Ивановская горка — один из легендарных холмов, на которых строилась Москва. Здесь находится женский монастырь Обитатели монастыря: от царских родственников до Салтычихи и 12 храмов, из которых 10 церквей являются православными. Одна из этих церквей (Храм святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садах) располагается напротив монастыря.
Достаточно плотно погулял я в этих местах в июне 2016 года.
Сколько старых советских фильмов разобрано на цитаты — не сосчитать. Когда я смотрел на этот храм, то мне вспоминается цитата из бессмертного творения Георгия Николаевича Васильева (1899–1946) и Сергея Дмитриевича Васильева (1900–1959) «Чапаев»: «Белые пришли — граблют, красные пришли — граблют, ну куда крестьянину податься?»
Никакого отношения Василий Иванович Чапаев к храму не имеет, но крылатая фраза довольно-таки точно отражает отношение различных властей к храму.
Построил великий князь московский и владимирский с 1389 года Василий I Дмитриевич (1371 — 1425) в начале XV века Владимирскую церковь, упоминание о которой встречается в его духовной грамоте в 1417 году.
Но его потомок Василий III Иванович (1479–1533) снёс её, была построена по его повелению новая каменная церковь архитектором Алевизом Новым. Зря сделал это великий князь, ведь многие творения Алевиза были по прошествию некоего времени снесены неблагодарными потомками, так было с церковью Святой Варвары, так получилось и с церковью Святого Владимира.
Долгое время при церкви существовала Патриаршая богадельня, где жило до 88 человек мужского и женского пола. «В 1666 году " в Патриаршей женской богадельне на Куличках по действу какого-то чародея поселился бес… Государь Алексей Михайлович приказал лицам духовного звания совершить в богадельне молитвенный чин изгнания нечистого духа. Но все попытки были безуспешны: бес обличал молящихся в их грехах и стыдил, наводя на них страх…»
Тогда Государь благословил преподобного Илариона изгнать нечистого духа. «Семь недель боролся подвижник с бесом, усердно творя молитвы, освящая воду и повсюду ею кропя. Мало-помалу по молитвам отца Илариона нечистый был изгнан из богадельни и никогда уже там не объявлялся…»
В 1670–1680 годах на месте алевизовского храма было построено новое здание церкви. Спонсором строительства выступила семья стольника Ивана Ивановича Вердеревского.
В 1711 году была закрыта богадельня, а на её месте построен двухэтажный дом причта. Но несчастья продолжали обрушиваться на храм. В 1718 году — сгорели кровли, но это были только цветочки, ягодки были впереди. Во время Великого (Троицкого) пожара на праздник Троицы 29 мая (9 июня) 1737 года, когда сгорело 3 000 домов и почти 100 храмов, сгорел и Владимирский храм. Если о дворцовых и соборных церквях позаботилась императрица Анна Иоанновна, своим указом от 22 июня 1737 года распорядилась восстановить за счёт казны, то восстановление этого храма пало снова на плечи семейства Вердеревских. Про мелочи вроде ремонта покосившихся крестов после бури 1787 года даже говорить стыдно. Ибо надвигался 1812 год. Кроме церкви сгорели 16 домов прихожан.
Церковь закрыли, хотели даже снести. В борьбу вступили различные силы.
В 1722 году в Москве появилась Московская духовная консистория: «Духовная консистория есть присутственное место, через которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея производятся управление и духовный суд в поместном пределе православной российской церкви, именуемом епархией». Вот как иронично отзывался Владимир Алексеевич Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» об консистории: «
«Чиновники получали грошовое жалованье и существовали исключительно взятками. Это делалось совершенно открыто. Сельские священники возили на квартиры чиновников взятки возами, в виде муки и живности, а московские платили наличными. Взятки давали дьяконы, дьячки, пономари и окончившие академию или семинарию студенты, которым давали места священников."
«Выше консистории был Святейший синод. Он находился в Петербурге в здании под арками, равно как и Правительствующий сенат, тоже в здании под арками. Отсюда ходила шутка: «Слепейший синод и грабительствующий сенат живут подарками».
Фактически правящим архиереем Московской епархией становится 16 (28) июня 1811 года епископ Православной Российской Церкви Августин (в миру — Алексей Васильевич Виноградский, 1766–1819). В июле 1813 года действительный статский советник Михаил Волынский обратился к епископу Августину с предложением, что надо дождаться восстановления зданий прихожан, а затем снова сделать церковь Святого Владимира приходской и негоже уничтожать старинный храм. Московская духовная Консистория решила, что Владимирскую церковь «яко совсем ненужную, которая навсегда имеет остаться без прихода» необходимо разобрать, тем более, что рядом есть множество более сохранившихся церквей, куда можно передать прихожан. Но Волынского поддержали в Комиссии о строении Москвы, образованной в Москве в 1813 году для ликвидации последствий пожара 1812 года, которая решила «по учиненному же Комиссией правилам при регулировании означенная церковь в сломку подходить не может» и в Святейшем Синоде.
Церковь не была снесена и уже 19 октября 1819 года был заново освящен реставрированный главный храм. Еще два придела были освящены позднее — в ноябре 1819 и в 1827 году.
Что не смогла сделать Консистория чуть не удалось советской власти. 23 марта 1933 года было издано постановление президиума Мособлисполкома о закрытии храма, в 1937 году церковь стали разбирать. Были разобраны пять куполов и уничтожено внутренне убранство, но потом остановили разрушения и передали здание Исторической библиотеке.
И вновь как столетия назад — пожар в 1980 году, уничтоживший остатки уникальных фресок церкви.
В 1991 году в возвращенном верующим храме состоялась первая литургия, но реставрация храма продолжалась еще долгие годы.