территории закрытого монастыря. В конце 1923 года собор был передан Центральному архиву РСФСР. На фотографии видны остатки надписи «убежище» на стене собора, свидетельствующие о существовании укрытия на территории бывшего монастыря в период Великой Отечественной войны.
Собор был возрождён архитекторами-реставраторами Л. А. Давидом, Б. Л. Альтшулером, С. С. Подъяпольским и М. Д. Циперовичем, которым удалось выявить его древние формы. В ходе реставрации были разобраны поздние пристройки XIX века и возвращён купольный вид главы.
Говорят, что нареканий относительно научной обоснованности этой реставрации не столь уж и много, но совсем без них, наверное, невозможно обойтись. Так, некоторым критикам не нравится, что при воссоздании части элементов собора (сводов, арок) был использован кирпич, а не белый камень. Авторы реконструкции объяснили это желанием выделить восстановленное на фоне сохранившихся частей храма. Иногда возникают сомнения, связанные с формами и размерами главы собора: кому-то она кажется непропорционально узкой, вытянутой вверх и как будто искусственно поставленной на четверик. Но существует и другое мнение, согласно которому пропорции Спасского собора совершеннее пропорций современных ему храмов.
Восстановленный Спасский собор, квадратный в плане, представляет собой одноглавый четырёхстолпный храм на высокой подклети. Его фасады разделены на три части. С востока расположен троечастный алтарь с тремя апсидами, а на трёх остальных фасадах по центру расположены перспективные порталы. Виды собора с южной и западной стороны я привёл выше. А вот так Спасский собор выглядит с восточной и северо-восточной сторон.
1
1
В начале XV века Спасский собор расписали Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, о чём напоминает доска, висящая на стене собора у входа в него с северной стороны.
Но в XVIII веке фрески были утрачены. Сохранились лишь два фрагмента в откосах алтарных окон. Это орнаменты на тёмно-синем фоне — круги, в которые вписаны пересекающиеся окружности, трилистники и травы. В стилизованные мотивы введены и реалистические образы, например, листья, напоминающие мать-и-мачеху. При посещении собора, я не увидел эти фрагменты, поэтому покажу их на иллюстрации, взятой на просторах интернета (автор публикации скрывается под ником Nerod'Art | Выпьем за искусство).
Известно, что иконостас Спасского собора в Спасо-Андрониковом монастыре тоже несколько раз менялся:
в 1794 году был воздвигнут четырёхъярусный иконостас с пышным декором;
в начале XIX века появился иконостас в стиле классицизма, который отличался сдержанностью и монументальностью композиции;
в 1867 году его сменил пятиярусный деревянный позолоченный иконостас «с резьбою разнофигурною».
После закрытия монастыря иконостас был разорён, большинство икон пропало. Когда в Спасском соборе возобновились богослужения, был установлен небольшой временный деревянный иконостас без каких-либо украшений. Сейчас он выглядит следующим образом:
Когда большевики закрыли Спасо-Андроников монастырь, из него исчезло очень многое: святые мощи, иконы, книги, утварь. В наше время некоторые святыни возвращаются в обитель. Так, например, в 1996 году Спасский собор вновь обрёл старинную икону первых настоятелей монастыря — преподобных Андроника и Саввы:
История возвращения иконы похожа на счастливый случай, но, как говорится, «кто ищет, тот найдёт». После революционных конфискаций след иконы был потерян. Обретение началось с того, что в одном из «Андрониковских сборников» (так назывался рукописный журнал конца 1920-х — 1930-х годов), хранящихся в библиотеке Свято-Данилова монастыря, настоятель Спасского собора нашёл фотографию той самой иконы первых игуменов с пометкой: «Церковь Иерусалимского подворья». Автор «Сборников» священник Сергей Дубровин, впоследствии — архимандрит Андроник, подписывал свои статьи как «Настоятель церкви иерусалимского подворья». Обратившись на подворье Иерусалимского патриархата — в никогда не закрывавшийся, к счастью, храм Воскресения Словущего на Арбате, — священники и прихожане Спасского собора с великой радостью обнаружили в его хранилище утерянную икону первых игуменов Спасо-Андрониковой обители. Можно предположить, что отец Сергий спас не одну икону разорённого монастыря, перенеся их в церковь Воскресения, где служил.
17 ноября 1996 года икону торжественно передали общине Спасского собора. После реставрации она заняла в родном храме подобающее ей место.
Из истории монастыря известно, что в самом начале в Спасском соборе находилась главная святыня Спасо-Андроникова монастыря — Нерукотворный Образ Спаса, привезённый из Царьграда митрополитом Алексием в 1356 году. Для этой иконы, собственно, и был построен на высоком берегу Яузы первый Спасский собор по обету, данному митрополитом Алексием в честь чудесного его спасения во время сильной бури, в которую он попал в бухте Золотой Рог на Босфоре.
