В Москве расположено множество храмов, и древних, и построенных совсем недавно. Каждый из них имеет свою историю, во многих есть почитаемые святыни. Вот об одном из московских храмов и его святынях я хочу рассказать в этой публикации.
Эта небольшая по размерам церковь затерялась среди построек бывшего Константинопольского Патриаршего подворья в Крапивенском переулке, которому она была передана в 1883 году вместе с окружавшим её земельным участком.
Каменная церковь, освящённая в честь преподобного Сергия Радонежского, была сооружена в 1678 году на месте сгоревшей деревянной церкви.
По одной из версий она была построена на земле, принадлежавшей коллежскому асессору Алексею Крапивину. Многие полагают, что от фамилии владельца произошли и сохранившееся до нашего времени название Крапивенского переулка, и название самой церкви Сергия Радонежского в Крапивниках. До революции это был единственный в Москве храм, главный престол которого был посвящён этому святому игумену земли Русской.
В XVIII и XIX веках церковь несколько раз достраивалась и перестраивалась. В частности, в 1750 году была возведена двухъярусная колокольня. После разорения церкви французами в 1812 году, она долго восстанавливалась на скудные средства прихожан, коих было очень мало, и богослужения в ней возобновились только в 1875 году. А уже после передачи церкви во владение Константинопольской патриархии в 1885 году был перестроен придел Иоанна Предтечи и увеличены размеры апсиды.
После революции, в 1920-е годы, церковь была закрыта, а в 1930-е годы над ней разобрали купол и восьмерик колокольни. Дело до полного уничтожения церкви не дошло, и её помещение занимала мастерская по изготовлению коньков.
Восстановление церкви осуществлено после её возвращения в 1991 году Русской Православной Церкви. В постсоветские годы были восстановлены колокольня (в 2001 — 2002 годах), выполнена роспись купола и алтарной стены главного престола (2002 — 2003 годы). Помимо алтаря главного престола к 2010 году освятили восстановленные и отреставрированные приделы Серафима Саровского (бывшего Никольского придела) и Всех Святых, в земле Российской просиявших. В 2013 году новое убранство получил Серафимовский придел. А к 2014 году завершили работы по перевеске колоколов, золочению глав колокольни и храма. В 1993 году при храме был открыт Лицей духовной культуры во имя Преподобного Серафима Саровского.
Сейчас церковь знаменита тем, что в ней находится одна из православных святынь, а именно так называемый «Кийский крест» — кипарисовый тау-крест с размерами Креста Господня с размещёнными на нём иконками с частичками мощей святых и камнями, взятыми из наиболее значимых христианских мест. Крест этот практически уникален, поскольку является одним из самых больших христианских реликвариев, то есть собранием церковных святынь.
Размеры «Кийского креста»: 310 сантиметров в высоту и 192 сантиметра в ширину (длина верхней перекладины). В него вмонтированы 101 частица мощей христианских святых, шесть Афонских резных крестов с изображениями двунадесятых праздников, и 16 камней, привезенных с мест библейских событий. В нижней части размещена памятная табличка со следующим текстом:
»При державе Благовернаго и Христолюбиваго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича и всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и иных государств Государя и Обладателя, и при Благоверной Государыне Царице и Великой Княгине Марии Ильиничне, и при Сыне Их Благоверном Государе Царевиче и Великом Князе Алексие Алексиевиче сотворен сей Великий Крест Божией Милостию Никоном, архиепископом царствующаго града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя России Патриархом, от честнаго древа кипариса и украшен сребром и златом в хвалу и поклонение христианом. Христе Боже! Помилуй и спаси душу мою силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте. От воплощения Слова Божия 1656, а от создания мира 7164 года, августа в первый день».
История «Кийского креста» началась с его изготовления в Палестине по заказу Московского патриарха Никона в середине XVII века. По преданию, в 1639 году будущий патриарх Никон уплыл с острова Анзер после конфликта с основателем Анзерского скита Соловецкого монастыря преподобным Елеазаром Анзерским. Во время шторма он спасся на безлюдном острове в устье реки Онеги. Ступив на землю, Никон спросил: «Кий сей остров? (Что это за остров?)». Остров был непригоден для жизни и названия не имел. Тогда Никон сказал: «Пусть же сей остров зовется Кий». В память о своём спасении Никон установил на острове простой деревянный крест и дал обет об основании здесь монастыря.
А уже став Патриархом, Никон рассказал об острове царю Алексею Михайловичу, который разрешил основать там Онежский (Кийский) Крестный монастырь. Для иконостаса монастырского собора в 1656 году по заказу Патриарха Никона, изготовили крест-мощевик, аналогичный по размерам Кресту, на котором распяли Иисуса Христа. Говорят, что Никон лично размещал в теле креста частички мощей святых. Освящение креста состоялось в Москве 1 августа 1656 года, в день празднования Происхождения Честных Древ Животворящего Креста.
Весной 1657 года крест был доставлен на остров Кий в сопровождении представителей духовенства и роты драгун «со 108 большими и малыми чугунными пушками, с ядрами, бердышами, барабанами и запасом пороха». Крест путешествовал на север неспешно, и по пути в местах, где делались остановки, служили молебны и освящали на молитвенную память простые рубленные кресты с размерами Кийского креста. В монастыре крест вмонтировали в иконостас собора Воздвижения Креста Господня.
Крест находился в монастыре на острове Кий до его закрытия в 1923 году. Правда, в 1854 году, опасаясь вторжения на остров англичан, орудовавших вблизи онежских вод во время Крымской войны, крест вывезли с острова и спрятали, но потом вновь вернули в обитель. При этом были утрачены три из 101 иконок святых, помечавших принадлежность размещённых на кресте частичек мощей. Неподписанными остались также восемь из шестнадцати камней, взятых с мест библейских событий.
В 1670-х годах была написана икона с Кийским крестом и предстоящими, которая сейчас находится в собрании музеев Московского кремля. На ней предстоят равноапостольный царь Константин и равноапостольная царица Елена, а также царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична и патриарх Никон.
В 1923 — 1930 годах крест находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере особого назначения. Потом его передали в Исторический музей в Москве, где он пребывал в запасниках музея. В 1991 году «Кийский крест» был обнаружен в запасниках музея, и после реставрации эту святыню передали для поклонения в церковь преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.
Кроме Кийского креста, в храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках имеются и другие святыни, переданные в него после реставрации. Среди них можно назвать икону преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей и список XVIII века с чудотворной Фёдоровской иконы Божией Матери…