Церковь Симеона Столпника находится на углу Нового Арбата и Поварской улицы, хотя называют ее церковью Симеона Столпника на Поварской. Это уникальная церковь — приходской храм многих литераторов, Николай Васильевич Гоголь в их числе; храм, где венчались Сергей Тимофеевич и Ольга Семеновна Аксаковы и другие известные люди разных эпох, но обо всем по порядку.
Если идти от станции метро Арбатская в сторону Нового Арбата, то на правой стороне улицы среди многоэтажек можно увидеть белоснежный храм, построенный в стиле русского узорочья.
Этот храм могли снести при застройке Нового Арбата, но случилось чудо и храм уцелел, храм, который впервые упоминается в документах в 1625 году. Но предполагают, что возник он раньше — в конце 16 века, когда Борис Годунов в 1598 году венчался на царство. Этот день пришелся на день святого Симеона Столпника и в Москве появилось две церкви имени этого святого, в том числе на Поварской улице. Второй храм находится за Яузой (до него тоже хочется дойти).
День памяти Симеона Столпника приходится на 14 сентбяря и остается предполагать, что венчался Годунов на царство осенью. Немного о Симеоне Столпнике. Будущий святой Симеон родился в Антиохии в середине 4 веке. Поэтому его еще называют Антиохийским. Покинув родительский дом он стал монахом и положил начало новому виду подвижничества, которое потом назвали «столпничество». Он построил столп, в котором нельзя было прилечь и присесть, и молился днем и ночью. Святой Симеон обладал даром исцелять болезни и предвидеть будущее. Жил он более ста лет и умер во время моитвы.
Место для храма выбрано удивительное, на небольшом холме, а внизу идет гирлянда из цветов, не очень ярких, приглушенных тонов, как нельзя кстати подходящих к этому месту.
К храму ведет небольшая лесенка.
Вблизи храм еще прекрасней чем издалека: ряды кокошников, узорчатая колокольня. Вот оно русское узорочье во всей красе.
У Пушкина А.С. в «Евгении Онегине» есть небольшое упоминание о храме Симеона Столпника:
«Кузина, помнишь Грандисона?
-Как, Грандисон?…а, Грандисон!
Да, помню, помню. Где же он?-
«В Москве, живет у Симеона;
Меня в сочельник навестил;
Недавно сына он женил». Думается, что это об этом месте, а не про Заяузье. где тоже есть храм Симеона Столпника.
Раньше на этом месте стоял деревянный храм, в который в давние времена приходили люди Сытного двора (повара, ключники. скатерники), но он сгорел в Смутное время. Каменный храм был возведен по приказу царя Федора Алексеевича во второй половине 17 века.
Событий стены этого храма за время своего существования увидели много.
В 1801 году в храме состоялось венчание графа Николая Шереметева с крепостной актрисой Прасковьей Жемчуговой. Только брак этот был не очень долгим, счастливым. но не долгим, через три года Прасковья Ивановна умерла.
Почему-то этот храм для венчания выбирали многие: обер-прокурор Священного Синода Константин Победоносцев, Елена Нюренберг (впоследствии жена писателя Михаила Булгакова); в современное уже наше время в 2005 году здесь обвенчались актер Николай Караченцев и Людмила Поргина (об этом событии была статья в «Комсомольской правде»).
Во время Отечественной войны 1812 года храм пострадал от пожара и был восстановлен только к 1818 году.
Целый век и даже более храм существовал и выполнял свои функции, здесь проходили крещения и венчания, сюда приходили знаменитые и не знамениты прихожане: Гоголь Н.В. жил неподалеку на Никитском бульваре в доме у графа Толстого и был прихожанином этого храма. Неподалеку на Малой Молчановке жил М. Ю. Лермонтов с бабушкой Елизаветой Арсеньевой, которая также была прихожанкой этого храма (на службы с ней ходил и Михаил). В семье был такой ритуал: когда внук выходил из дома, бабушка крестила его и читала молитву.
В 1938 году было принято решение о сносе храма, но опять ему повезло, не так чтобы очень, но само здание уцелело и в нем размещались разные организации.
60-е годы — время застройки проспекта Калинина (так раньше назывался Новый Арбат) и опять храм хотят снести. И опять не получилось благодаря архитектору-реставратору Леониду Ивановичу Антропову, который залез в ковш экскаватора, приехавшего снести храм и сидел до тех пор пока не принесли документ из Министерства культуры СССР о постановке храма на государственный учет как памятник. Вот такие истории имели место быть.
Как всегда обхожу храм со всех сторон.
Скромные сандрики над оконными проемами (это то, что наверху), никакой лепнины, классически строго.
Дверной проем украшен кокошником.
Над дверью мозаичная икона — дар А. Г. Имшенецкого, Ю. И. Терентьева. Так написано, но информации кто это — не нашла.
Древний храм и современная многоэтажка — когда смотришь на это, сердце просто замирает, что этот храм несколько раз могли снести, но справедивость существует и он устоял на радость нам.
В храме несколько дверей, но эти, что на фотографиях, были закрыты. Над дверью мозаичная икона Николая Чудотворца, автором которой является София Стасюк. Появилась недавно в 2023 году. С каждым годом храму возвращается было благолепие.
Шатровая колокольня даже на фоне современной застройки выглядит великолепно.
Храм был открыт, но в этот раз зайти не получилось, бывала раньше. Немноголюдный на день посещения, по-домашнему уютный и даже не было никого из служащих, но лежала записка, что деньги за свечи и за записки нужно опустить в ящик.
Фотографии не сохранились, пришлось позаимствовать у авторов иконостаса на их сайте.
Иконостас в храме изготовлен мастерами Свято-Троицкого братства. Иконы написаны членами Союза художников России Марией Александровной Игуменовой и Александрой Валерьевной Штатновой.
А за стенами тихого и душевного места — шумная и вечно спешащая Москва с ее жителями и гостями столицы.
Вечерний храм Симеона Столпника на Поварской прекрасен.