После закрытия Спасо-Андроникова монастыря икона попала в Государственный исторический музей, в запасниках которого хранилась в безвестности более 80-ти лет. Сотрудница музея Наталья Николаевна Чугреева в 1999 году отождествила данный образ с местночтимой иконой Спасо-Андроникова монастыря. Основанием для подобной гипотезы стало заметное сходство (особенно по конфигурациям утрат на иконе) этого музейного экспоната с фототипией андрониковской иконы, опубликованной в первом томе Лицевого иконописного подлинника Н. П. Кондакова.
Ещё в 1905 году выдающийся русский учёный Никодим Павлович Кондаков, исследователь византийского и древнерусского искусства, пришёл к выводу, что Нерукотворный Образ Спаса из Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря — и есть тот самый, первой половины XIV века, что привёз из Константинополя святитель Алексий.
Точно датировать икону невозможно, поскольку она находится под многочисленными записями. Но конструкция доски характерна для иконописи XIII — XIV столетий. И даже, если в соборе находился не привезенный митрополитом Алексием образ, всё равно — это близкое его повторение и бесценная святыня древней обители.
Древняя икона по-прежнему хранится в Государственном историческом музее, а в иконостасе Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря сейчас находится современный список Царьградского образа в окладе:
В 1439 году Спасо-Андроников монастырь получил архимандрию, что подтверждало высокий статус обители.
В начале XVI века, в 1504 — 1506 годах, архимандрит Митрофан построил трапезную палату — торжественный зал, где монастырь предполагал принимать своего покровителя, великого князя Ивана III, умершего в 1505 году. На другом берегу Яузы в то время находился его летний великокняжеский дворец.
В первом ярусе палаты располагались хозяйственные службы. Второй ярус занимал парадный зал трапезной. Большое пространство зала перекрыто четырьмя крестовыми сводами, опирающимися на расположенный в центр столп. Такая структура, повторяющая появившуюся ранее Грановитую палату Московского Кремля, стала традиционной для монастырских трапезных палат.
1
Кубическое по композиции здание трапезной завершается четырёхскатной кровлей. Снаружи палату украшал лишь пояс красных изразцов с растительным орнаментом. Сейчас он забелен.
Трапезная палата в Спасо-Андрониковом монастыре — третья по величине после кремлёвской Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого монастыря. Ныне это одна из немногих сохранившихся в Москве кирпичных построек XVI столетия.
В 1691 — 1694 годах по желанию царицы Евдокии Лопухиной к трапезной палате пристроили трёхъярусный храм Архангела Михаила. Хотя церковь возводилась в стиле нарышкинского барокко, доминировавшего тогда в московском зодчестве, она стилистически соотнесена с более древней трапезной. Обе постройки объединены общим карнизом из трёх рядов поребриков.
1
Структура церкви Архангела Михаила типична для своего времени: двухэтажное кубическое основание завершено восьмигранником, увенчанным небольшим барабаном с главкой. В наружном оформлении четверика использованы элементы западноевропейской архитектуры в русской интерпретации: колонки с кольцевидным перехватом, разорванные завершения наличников с декоративными шарами, капители, напоминающие завершения колонн ионического ордера. Декор восьмерика более строгий, что объясняется перерывом в строительстве храма, связанным с опалой царицы Евдокии. Строительство храма было завершено лишь в 1739 году, что не помешало сохранить архитектурное единство здания: грани восьмерика украшены стилизованными раковинами — излюбленным мотивом нарышкинского барокко.
В нижнем ярусе церкви находился престол в честь Знамения Божией Матери, во втором — во имя Архангела Михаила — покровителей русских государей, в третьем ярусе — во имя митрополита Алексия, небесного покровителя царевича Алексея, сына Петра и Евдокии.
К северной стене трапезной примыкал придел святых апостолов Петра и Павла, упразднённый в 1819 году, затем на его месте освятили придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
В подклети храма Михаила Архангела находилась фамильная усыпальница рода Лопухиных. Здесь были погребены: отец и мать царицы Евдокии — боярин Фёдор Абрамович Лопухин и боярыня Устинья Богдановна Лопухина; племянник царицы генерал-аншеф Василий Абрамович Лопухин, герой битвы при Гросс-Егерсдорфе (1757), смертельно раненный в этом сражении; двоюродная сестра императрицы Анны Иоанновны и другие.
Ныне в помещениях трапезной и церкви Архангела Михаила размещается основная экспозиция Музея имени Андрея Рублёва. В этой публикации я не буду подробно говорить о Музее имени Андрея Рублёва и посвящу ему отдельную публикацию.
