Когда выходишь из Устьинского сквера на перекрёсток четырех улиц: Устьинского проезда, Солянки, Яузского бульвара и Яузской улицы, то перед глазами возникают два купола храма, спрятавшегося за домами.
Когда выходишь из Устьинского сквера на перекрёсток четырех улиц: Устьинского проезда, Солянки, Яузского бульвара и Яузской улицы, то перед глазами возникают два купола храма, спрятавшегося за домами.
Это купола храма апостолов Петра и Павла у Яузских ворот (на Кулишках).
Первое впечатление, что храму не хватает свободного места вокруг него, словно бы храм задыхается в окружении вплотную пристроенных домов.
Земля в Москве дорого стоит и если раньше храмы строили так, чтобы вокруг них было пространство, то Москве прошлого века старались застроить любой кусочек свободной земли, к чему учитывать интересы какого-то храма, ведь с религией боролись и незачем было создавать ей благоприятные условия.
Впечатление о необходимости свободного пространства вокруг храма подтверждается старыми фотографиями.
В Москве в XIX веке существовали подворья с храмами у древнейших поместных церквей православного Востока — Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Константинопольской.
В XIX веке когда Сербия боролась за независимость, то Сербская православная церковь была вместе с сербским народом.
В январе 1832 году, под юрисдикцией Константинопольского Патриархата была учреждена автономная митрополия в Белграде. С 1859 по 1881 год епископом Белградской митрополии, митрополитом Белградским и архиепископом Сербским был Михаил, в миру Милое Йованович (1826- 1898).
Он обратился с ходатайством в Синод Российской империи в 1873 году о разрешении открыть в Москве Сербское подворье. В 1874 году просьба была выполнена, по высочайшему повелению сербам была дарована церковь Святых Кира и Иоанна на Солянке, построенная в 1768 году в память принятия императрицей Екатериной II православной веры.
В 1878 году по условиям Берлинского мира Сербия получила независимость, а Сербская православная церковь получила в 1879 году автокефалию, признанную Константинопольской Патриархией.
В 1918 году вместе с другими православными подворьями закрыли и Сербское, а храм был разрушен в 1934 году.
Во время Второй Мировой войны сербы снова воевали вместе с русскими, только не против турок, а против германских захватчиков и их союзников. а после войны поделилась с Русской православной церковью частью прихожан.
Православные приходы на территории Чехословакии с 1926 года согласно решения правительства Чехословакии официально входили в юрисдикцию Сербской православной церкви. В 1948 году Сербская Церковь заявила о своем согласии на переход автономной Чешской епархии в ведение Московского Патриарха. В 1951 году Русская Православная Церковь даровала Православной Церкви в Чехии и Словакии автокефалию.
Вот такие события предшествовали второму появлению в Москве подворье Сербской Православной Церкви. Оно было возрождено 17 июля 1948 года в храме Петра и Павла.
Но в дело вмешалась политика, в 1948–1954 годах произошло охлаждение советско-югославских отношений и подворье так и не начало свою деятельность.
Надо заметить, что храм Святых Апостолов Петра и Павла не был закрыт в советскую эпоху. Мало того, во время войны он был отреставрирован на пожертвованию прихожан. Здесь хранились многие реликвии из закрытых и уничтоженных московских храмов и монастырей.
В 1999 году храм Святых Апостолов Петра и Павла был преобразован в Патриаршее подворье, при котором было вновь открыто представительство Сербской Православной Церкви. Эта попытка оказалась более успешной. Подворье действует и способствует укреплению дружбы между сербским и русским народами.