Среди бывших корпусов завода «Динамо», ныне ставших бизнес-центрами, скромно приютилась одна из старейших и легендарных церквей Москвы — церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове.
Среди бывших корпусов завода «Динамо», ныне ставших бизнес-центрами, скромно приютилась одна из старейших и легендарных церквей Москвы — церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове.
История храма, наполненная преданиями, чудесами, именами и фактами, началась в те давние времена, когда племянник и ученик Сергия Радонежского — преподобный Фёдор — заложил деревянную церковь Рождества Богородицы в урочище Симоново и устроил там иноческую обитель.
Преподобный Фёдор родился в 1341 году в семье старшего брата Сергия Радонежского Стефана. В 14-летнем возрасте был пострижен в иноки и вместе с преподобным Сергием подвизался в Свято-Троицкой обители. Игумен собирался передать управление монастырём племяннику, но того ждала иная судьба.
Согласно преданию, во сне Фёдору привиделась Богородица и молвила: «Иди из монастыря и найди место для собственной обители».
Молодой инок испросил благословения у дяди. Тот не сразу дал согласие, опасаясь, что юноша не справится с такой сложной задачей. Но ученик так неистово просил благословения, что Сергий, видя такую твёрдость, в конце концов, согласился.
Преподобный Фёдор осмотрел много земель, пока не нашёл места «зело красно на строение монастыря» — за Крутицами, на высоком берегу Москвы-реки, «недалече от града» (от Кремля), где было красиво, свободно, тихо и спокойно.
И место это было выбрано не случайно — дело в том, что данная местность принадлежала предкам Сергия Радонежского, которые происходили от знаменитого варяга Шимона (Симона), строителя каменного собора Успения Богородицы в Киево-Печерском монастыре. Потомки Шимона получили от московских князей местность, которая и стала называться Симоново.
Фёдор обратился к митрополиту Алексию с просьбой о разрешении постройки на этой земле обители, и святитель с радостью согласился. Сам Сергий осмотрел место, и оно ему понравилось. Более того, согласно легенде, именно сам чудотворец выбрал посвящение церкви и 21 сентября 1370 года освятил её вместе с Фёдором.
Первую роспись храма осуществил сам преподобный Фёдор. Его же кисти принадлежат и несколько прижизненных образов Сергия Радонежского.
Монастырь получил название Симонов, по местности, и статус ставропигиального, а Фёдор стал личным духовником великого князя Дмитрия Донского и великой княгини Ефросиньи. Вслед за князем сюда потянулись и многочисленные паломники. На взгляд преподобного Фёдора в обители стало слишком «шумно», а он хотел уединения и ушёл искать другое место, но не нашёл, вернулся обратно и по соседству в 1379 году выстроил новую обитель с храмом Успения Богородицы. Монастырь стал называться Новый Симонов, а впоследствии осталось в названии только Симонов, старая же территория превратилась в скит. Но об этом я расскажу следующий раз, а пока вернёмся к церкви Рождества Богородицы.
Ровно через 10 лет, 21 (8) сентября 1380 года, после освящения храма Рождества Богородицы состоялось одно из значимых событий, история которого тесно связана с историей этой церкви — Куликовская битва.
Предчувствуя, что бой будет великим, князь Дмитрий отправился в Свято-Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому за благословением, которое и получил. Кроме благословения, князь испросил у игумена двух иноков, как духовных вдохновителей. С Дмитрием в поход отправились схимонахи, в прошлом воины-бояре — Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Согласно преданию Пересвет и Ослябя до похода побывали в Рождественской церкви Старого Симонова монастыря у святого Фёдора и молились с ним о победе русского оружия.
Историю подвига Пересвета и Осляби знают все, поэтому я не буду подробно останавливаться на ней. А значение этой победы для русской истории действительно невозможно переоценить.
После битвы тела их специально искали и, обнаружив, с почётом поместили в вырубленные из дубовых колод гробы, залили свежим мёдом и доставили для погребения в Старый Симонов монастырь. Так Рождественская церковь вновь увидела героев, но уже не живыми, а мёртвыми.
С храмом Рождества и Симоновым монастырём связаны имена ещё двух русских святых — Кирилла Белозёрского и Ферапонта Можайского (Белозёрского). Именно здесь, в Старом Симоновом монастыре, они приняли монашеский постриг и именно отсюда они отправились в путь для обустройства монастырей на Русском Севере, ведомые призывом Богородицы.
На месте явления Кириллу Богородицы установлена часовенка
и камень с памятной надписью.
Вероятно, в монастыре существовала иконописная мастерская. Есть версия, что здесь, при Рождественском храме, учился иконописи Андрей Рублёв. А под началом старца Симонова монастыря — иконника Митрофана — знаменитый Дионисий выполнил роспись Собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре.
