Я побывал у храма Спаса Преображения на Болвановке во время апрельской прогулки 2015 года. Видимо ремонт, начавшийся в 1991 году после возвращения храма в лоно православной церкви, продолжается до сих пор.
Я побывал у храма Спаса Преображения на Болвановке во время апрельской прогулки 2015 года. Видимо ремонт, начавшийся в 1991 году после возвращения храма в лоно православной церкви, продолжается до сих пор.
Порой в хитросплетениях истории чёрт ногу сломит, а люди тем более. Существовали в Москве два урочища с почти одинаковыми названиями: Болвановка и Болвановье, которые подчас путают. Среди различных версий происхождения названия основной является та, что утверждает — мол стоял там когда-то языческий идол или попросту болван. Я побывал в Болвановке, что находится в Замоскворечье.
Существует предание, что именно на месте храма находился Ордынский посольский двор в Замоскворечье, который был переведён сюда из Кремля в 1365 году, когда земли на месте бывшего посольского двора в Кремле были пожалованы митрополиту Алексию за исцеление матери хана Джанибека Тайдулы и на них был основан Чудов монастырь. А затем Чудов монастырь основал поселение на Волге из которого вырос город Хвалынск Хвальбуны яблочного края.
Вокруг Ордынского посольского двора в Замоскворечье образовалась своеобразная татарская слобода, тем более что здесь проходила торная дорога из Москвы в Золотую Орду. От тех времён сохранились названия Татарской, Большой и Малой Ордынской улиц, да и первая мечеть появилась в этих краях.
Согласно другому преданию именно на этом месте в 1476 году князь Иван III уничтожил ханскую басму и втоптал её в землю, символизируя эти отказ от уплаты дани, которую врочем не платил уже несколько лет до этого символического жеста. Существует несколько картин на эту тему.
Самое удивительное, что историки сами никак не могут определиться что-же там великий князь топтал.
Русский историк Дмитрий Иванович Иловайский (1832–1920) в своей работе «Вопрос о ханской басме» (Русский архив, 1897 № 3) рассказывает откуда растут ноги у этого предания и приводит несколько теорий по поводу басмы. Оказывается эта история про топтание басмы, которая называлась «История о Казанском царстве», была впервые напечатана в Петербурге в 1791 году, хотя написана была в XVI веке. В словарях написано, что «басма -печать с изображением хана», кто-то считает что это была грамота.
Илловайскому понравилась следующая теория: «Ханская басма была ни что иное, как деревянный ларчик, двенадцати дюймов в длину и пяти в ширину, наполненный растопленным воском, который окрашивался в тот или другой цвет, смотря по желанию хана. На этой восковой массе, пока не совсем застывшей, оттискивалась ханская стопа прямо давлением босой ноги. На такой оттиск клалась подушечка, сшитая из дорогой материи и набитая, пропитанною запахом мускуса, хлопчатою бумагою. Ларчик закрывался высокою крышкою и завертывался в шелковую материю, затканную золотом и серебром. Для пути его вкладывали в кожаный мешок, который вьючился на богато убранного и покрытого пурпуровою попоною верблюда. Этого верблюда вел особо для того назначенный чиновник, а для стражи и почета его окружали двенадцать ханских знаменоносцев или уланов».
На этом месте появился сначала храм, датой основания считается 1465 год,
хотя впервые храм упоминается в 1625 году.
После революции храм закрыли в 1930 году. Посшибали кресты купола в 1932 году. Снесли колокольню.
Посмотрите на старую фотографию
и сравните с нынешним храмом.
Словно храм разрубили пополам и так оставили.
На фасаде храма располагается мозаичная икона Христа.
Поэтому не случайно во дворе находится симпатичная деревянная колокольня, внизу которой находится огромный для её размеров колокол.