Кулишки — историческое название местности, располагавшейся в месте слияния Москвы — Реки и Яузы.
«Кулишками» (правильнее кулижки) называли невырубленные участки леса (согласно другим данным кулижки — лес после порубки), покрывавшего в древности высокий холм, разделявший две реки. В честь основанного монастыря Иоанна Предтечи это место также называли «Ивановской горкой».Ивановскую горку пересекала речка Рачка, которая в 18 века была спрятана в трубу. Есть ещё предположение о происхождении названия храма.
Сейчас выражение «к чёрту на кулички» значит «очень далеко, неведомо куда, в глухомань». Современная форма, как обычно полагают и как считал ещё Владимир Даль, представляет собой переделку более старого выражения «к черту на кулижки», возникшую в результате подмены ставшего узкодиалектным слова кулижки «лесные полянки, острова на болоте» и созвучным существительному кулички «кулички, пасха».
Впервые о каменном храме на этом месте упоминается в 1631 г. Однопрестольный храм имел название «Петра и Павла высокого, что на горке».Сохранились свидетельства о том, что в 1693 г. Патриарх Андриан отпевал в храме Вассу Строганову. Здание нынешнего храма было построено в 1700 — 1702 г.г
Храм был выполнен в стиле Московского барокко. В 1731 г. в южной части тёплого храма был устроен придел в честь Казанской иконы Божьей Матери, с этого времени храм стал трехпрестольным. По проекту архитектора А. П. Попова в 1876 году южный придел храма расширили.
В 1748 г. храм сильно пострадал от пожара, но был быстро восстановлен на средства прихожан. В 1771 г. была построена новая трёхъярусная колокольня. В 1812 г. зданию храма удалось практически безболезненно пережить время мародерства и пожаров, однако дома священников и церковные постройки сгорели. В отличие от большинства церквей, расположенных на Ивановской горке, храм Петра и Павла не закрывался.
После революции предпринимались неоднократные попытки закрыть храм, в частности местные пионеры требовали передать им здание храма. В этот тяжёлый период в храм передавали Святыни закрытых церквей и принимали безместное духовенство. Настоятелем храма с 1935 года до кончины служил протоиерей Аркадий Константинович Пономарёв (1884–1948).
Из воспоминаний Владыки Питирима:
«Я вспоминаю о. Аркадия Пономарёва, который служил в храме Петра и Павла у Яузских ворот. Это был очень энергичный человек. Он первым в годы войны отремонтировал свой храм. До войны наше духовенство, платя очень высокие налоги, вынуждено было собирать пожертвования на ремонт. Выходил батюшка в епитрахили и говорил: „Православные, помогите — кто сколько может!“ — и шел по рядам, а прихожане клали — кто пятачок, кто какую другую монетку. О. Аркадий, выходя, всегда очень конкретно говорил: „Проповедь на праздничное чтение“, — и, как только он начинал говорить, раздавалось щелканье кошельков, — тогда были распространены кошелечки с двумя шариками: все знали, что закончит он одной и той же фразой: „Други мои! Храм наш требует ремонта!“ И — ещё не кончилась война, как он уже отремонтировал церковь Петра и Павла.»
В 1874 году по высочайшему повелению сербам была дарована под подворье церковь Святых Кира и Иоанна на Солянке и находящиеся при ней здания, однако в 1918 году подворье было ликвидировано советской властью, а сама церковь в 1933 году разрушена.
Подворье Сербской Православной церкви было возрождено 17 июля 1948 года в храме Петра и Павла по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия в ходе торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви:
«Около двух часов дня состоялась передача Петропавловской церкви, что у Яузских ворот, Сербской Православной Церкви. В храм прибыла в полном составе Сербская Церковная делегация во главе со Святейшим Патриархом Гавриилом. Встреченный духовенством храма при пении хора Святейший Патриарх проследовал в алтарь, приложился к Святому Престолу и выслушал слово Митрополита Николая, в котором он сказал о высокой чести, выпавшей на его долю — передать этот святой храм от лица Святейшего Патриарха Алексия Сербской Церкви в качестве подворья.
Святейший Патриарх в ответном слове благодарил Патриарха Московского и всея Руси и выразил глубокую радость Сербской Церкви о том, что она отныне будет иметь своё представительство в Москве, и что возношение имен обоих Патриархов — Московского и Сербского за богослужениями еще больше объединит в братской любви обе Церкви.»
Журнал Московской Патриархии
Однако по политическим причинам подворье так и не смогло начать свою деятельность.
В 1999 г. Храм Святых Апостолов Петра и Павла был преобразован в Патриаршее подворье, при котором было вновь открыто представительство Сербской Православной церкви.
В настоящее время храм Петра и Павла является символом духовного братства Сербской и Русской православных церквей.
По словам настоятеля подворья епископа Антония, «вся корреспонденция, все вопросы, укрепление братских связей проходят через сербское подворье. Кроме того, подворье окормляет паству из числа своих соотечественников, живущих в России, и помогает им сохранить культуру и традиции своего народа».
В подготовке материала использованы сведения из Википедии