Этот храмовый комплекс находится в 1 Голутвинском проезде в Москве, недалеко от станции метро Полянка и напоминает многие эпохи.
Его видно издалека.
Этот храмовый комплекс находится в 1 Голутвинском проезде в Москве, недалеко от станции метро Полянка и напоминает многие эпохи.
Его видно издалека.
Главный престол в нем — Рождества Богородицы, северный — Тихвинской иконы Божией матери и Николая Чудотворца, в честь которого и называют храм — Святителя Николая в Голутвине.
Красота здесь необыкновенная, особенно в эту осеннюю пору.
Начну издалека, с века 15, когда на этом месте был Голутвин двор — подворье Коломенского Голутвина монастыря (он был упомянут в летописи 1472 года). Кстати, Старо-Голутвин мужской монастырь, что в Коломне, является действующим и находится на окраине Коломны. Когда были в Коломне, до него не доехали.
Голутвинская черная слобода в Москве — исторический район Замоскворечья, где со временм возник Богородице-Рождественский мужской монастырь на Голутвине, который в 1504 году князь Иоанн Васильевич подарил своему сыну Андрею. И он существовал до начала 17 века. Потом обветшал и был построен каменный храм — это случилось в 1686–1692 годах (строили долго на деньги прихожан).
Придел Святителя Николая был освящен в 1688 году, главный престол Рождества Богородицы — в 1682 году.
В 1769 году была построена колокольня — она стоит отдельно (и сейчас восстановленная стоит неподалеку).
В 1822–23 годах был обустроен новый придел в честь иконы Тихвинской Богоматери.
После революции храм еще продолжал службы, но закрыт все-таки был — это случилось в 1923 году. Храмовые ценности сохранили и передали в Третьяковскую галерею, что тут неподалеку, как и дом братьев Третьяковых; в музей «Новодевичий монастырь» была передана икона «Благовещение». Считается, что это иконы 17 века.
В 1930-е годы были разобраны главы храма, в 1960-70-е — дом притча и древняя ограда.
В Голутвине размещалась кафедра геологоразведочного института и это спасло храм от полного разрушения.
Затем здание было передано Третьяковской галерее и в 1980-е годы (еще существовал СССР) началась реставрация.
Богослужения начались в 1992 году. В ходе работ 1993–94 годов были восстановлены колокольня и придел Святителя Николая.
В 2011 году при храме было образовано подворье Китайской православной церкви, но об этом чуть позднее.
Сначала смотрю прихрамовую территорию. Она здесь небольшая, но очень уютно обустроена и хранит свои древние истории.
Не везде такое увидишь — макушку памятника Петру 1 и Петра в осенней листве. Современность буквально врывается в историю, которая здесь существует с 15 века.
На входе Церковная лавка. Временем особо не располагала и в этот раз не зашла, хотя нравится в них бывать. Православной литературы сейчас издают много. Красочной и добротно изданной, иногда просто приятно взять в руки.
Несмотря на ноябрьские — срединные дни месяца, наряду с золотом листвы виднеется и немного зелени, чуть пожухлой, но привлекающей внимание. Это колодец. Летом здесь, должно быть, очень красиво.
Такой исторический уголок среди современной застройки. На втором плане шикарный «Президент-отель» на Якиманке.
Белоснежный пятикупольный храм богато украшен кокошниками. Интересны барабаны, установленные на высоких постаментах. Карнизы на окнах просты, но килевидные навершия украшают фасад храма.
Пора зайти в храм (одежда в этот раз позволяет это сделать). Это не главный вход, просто одна из дверей.
Спрашиваю разрешения фотографировать. Повезло, поэтому могу показать православную красоту и святыни.
Храм был немноголюден.
Икону «Вседержитель» из храма в 1933 году передали в Третьяковскую галерею, но теперь такая икона здесь есть.
Рядом с иконой такой текст (на русском и китайских языках): «Господь Вседержитель (Спас Голутвинский). Конец 13 века — монгольский период. Образ Иисуса Христа Вседержителя. Это многозначный образ Бога, который стал человеком и воспринял подлинную человеческую природу. Творец и Владыка Вселенной. Спаситель, который избавил человечество от власти греха и смерти. Учитель, который дает свет истины тем, кто верит в него. Судия, который ожидает от человека покаяния в грехах».