К XVI веку относилась и недошедшая до нас надвратная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Её сейчас можно увидеть на одной из фотографий с фотовыставки, размещённой на стендах по всей территории Спасо-Андроникова монастыря.
Эта церковь, равно как и стоявшая рядом с ней высокая многоярусная колокольня cцерковью святого Симеона Богоприимца, построенная в конце XVIII века по проекту Родиона Казакова на средства купца первой гильдии Семёна Прокофьевича Васильева, монастырский некрополь и часть южной монастырской стены с юго-западной башней были разрушены в годы советской власти. В 1929 году как раз и начались работы по сносу старинных построек в Спасо-Андрониковом монастыре. На этой фотографии можно видеть на переднем плане часть могильных памятников разрушенного некрополя.
А красавица колокольня с часами, одна из самых высоких в Москве (72,5 метра), в 1924 году была передана Центральному архиву РСФСР, а в 1930-е годы была разобрана на кирпич. Сейчас остаётся только любоваться на неё на старых фотографиях и дореволюционных открытках.
В XVI и XVII столетиях монастырь был одним из центров переписки книг. Его библиотека содержала значительную часть сочинений Максима Грека.
Можно ещё отметить, что архимандрит Митрофан, являвшийся сторонником преподобного Иосифа Волоцкого, вовлёк монастырь в активную борьбу с ересью. И в последующие годы обитель нередко использовалась как место заключения противников иосифлян.
В XVII веке монастырь стал «божедомским», в нём отпевали скончавшихся внезапной или насильственной смертью. На территории Спасо-Андрониковой обители находилась одна из древнейших в Москве скудельниц, то есть общее захоронение для таких покойников.
В XVIIже веке деревянные стены монастыря заменили каменными. До нашего времени от них сохранился лишь небольшой участок между юго-восточной угловой башней и воротами в восточной стене, построенными уже позднее. Судя по этому фрагменту, первая каменная ограда монастыря представляла собой крепостное укрепление: здесь есть и боевая площадка на арках-печурах, и отверстия подошвенного боя, и навесные амбразуры, и зубцы в форме ласточкиного хвоста.
Северная, западная и большая часть восточной стены были возведены в XVIII — XIX веках.
1
1
Святые ворота — главный вход в Спасо-Андроников монастырь — появились во второй половине XVII века вместе со стенами монастыря и надвратной церковью Рождества Богородицы. Но эти ворота были разрушены в 1930-х годах. От них сохранились только малая западная проходная арка и часть западной стены Рождественской церкви. Ныне ворота восстановлены, а в помещении над ними, заменившем храм, находится отдел учёта и комплектования фондов Музея имени Андрея Рублёва.
1
Около 1690 года вдоль южной стены монастыря слева от входа возвели двухэтажное здание настоятельских покоев, примыкающее к Святым воротам.
1
В конце XVIII века к покоям пристроили пятигранный тамбур с внутренней лестницей. Здание это неоднократно переделывалось. Его отличают простота форм и скупость декора, несвойственные современным ему постройкам.
На первом этаже настоятельских покоев сейчас проводятся периодические вывески, на втором — размещается администрация Музея имени Андрея Рублёва.
В 2001 году на стене Настоятельского корпуса были установлены две памятные доски в честь создателей Музея имени Андрея Рублёва Давида Ильича Арсенишвили и Натальи Алексеевны Дёминой. Их авторами стали, соответственно, скульпторы Зураб Константинович Церетели и Владимир Александрович Суровцев.
Давид Ильич Арсенишвили (1905 — 1963) стал первым директором Музея имени Андрея Рублёва. Большой энтузиаст, реставратор, основатель Театрального и Литературного музеев в Тбилиси. А Наталья Алексеевна Дёмина (1904 — 1990) — выдающийся исследователь древнерусского искусства и знаток творчества Андрея Рублёва.
Когда Министерство культуры СССР вручило Д. И. Арсенишвили приказ о создании музея, оно не позаботилось о выводе с территории Спасо-Андроникова монастыря располагавшихся там учреждений. Добиваться этого пришлось сотрудникам музея. В освобождавшиеся помещения стремились въехать другие конторы, так что Арсенишвили не покидал территорию монастыря ни днём, ни ночью.
Усилиями Арсенишвили и Дёминой были организованы первые научные экспедиции, началось формирование коллекции, прошли реставрации.
В начале XVIII века к западу от Спасского собора начали строить каменный дом, в котором, вероятно, должны были разместиться «гостиные покои».
Рустованные пилястры и наличники с расширенными углами характерны для гражданских построек Москвы и Петербурга того времени. Получилось светское по духу здание с анфиладой просторных комнат. В них сохранились фрагменты орнаментальных росписей.
В 1763 году корпус перестроили, а в начале XIX века достроили с южной стороны. Тогда же изменилось назначение постройки: в нём разместились кельи монахов, а сам корпус получил название «братского».