В 1509–1510 году старая деревянная церковь была разобрана и на её месте выстроена новая каменная. Официальная версия гласит, что храм строил Алоизио Ламберти да Монтаньяна, которого все мы знаем, как Алевиза Фрязина Нового. Но в настоящее время эта версия подвергается сомнению.
Самой древней частью церковного здания является восточная — четверик. Его верх с главой был перестроен в XVII веке, но основа осталась старой. Границей между зонами служит керамический фриз.
Северный и южный фасады вверху украшены киотами с иконами Рождества Богородицы.
Под иконами устроены порталы со стилизованными снопами колосьев и выпуклыми дыньками.
При этом трапезная и колокольня оставались деревянными вплоть до 1785–1787 годов, когда их построили в камне. Во второй половине XIX века они были перестроены. Трапезная расширена в результате чего появились два новых придела — Николая Чудотворца и Сергия Радонежского, а захоронение Пересвета и Осляби оказалось под крышей церкви. В 1794 году над их могилами появилась белокаменная плита, а в 1870 году, к 500-летию Симонова монастыря — чугунная сень каслинского литья.
В 1894 году в храме мастерами Палеха была выполнена изумительная роспись — первая в каменной церкви Рождества Богородицы, и она чудом сохранилась до наших дней.
Фрески спасло то, что в годы гонений их заштукатурили, а не сбили.
Августейшие особы не забывали Рождественскую церковь. 22 апреля 1900 года её посетили император Николай II с Александрой Фёдоровной и великий князь Сергей Александрович с Елизаветой Фёдоровной, о чём свидетельствует табличка на внешней стороне стены трапезной.
В 1928 году богослужения в церкви прекратились, а её здание передали электромашиностроительному заводу «Динамо». Колокольню полностью разрушили, надгробие Пересвета и Осляби отправили на металлолом по цене 317 рублей 25 копеек, а в самой поруганной церкви устроили компрессорную станцию. Лисий пруд, по легенде выкопанный самим Сергием Радонежским, и переименованный москвичами в Лизин после выхода повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», засыпали и построили на этом месте административное здание завода.
Только к 600-летию Куликовской битвы вспомнили о храме, где лежат герои Куликовской битвы. В числе первых, кто открыто выступил за восстановление храма был художник Павел Дмитриевич Корин. Его поддержали многие деятели культуры, искусства, науки и даже… председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин, который дал делу ход на самом высоком уровне.
В начале 1980-х годов храм передали под филиал Исторического музея с экспозицией о Куликовской битве, а уже в 1989 году его окончательно вернули Церкви. Это была первая ласточка. Прошло ещё немного времени и многие храмы вернулись верующим.
В настоящее время храм полностью отреставрирован, восстановлена настенная живопись, иконостасы, храмовый интерьер. Над могилами Пересвета и Осляби построена дубовая сень — точная копия дореволюционной сени 1880 года.
В 2006 году воссоздана колокольня, на которой помещен колокол «Пересвет» (2200 кг) принятый в дар от губернатора Брянской области, родины героев-иноков Пересвета и Ослябя.
В стену колокольни вмонтирован фрагмент колокола, разбившегося при сносе звонницы.
Святынями Рождественской церкви являются чудотворные иконы Тихвинской Богоматери, переданная Историческим музеем, Иверской, Казанской и уникальной Влахернской Богоматери, вырезанный из дерева.
Редчайшая Петровская икона Богоматери, написанная с образа, созданного святителем Петром находится в приделе Сергия Радонежского.
Эти икона была главной святыней в Москве до 1395 года, пока ею не стала Владимирская, спасшая Русь от Тамерлана.
На территории, там, где раньше был некрополь установили памятник, стоявший до воссоздания дубовой сени на надгробии героев Куликовской битвы в бытность церкви музеем.
Это работа народного художника России Вячеслава Михайловича Клыкова. Монумент, словно посмертный памятник всем здесь лежащим.
Напротив установлена стилизованная звонница,
а рядом с ней, на торце остатка монастырской стены находится памятная табличка с текстом:
«Далёким предкам долг отдали,
Святой их поклонясь могиле.
Они страну свою любили
И защищали отчий край.
Но слава, жившая века,
Была в слепой забыта злобе
И предков древние надгробья
Смела преступная рука.
Сыны грядущих поколений,
Пусть ваша память сохранит
Наш жаркий гнев, наш горький стыд,
Трудом во имя искупленья
Позор преступного забвенья
С земли родной да будет смыт».
На прихрамовой территории есть еще несколько памятных знаков — в честь адмирала Фёдора Головина (1650–1706) и в честь композитора Александра Алябьева (1787–1851).
На самом деле, ни тот, ни другой не были похоронены на территории Старого Симонова монастыря. Их могилы находились в 300-х метрах от этого места — в некрополе Нового Симонова монастыря, но это уже другая история…