Мелкий снег, переходящий в дождь и обратно из воды в твёрдое состояние, барабанил по зонту. Конец апреля в Москве в 2015 году теплом не радовал. Я то доставал зонтик, то прятал его. Ветер чуть не сломал его после неудачных попыток вырвать зонт из моих рук. Что может согреть в холодную пору — ну конечно какая-нибудь история. И эта история на моём пути встретилась. Если быть точнее, я сначала увидел церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», уж потом из капель дождя, атмосферы московской улицы Большая Ордынка и загадочности храма выкристаллизовалась история…
1
Есть храмы, посвященные одному святому или священному событию. В них только один главный алтарь. Но храмов не столь много как бы хотелось верующим и поэтому были придуманы приделы, позволяющие в едином пространстве храма реализовать несколько алтарей и позволить прихожанам выбирать к какому из святых они хотят обратить в минуты церковного общения.
В церкви Спаса Преображения, имеющей второе название — церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», имеются три придела: Спаса Преображения, «Всех скорбящих Радость» иконы Божией Матери и Варлаама Хутынского.
В Москве только еще в двух храмах есть приделы в честь Варлаама Хутынского: церкви «Знамение» иконы Божией Матери на Шереметевом дворе и соборе Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Не слишком много для Москвы.
Варлаам Хутынский (в миру Алекса Михайлович) жил в Великом Новгороде в XII веке, дата его рождения канула в Лету и известна лишь дата его смерти — 6 ноября 1192. Им был основан Спасо-Преображенского Хутынского монастыря. После смерти был причислен к лику святых. C 1136 по 1478 год в Великом Новгороде существовала Новгородская республика, занимавшая обширные земли. Самым почитаемым святым этих мест стал Варлаам Хутынский.
1
(Из Интернета)
Московское княжество многое предпринимало для присоединения новгородских земель и во время одного из приездов в Новгород великого князя Василия II Васильевича Тёмного в 1460 году на вече новгородцы всерьёз обсуждали вопрос об убиении великого князя. Но не убили и в это же время произошло чудо, связанное с мощами Варлаама Хутынского. Был у Василия II любимый слуга родом из Рязани Григорий Тумгель, бывший постельничим великого князя и сопровождающий его в поездке в Великий Новгород. Здесь Тумгель тяжело заболел и был спасен от смерти только благодаря своим молитвам Варлааму Хутынскому. Слухи пошли по земле русской и вскорости люди рассказывали, что мёртвого великокняжеского слугу принесли к мощам святого и слуга ожил. Вот так рождаются легенды.
И хотя полного присоединения Новгородской республики к Московскому княжеству не произошло к тому времени, но произошёл сдвиг в религиозном сознании людей. На новгородской земле стали почитать Сергия Радонежского, в на остальной территории Руси — Варлаама Хутынского, они стали самыми популярными святыми. И не даром, когда в 1521 году в память об избавлении Москвы от осады войска хана Махмет-Гирея на стене над Фроловскими (ныне Спасскими) воротами была создана фреска-икона «Спас Смоленский», то на ней был изображен Спаситель с коленопреклоненно предстоящими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским.
1
(Из Интернета)
Вплоть до XIX века все проходящие под иконой должны были обнажать голову и кланяться, независимо от вероисповедания. Даже с наглого Наполеона ветер сорвал его знаменитую треуголку, когда он въезжал в Кремль через Спасские ворота. Чудесным образом фреска-икона спаслась во времена борьбы с религией и через 73 года после своего исчезновения, как казалось на века, в 2010 году икона вновь увидела свет. Новгородский святой сотоварищи снова приветствует проходящий люд.
Гораздо раньше иконы-фрески в Кремле в 1461 году появился престол Варлаама Хутынского в церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи в Кремле, тогда еще деревянной. Церковь была одной из самых ранних построек в Кремле и имела статус соборной митрополита Московского, рядом с ней располагался двор митрополита Московского. Деревянную церковь как водится заменили каменной, в 1584 году её освятили во имя мученика Уара, святого покровителя царевича Димитрия — последнего сына царя Ивана IV Грозного. А 1847 году император Николай I приказал разобрать обветшавшую и сильно пострадавшую во время пожара 1812 года церковь. Его эстетическому вкусу претило наблюдение столь непотребного вида из окна. От церкви, в которой был первый престол Варлаама Хутынского осталась лишь литография Андре Дюрана, выполненная художником в 1839 году.
1
(Из Интернета)
А нынешняя церковь Спаса Преображения (иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость») была построена в 1523 году как первый московский храм во имя Святого Варлаама Хутынского и только потом обзавелась приделами во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Господня (1625 год) и чудотворной иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» (1713 год), а затем поменяла название.
1
Известность церковь приобрела в 1688 году когда благодаря иконе была исцелена Евфимия Петровна Папина, сестра Иоакима — патриарха Московского с 26 июля 1674 года по 17 марта 1690 года. Евфимия более года жестоко страдала от раны в боку, откуда уже готовы были выпасть внутренности, но однажды ей во сне пришла Богородица и сообщила об чудодейственной иконе «Всех Скорбящих Радость» , находящейся в храма Преображения Господня на Ордынке.
1
(Из Интернета)
После того, как священник из храма пришел с иконой и провёл молебен с водосвятием, болезнь отступила. Чудо произошло, только никто из служителей церкви не мог вспомнить, когда в храме появилась эта икона. Была она довольно-таки ветхой и даже пришлось вставлять кипарисовые вставки, чтобы она не развалилась на части. По косвенным признакам предположили, что икона была специально написана для этого храма, исходя из того, что среди четырёх святых в верхней части иконы справа изображен Варлаам Хутынский, в честь которого изначально церковь и назвалась. Иконописца тоже не нашли. Главное, что икона свершила чудо и резонанс получился широким — на всю Россию. В царской иконописной мастерской, существовавшей при Оружейной палате стали создавать с иконы списки (копии). И тут на сцене появляется любимая сестра императора Петра Первого -царевна Наталья Петровна (1673–1716).
Жила царевна с 1708 года в Санкт-Петербурге на Крестовском острове, но регулярно наезжала в Первопрестольную. Прослышала она про чудодейственную икону и решила, что такая лепота ей нужна самой и желательно находящаяся рядом. И тут возникает загвоздка, никто не может с точностью утверждать: копия уехала в Санкт-Петербург или был экспроприирован оригинал чудо-иконы. Но особых громких чудес у московской иконы не наблюдалось. А Наталья разместила икону в домовой церкви, затем был построен одноименный храм для иконы. Санкт-петербургская копия побывала в Прутском походе 1711 года с императором Петром Первым и была любима всеми последующими членами императорской семьи, особенно императрицей Екатериной Второй. Несколько раз для неё создавались оклады. Наталья Петровна и Екатерина Вторая не жалели серебра, а их потомок Александр Второй золота.
2
(Из Интернета)
Много списков иконы ходило по Руси. Только вот куда делись первоначальная икона и её петербургская сестрица никто достоверно не знает. Икона, считающаяся иконой царевны, не совпадает со старинной литографией её изображавшей. Икона, бывшая в московском храме, по мнению многих утеряна в период закрытия храма, а икона, находящаяся ныне в храме, является даром патриарха Алексия после повторного открытия храма в 1948 году и является одной из многочисленных копий, сделанных императорскими иконописцами. В детективной истории рано ставить точку, но откроется ли когда-нибудь вся правда — трудно сказать. Снег с дождём заканчиваются и я иду дальше мимо церкви.
2
Ведь в Москве есть еще множество мест с загадочными и легендарными историями.