1
Сейчас в бывшем братском корпусе расположен музейный депозитарий.
И ещё одно здание на территории Спасо-Андроникова монастыря сохранилось до наших дней. Это здание Духовного училища, возведённое в 1810 — 1811 годах. Из-за войны 1812 года его внутреннюю отделку закончили лишь к 1816 году. 12 марта 1817 года духовное училище (школа первого уровня для служителей Православной Церкви) открылось. В первый год в нём было 99 учеников (59 в высшем и 40 в низшем отделении). Скромно оформленное двухэтажное здание в стиле ампир украшено лишь круглыми нишами над окнами первого яруса и полукруглым трёхчастным окном мезонина.
1
Ныне в помещении бывшего Духовного училища разместились музейные отделы.
В 1874 году московский промышленник и купец первой гильдии Евграф Владимирович Молчанов вложил капитал в строительство церкви в честь своего небесного покровителя — мученика Евграфа. В нижнем ярусе была устроена семейная усыпальница Молчановых. Сейчас следов церкви Евграфа не осталось. Видимо, её разобрали при ликвидации монастырского кладбища.
Известна фотография 1909 года с видом на церковь мученика Евграфа из иллюстрированного прибавления к газете «Московский листок»:
Возле этой церкви находилась могила основателя русского театра Фёдора Григорьевича Волкова (1723 — 1763). Эта и множество других могил известных представителей дворянских и купеческих семейств Багрянских, Трубецких, Толстых, Аладьиных, Щербатовых, Голицыных, Головиных, Юсуповых, Нарышкиных, Демидовых и других, как говорится, «канули в Лету». В середине XIX века на монастырском кладбище находилось более тысячи памятников. На некоторых из них уже тогда надписи совершенно изгладились. В 10-е годы ХХ века захоронения продолжались, и в год здесь хоронили до 60-ти человек.
Конец этому положили большевики. В 1922 — 1928 годах на территории упразднённой обители устроили колонию для беспризорников. Для них на месте монастырского кладбища, ликвидированного 13 сентября 1927 года, сделали футбольную площадку.
Первому русскому актёру Фёдору Волкову повезло, в том смысле, что в 1990-е годы на территории монастыря недалеко от Спасского собора была установлена памятная плита в честь того, что в монастырском некрополе когда-то существовала его могила. Правда к исчезновению места его упокоения большевики не приложили руки. Могила Фёдора Волкова была утеряна ещё в 1812 году, когда в обители хозяйничали наполеоновские мародёры.
В том, что бывший Спасо-Андроников монастырь был сохранён от окончательного разрушения, заслуга известного архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского. По его инициативе 10 декабря 1947 года постановлением советского правительства в бывшей обители был учреждён Музей имени Андрея Рублёва. В 1960 году, когда по решению ЮНЕСКО во всём мире отмечалось 600-летие со дня рождения Андрея Рублёва, музей открыли для посетителей. К открытию, сохранившиеся остатки монастырских построек были отреставрированы, и им постарались придать их первоначальный вид. С 1985 года полное название музея звучит так: «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва».
В 1989 году Спасский собор вернули Русской Православной Церкви, и он действует с тех пор как приходской храм. Возле него сейчас установлена деревянная звонница с четырнадцатью колоколами разных размеров.
1
И в заключение несколько слов скажу о сохраняемой в монастыре памяти об Андрее Рублёве. Помимо того, что музей древнерусской культуры и искусства в Спасо-Андрониковом монастыре носит его имя, на территории бывшей обители установлен памятный знак в честь Андрея Рублёва.
В иконостасе Спасского собора размещена икона работы современного иконописца В. И. Сидельникова с фигурами Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, расписавших в XV веке стены собора.
А в тенистом сквере перед входом в монастырь в 1985 году был установлен памятник Андрею Рублёву, созданный скульптором Олегом Константиновичем Комовым.
До его установки на этом месте стоял другой памятник Андрею Рублёву, созданный в 1967 году скульптором Валерией Григорьевной Ленской. Скульптурная композиция представляла собой фигуру русского иконописца в длинной одежде, с бородой и длинными волосами, сидящего на лавке. В левой руке Рублёв держит доску, на которой набросан рисунок создаваемой иконы, а правая рука лежит на колене.
В 1985 году памятник, созданный скульптором В. Г. Ленской, заменили, как я уже упомянул выше, работой скульптора Олега Константиновича Комова. А демонтированный каменный памятник был перенесён на территорию Новоспасского монастыря, где он находится и сейчас.
1
Об экспозиции Музея имени Андрея Рублёва в Спасо-Преображенском монастыре, который я тоже посетил, я расскажу в другой публикации.
Цикл материалов "Интересные достопримечательности в Москве"