Не всегда в тот момент, когда подходишь к той или иной достопримечательности, она встречает тебя во всей красе. Реставрация или ремонт время от времени нужны зданиям и даже памятникам.
Стало модным во время ремонта обряжать здания в защитные зеленые одежды. Такими меня встречали Московский Кремль и Новодевичий монастырь. Вот и храм Воскресения Христова в Кадашах стоит как несколько солдат в полевой защитной форме и только золотые купола высовываются из-под маскировки.
Забрёл я в своей прогулке по Москве в местность, ранее называвшейся Кадашевской слободой.
В старой Москве кадашами называли бондарей, мастеров по изготовлению бочек, кадушек и прочей деревянной утвари. Слободами в Москве до XVIII века называли небольшие городские районы со своим самоуправлением, коих в Москве насчитывалось 116. Часто слободы назывались по основному роду деятельности живущих в ней. Хотя в Кадашах жили не только бондари, здесь также процветала торговля и ткацкое производство.
Д. Индейцев. Акварель "Панорама Замоскворечья из Кремля" (около 1850). В центре, позади лабазов на Болоте — Кадаши.
(Из Интернета)
Когда появился здесь первый деревянный храм — доподлинно неизвестно, в письменных источниках упоминается в 1493 году как «церковью Воскресения, что на Грязех». Тогда остров Балчуг не отделялся от Замоскворечья Водоотводным каналом и вешние воды заливали не только Болото Болотная площадь. Название имеет значение, но и подходили близко к церкви.
Каменная церковь взамен деревянной появилась в 1657 году, но не устроила здешний жителей. В 1687 году было начато строительство современного храма, в 1695 году оно было завершено и тогда же появилась стройная шатровая шестиярусная колокольня, высота которой составила 43 метра.
В здании находятся два храма: верхний и нижний.
«Верхний храм с одним, главным престолом Воскресения Христова, в честь которого назван и весь храм, был летним, холодным. Нижний храм, с тремя престолами, был теплым, отапливаемым двумя изразцовыми печами. Центральный придел нижнего храма посвящен Успению Божией Матери, правый придел был освящен в 1704 году и посвящен Тихвинской иконе Божией Матери. В 1772 году был освящен левый придел в честь святителя Николая Чудотворца.»
Новая церковь была возведёна строго на луче, соединяющем колокольню Ивана Великого Московского Кремля с храмом Вознесения Господня в Коломенском, и считался главной церковью Замоскворечья.
Интересный факт из истории московских храмов.
Существовал строгий порядок московского колокольного звона: первыми начинали звон колокола в Кремле и в монастырских соборах, затем в дело вступали колокола церкви Воскресения в Кадашах, а затем остальные приходские храмы.
В честь церкви называлась главная улица тогдашних Кадашей — Воскресенская, потом её переименовали в Большую Кадашевскую, а затем понизили в статусе, превратив в Первый Кадашевский переулок.
Во Франции был в своё время «галантный век» с 1715 по 1770-е годы, только вот в Москве французская армия Наполеона галантными манерами не отличилась. В храме Воскресения Христова в Кадашах была устроена конюшня, очень распространенное использование православных храмов в Москве во времена нашествия Наполеона.
Уходящие из Москвы французы храм подожгли, но он не сгорел до конца. Был отреставрирован к середине позапрошлого века.
В 1934 году храм был закрыт. Колокола были сняты. Самый большой колокол весом в 400 пудов, отлитый в 1750 году, оказался в Большом театре.
Конюшен и складов советские власти в отличие от французов здесь не устраивали, разместили здесь архив и спортивный клуб. А после очередной реставрации в середине прошлого века здание было передано в реставрационный центр имени Грабаря.
Храм был возвращен Русской православной церкви лишь в 2006 году.
На ограде размещен плакат с непонятной надписью, если не знать предысторию событий в здешних местах.
В 2010 году состоялась «Битва в Кадашах», так назвали острые на язык газетчики противостояние в Кадашёвской слободе в охранной зоне церкви Воскресения Христова в Кадашах. Суть конфликта состояла в том, что большинство старинных зданий в Кадашевской слободе двухэтажные. Московские власти хотели здесь возвести шестиэтажный торговый комплекс «Пять столиц». 24 мая был начат снос зданий, первым под раздачу, точнее под нож экскаватора попал Дом дьякона. 27 мая люди забаррикадировались в следующем на очереди на снос здании. Работники нанятого охранного предприятия вытеснили протестующих в ночь на 7 июня работы по сносу были продолжены. Дело получило широкий общественный резонанс и прокуратура запретила стройку и снос старых зданий. Но снесенные здания никто не восстановил. К
Как пел московский бард Владимир Владимирович Бережков:
Осталась церковь в Кадашах,
Где мы компанией гуляли,
В розлив портвейн стаканом брали
И говорили во дворах.
Новые и красивые здания — это замечательно! Но нельзя все наши города заполнять бесконечными торговыми и офисными центрами, одинаково каменно безразличными, хотя и сверкающими стеклом и металлом. Должны же остаться места, где можно просто погулять и посмотреть на старую Москву.