Икона Божией Матери Порт Артурская. Предполагают, что эта икона была первой чудотворной, которая явилась в 20 веке. Явилась она старику-матросу Феодору в 1903 году, который пришел в Киево-Печерскую лавру и молился о русском флоте. В 1904 году началась Русско-Японская война и стали собирать пожертвования на эту икону, которая явилась матросу. Образ писал киевский живописец П. Ф. Штронд, работал над ней по описанию матроса, но доставить ее в Порт-Артур не смогли по разным обстоятельствам. Крепость Порт-Артур была сдана японцам. В 1905 году икона находилась в Успенском храме Владивостока, а потом ее следы затерялись. В 1998 году ее обнаружили в антикварном салоне в Иерусалиме, выкупили и вернули во Владивосток.
В начале 20 века с иконы было сняты копии и, может быть, эта одна из копий, а, может быть, и современное исполнение. Ныне списки образа находятся во многих храмах России, но я увидела ее впервые. Эту икону также называют «Богородица на мечах», «Вратарница Дальневосточная» и «Неодержанная победа».
Тихвинская икона Божией Матери. Тип образа Богородицы «Одигитрия» (Путеводительница). Эту икону иногда называют Северной царицей, так как место ее пребывания был город Тихвин, что недалеко от Ладоги.
«Святитель Николай. Архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец» — так написано рядом с иконой и опять информация на русском и китайском языках: " Святитель Николай — один из самых почитаемых во всем мире святых. Родился около 270 г. в Малой Азии (Восточная Римская империя, сейчас — Турция). Еще ребенком святой Николай чудесно проявил себя как избранник Божий и посвятил всю жизнь служению Богу и Церкви, и Господь одарил его силой чудотворения для помощи людям: спасения гибнущих и путешествующих, освобождения заключенных, заботы о детях и бедных. На 1 Вселенском Соборе в 325 г. Святитель Николай проявил себя как ревностный защитник православной веры, решительно выступив против ересей. Мощи чудотворца Николая покоятся в базилике города Бари (Италия), частица есть в нашем храме».
В храме есть частицы и других святых.
Иконостас Никольского придела.
Храм небольшой, три придела и каждый имеет свои истории: Рождества Богородицы, Николая Угодника и Тихвинской иконы Божией Матери. Эти истории передаются из века в век и хочется их знать.
Колокольня стоит отдельно от храма. Вот такой открывается вид, но мне он показался несуразным.
А теперь о китайском подворье, задачей которого является проповедь Евангелия среди китайцев.
Во исполнение Патриаршего благословения (подворье было образовано по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в 2011 году) подворье реализует различные виды деятельности, которые ориентированы на китайских студентов Москвы.
На входе в храм много буклетов о храме и иконах на китайском языке (жаль, что на русском нет).
Об истории христианства в Китае можно прочитать на плакатах (на ограде храма). " Китайский император Канси в 1692 году издал указ о терпимости к хистрианству, открыл портовые города для торговли с европейцами. В 1712 году император принял решение пригласить из России православную миссию для духовного окормления пленных русских казаков-албазинцев. Миссия стала китайским государственным учреждением в ведении кабинета министров».
На плакатах можно прочесть выдержки из указа Петра 1 о создании Российской Духовной Миссии в 1713 году, увидеть фотографии того далекого времени. Прочитать о периодах развития Миссии (она имела пять периодов) и была закрыта в 1954 году. В этот период была создана Китайская Автономная Православная Церковь.
«Сегодня в Китае насчитывается около 15 тысяч православных». Правда, непонятно на какую дату привели эту цифру. Полюбопытствовала в интернете: на 2020 год — около 16 тысяч.
Первым православным священником-китайцем был священномученик Митрофан Цзи (1855–1900).
«…православная церковь канонизировала 222-х убитых китайских христиан, среди которых были женщины и дети, как мучеников за веру». «Вслед за китайскими мучениками новых угодников Божьих явила русская эмиграция. Она принесла в Китай и новые православные святыни, которые обогатили общую сокровищницу духовных ценностей Китайской Автономной Православной Церкви и Русской Православной Церкви» — информация с плаката.
Это один из плакатов уже о современности российско-китайских отношений.
Последний взгляд на Дом притча (восстановленный, конечно).
Еще один угоок православной Москвы посмотрела.