Направляясь ко входу в Новоспасский монастырь со стороны сквера на Крестьянской площади, невозможно не обратить внимание на стоящую рядом с монастырём каменную церковь. Церковь эта, освящённая в честь Сорока Севастийских мучеников, имеющая 380-летнюю историю, является ровесницей существующего Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря, о посещении которого я рассказал в предыдущей публикации. Раньше прихожане её часто называли Сорокосвятской. Построена она была в 1644 — 1645 годах на месте ранее существовавшей деревянной церкви, письменное упоминание о которой содержится в окладной книге церковных соборов за 1625 год.
Центральный придел в каменной церкви был освящён в честь Сорока Севастийских мучеников, а боковой придел — в честь святителя Николая Чудотворца. К слову сказать, церковь с таким главным престолом — единственная в Москве.
По версии дореволюционного историка Москвы Ивана Кузьмича Кондратьева само появление Сорокосвятского храма напрямую связано с Новоспасским монастырём.
Этот грандиозный монастырь, существовавший под особым царским покровительством, числился дворцовым ещё со времен Ивана Калиты. В нём погребали знатных бояр, в том числе и Романовых, у которых там была их родовая усыпальница. Когда же Романовы пришли к власти, то значение монастыря возросло. Уже родоначальник династии Романовых, царь Михаил Фёдорович, вместе с матерью, инокиней Марфой, повелел в 1640 году выстроить новые стены и новый, ныне существующий, каменный Спасо-Преображенский собор, строительство которого было завершено к 1645 году.
Одновременно с ним была выстроена и нынешняя Сорокосвятская церковь в качестве приходской для простых горожан, обслуживавших нужды монастыря. Дело в том, что по древнему обычаю столь крупный и значительный монастырь получал право иметь работников, служек, исполнявших мелкие работы. Это были печники, плотники, сапожники, портные и прочие работники. Со временем они получили звание штатных. К ним во время возведения каменной стены и башен монастыря добавились ещё каменщики, специально вызванные из далёкого Белозерского монастыря в 1642 году. Для монастырских работников было устроено близ монастыря слободское поселение с собственной приходской церковью — Сорокосвятской. Колокольню для храма возвели позже — только в 1801 году. Впоследствии храм не раз перестраивался и обновлялся тщанием своих прихожан, став обыкновенной приходской церковью при Новоспасском монастыре.
Сорокосвятский храм имеет славную и мученическую историю. В Отечественную войну 1812 года он подвергся разграблению наполеоновской армией, все его древние святыни были утрачены. Тогда же настоятель храма отец Пётр Вельяминов принял от рук врага мученическую кончину. Второго сентября батюшка отказался выдать французам место хранения наиболее ценной церковной утвари, за что подвергся жестоким истязаниям. Изрубленный саблями и исколотый штыками, но ещё живой, отец Пётр всю ночь пролежал возле храма, истекая кровью. Утром следующего дня французский офицер, сжалившись над страданиями отца Петра, выстелил ему в голову. Похороненный без гроба и отпевания на кладбище Новоспасского монастыря, он трижды был вырыт из могилы неприятелем. И только 5 декабря отец Пётр был похоронен и отпет по церковному чину. Его тело пролежало в земле три месяца и три дня, оставаясь нетленным, а из его ран сочилась кровь.
Похоронили его с южной стороны соборного храма Новоспасского монастыря. В эпитафии на надгробном памятнике было написано: «Здесь скромно погребён служитель алтаря, герой, вкусивший смерть за веру и царя, при заревах Москвы, вселенну изумивших и кары грозныя на злобу ополчивших при храме Божием он пал пронзён врагом, живый о Господе в бессмертии святом. — Здесь погребен Сорокосвятской, что у Новоспасского монастыря, церкви, раб Божий, священноиерей Пётр Гаврилов, которого тело передано земле чрез три месяца и три дня по кончине. 1812 г. Жития его было 66 лет». В годы советского безбожия некрополь у соборного храма был уничтожен, утрачена была и могила Петра Гавриловича Вельяминова.
О жуткой истории мученической кончины Петра Вельяминова можно прочитать сейчас на одной из памятных досок, прикреплённых к ограде церкви Сорока Севастийских мучеников.
А из другой памятной доски можно узнать, что к 1839 году храм был восстановлен, тогда же был выстроен ещё один придел во имя святых Апостолов Петра и Павла. До 1917 года при храме действовала богадельня.
Именно здесь, в храме Сорока Севастийских мучеников, одну из своих последних литургий совершил святитель Тихон — патриарх Московский. Произошло это 22 марта 1925 года, а 7 апреля 1925 года патриарх Тихон скончался.
В 1932 году храм был закрыт, его главка сломана, колокольня разрушена до второго яруса. В годы Великой Отечественной войны в храме располагалось военное производство, а после войны здесь функционировал один из научно-исследовательских институтов.
С 1990 года началась новая история храма. Он был возвращён Русской Православной Церкви и постепенно восстановлен. С 1992 года в нём регулярно осуществляются богослужения. В 2010 году была восстановлена колокольня, а в 2011 году сооружена звонница из девяти колоколов.
Великое освящение храма совершил 10 марта 2019 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Были освящены три престола: центральный — в честь Сорока Севастийских мучеников; северный — в честь святителя Николая Чудотворца; южный — в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В настоящее время в храме находится подворье Патриарха Московского и всея Руси в Спасской слободе…