Интересных исторических мест в Москве много. Вот только часть из них находятся не на главных улицах, а любят прятаться в проулках и закоулках Москвы. Порой приходится поплутать по задворках, чтобы выйти к очередному памятнику, памятному зданию или храму.
На половине дороги от Музеона до улицы Большая Якиманка среди высоких домов затерялась Церковь Марона Чудотворца. Это название находится на табличке на ограде церковного двора.
Перед тем как добраться до него я посетил Храм для православных китайцев, затем заглянул в парк искусств Музеон. В парке я присел отдохнуть ибо целый день ходил по Москве, вглянул на стенд-схему парка и решил, что на его сомтор у меня сил не хватит. Пошёл дальше, пока не увидел арку при входе на территорию церкви Марона-Чудотворца.
Храм известен и под другими названиями, по которым можно изучать историю местности, где располагается церковь: Церковь Марона Пустынника, что на Бабьем городке и Церковь Марона Пустынника, что в Старых Панех.
Обратите внимание — на заднем фоне видно огромное здание Президент-отеля.
Первоначально церковь была деревянной и была известна как Благовещенская, построенная в 1642 году. Каменный храм появился лишь в 1747 году.
Упоминания об амазонках, живущих на берегах Москвы-реки, отсутствуют. Существуют две версии, почему местность стала называться Бабьим городком: одна героическая, вторая производственная.
По героической версии, когда в августе 1382 года хан Золотой Орды Тохтамыш продвигался к Москве, то люди бежали из разоряемых местностей к крупным городам. Несколько сот женщин хотели укрыться в Москве, но творившаяся в столице княжества неразбериха не позволила им это сделать. Хорошо, что тогда росли леса по берегам Москвы-реки. Что только не могут сделать русские женщины! Они построили небольшую деревянную крепость и выдержали трёхдневную осаду. Основное монголо-татарское войско занималось осадой Москвы и Кремля с его сокровищами и они не проявили особого рвения для взятия маленького деревянного недоразумения.
По производственной версии, берег реки в данном месте размывался и его укрепляли с помощью деревянных свай. Эти сваи назывались «бабами», забивались в помощью молотов, а сам процесс носил укрепления берегов название городьбы. Так мол и появилось название Бабий городок.
Мне героическая версия больше нравится.
С XVI века в Москве стали появляться места компактного проживания иностранцев, эти места стали называть иноземными слободами. Первопроходцами стали немцы. В районе Якиманки до второй половины XVII века жили поляки и 52 двора находились в Старопанской или Панской слободе. Отсюда и название — Церковь Марона Пустынника, что в Старых Панех.
В 1812 году французы осквернили храм и он долго стоял в запустении, пока московские купцы Лепёшкины не восстановили храм, затем с 1828 года по 1902 год церковные старосты были только из рода Лепешкиных.
В наш век менеджеров и мерчендайзеров трудно представить, что когда-то существовали специальности звонарей, среди которых были истинные виртуозы своего дела. Одним из них был Константин Константинович Сараджев (1900–1942), им была сделана нотная запись 317 звуковых спектров наиболее крупных колоколов всех московских церквей, монастырей и соборов. Одним из любимых его развлечений была игра на колоколах храма Марона Пустырника. В своих воспоминаниях Сараджев писал: «Мароновские колокола меня поразили! Их подбор представляет собой законченную гармонию! Я ходил хлопотать о получении колоколов для полного ублаготворения Мароновской колокольни.»
Когда в 1930 году храм решили снести, знаменитые колокола были проданы за рубеж. Спасло храм нехватка средств на строительство нового здания. Здание церкви переоборудовали и здесь долгое время находился гараж. На крыше гаража даже деревца росли в семидесятых годах прошлого века.
Сбоку пристроили здание школы (красное здание сзади).
Ученики даже и не подозревали, что здание было построено на месте огромного погоста, который начали застраивать еще в XIX веке, а в прошлом веке от кладбища не осталось и следа. Как и от многих кладбищ, находившихся в черте городов.
Второй раз хотели снести храм в шестидесятых годах прошлого века. Спасли его ошибки в вычислениях. То ли программисты ошиблись, то ли ЭВМ дала сбой, но подсчёты показали, что стоимость разрушения храма обойдётся в астрономическую сумму. Решили оставить всё как есть.
А в 1992 году храм был возращен верующим.
Во дворе храма находится поклонный крест.
Колокольня восстановлена, но теперь нельзя говорить об уникальности колоколов храма. Куда делись отправленные за бугор колокола храма — неизвестно.
Вот колокола московского Даниловского монастыря были проданы Гарвардскому университету и Сараджев был даже откомандирован в Америку. Но ничего с созданием звонницы не вышло, американцы хотели приводить колокола в движение при помощи электромоторов и звонить на футбольные матчи студенческой команды, на что Сараджев пойти не хотел и в результате был вынужден вернуться домой. А в СССР звонари уже были никому не нужны.
Назван храм в честь преподобного Марона, жившего в IV веке недалеко от города Кира в Сирии и прославившегося даром исцеления больных.
Интересно, что Марон считается основателем церкви, названной в его честь Маронитской.