В июне 2016 года много я прошёл по улицам и улочкам Москвы. Однажды попал на улицу Большая Никитская, где помимо всего прочего обнаружил церковь преподобного Феодора Студита, которая спряталась в тени деревьев и чтобы найти её — надо было сначала дойти до отдельно стоящей шатровой колокольни,
а уже за ней увидеть храм.
На стене мемориальная доска, впервые появившаяся в 1995 году, но затем сменившая цвет с белого на чёрный.
Большая Никитская улица в этом месте делает загогулину и с неё можно увидеть на фоне колокольни тёмный памятный камень.
Со стороны улицы на ней изображен крест и надпись: «Место упокоения родительницы и близких великого сына и патриота России Александра Васильевича Суворова».
Вот только надпись на кресте не совсем верна — на месте захоронения родителей Александра Васильевича Суворова построили жилой дом.
На обратной стороне креста надписи.
На постаменте: «Без добродетели нет ни славы, ни чести «.
На самом камне: «Чем Тебе воздам, Всесильный Господи, за толикое ко мне Милосердие и чем сделаюсь достойным распятия Твоего, Христе? Прах Твоего создания к Тебе вопиет. Вем, яко едиными добродетельными соединяюсь с тобой, но наг есмь сего украшения, не Милости, но Суду Твоему повинен. А. В. Суворов. Покаянный псалом, песнь вторая».
Интересна история появления этого псалома.
В 1784 году началось восстание в Польше под предводительством Тадеуша Костюшко (1746–1817). Екатерина Вторая посылает для подавления восстания Суворова. 4 сентября 1784 года Суворов атаковал и разбил под Кобрином передовой отряд поляков под командованием генерал-майора Ружича. Затем была небольшая остановка в Кобрине, марш на пригород Варшавы Прагу, разгром польских войск и второй раздел Польши.
18 августа 1795 года императрица Екатерина II издаёт указ: «В воздаяние знаменитых заслуг нашего генерал-фельдмаршала графа Александра Суворова-Рымникского всемилостивейшее пожаловали мы ему в вечное и потомственное владение из поступивших в казну нашу в Литовской губернии из экономии Бржестской, бывшей в числе королевских столовых имений, Ключ Кобринский с прочими ключами, фольварками и селениями…» Так бывшее имение польского короля стало владением русского генерал-фельдмаршала.
Именно в Кобрин Суворов приехал в конце марта 1797 года, отправленный в отставку новым императором Павлом Первым. Но уже 23 апреля был выслан отсюда в село Кончанское Новгородской губернии, началась двухлетняя ссылка, во время которой Суворов подумывал об уходе в монастырь.
После завершения опалы 3 марта 1799 года Суворов снова приехал в Кобрин, но уже 9 марта двинулся дальше в путь. Его ждала трудная, но заслуженная слава, Итальянский и Швейцарский походы, переход через Альпы.
В начале февраля 1800 году Суворов снова заглянул на несколько дней в своё имение в Кобрин, но был вынужден из ухудшившегося здоровья задержаться здесь на два месяца. Присланный императором Павлом лейб-медик помог Александру Васильевичу и то смог продолжить путь в Санкт-Петербург. Во время этой вынужденной обстановки Суворов обращает свои мысли к богу и пишет «Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу», отрывок из которого выбит на памятном камне возле храма Федора Студита в Москве.
О точной дате появления храма Федора Студита как часто бывает с московскими, да и иными храмами, неизвестно. Бают, что была мол в XVI веке часовенка в честь иконы Федоровской Божией Матери. Вокруг неё сложился монастырь, возле стен которого 14 июня 1619 года царь Михаил Федорович встретился со своим отцом Филаретом, будущим Патриархом Московским и всея Руси. Началась новая страница в истории монастыря, был построен современный храм в 1624 — 1625 годах по приказу Филарета. Главный престол был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, а придел — в честь Феодора Студита, небесного покровителя Патриарха, носившего до пострига имя Федор.
Вместо женского монастыря появился мужской Феодоровский Смоленский Богородичный монастырь. Из-за того, что при монастыре была организована бесплатная больница для бедных, монастырь назвали больничным.
При Петре Первом монастырь упразднили, монахов перевели в другой монастырь, а с 1712 года церковь становится приходской. Начинались другие времена, во многом связанные с семейством Суворовых. Интересно, что хотя Суворов рассказывал о своём шведском происхождении, но ряд историков считает, что это мягко говоря не совсем правда, находя множество Суворовых в Москве задолго до переселения шведского предка Суворова. Не будем влазить в дебри, но у некоторых Суворовых были земельные наделы возле Никитских ворот и они часто бывали в храме Федора Студита.
В храме венчались родители полководца Василий Иванович Суворов и Авдотья Федосеевна Манукова, здесь крестили Александра Суворова и в юности он здесь пел на клиросе. Считается, что в здешнем храме в январе 1774 года венчался полководец с княжной Варварой Ивановной Прозоровской (1750–1806). Только брак был несчастным: Суворов воевал, а супруга изменяла. Парадокс того времени, развестись Суворов так и не смог до конца жизни. Церковь не разрешила, а начиная с 1779 года попыток Александр Васильевич предпринял немало.
На кладбище возле церкви была похоронена мать полководца, о чём повествует памятный камень-крест.
Долгий спор был по поводу, где же похоронен отец полководца. Хотя на камне нет его имени, но сейчас считается, что он тоже похоронен возле церкви Федора Студита, а в предполагаемом ранее месте захоронения в деревне Рождественно Мытищинского района Подмосковья сын установил в память о нём белокаменный саркофаг.
За время дореволюционных реставраций первоначальный вид храма был утерян.
В 1927 году храм был закрыт, купола снесены, колокольня обтесана до маленького обрубка торговой палатки в 1937 году.
После московской олимпиады 1980 года хотели сделать в бывшем храме музей Суворова, даже были начали вялотекущие попытки реставрации, но дело заглохло.
А в 1991 году храм был возвращен православной церкви. Колокольню восстановили.
Возле церкви — стенд, где указано время богослужений.