Думаю, каждый, кто увидит фотографии интерьеров этого храма захочет в нем побывать — очень уж необычны!
Я подобной «ярусности» точно раньше нигде не видела. То есть хоры-то есть во многих православных храмах, но в том и дело, что друг над другом, причем так, что с одного яруса видишь другой, расположены здесь не хоры, а приделы церкви.
Самое интересное, что настолько я была настроена на чудеса внутреннего убранства, что внешний вид храма Антипы, епископа Пергамского, совершенно не помнила. Потому оказавшись на пересечении Колымажного и Малого Знаменского переулков с сомнением воззрилась на вполне себе классического вида церковь… Это точно она?! И где же тут ярусы помещаются?! Настолько была ошарашена, что даже забыла сфотать храм снаружи, так что фото из Сети.
И, причем, не последнего периода: сейчас вокруг идет строительство музейного квартала ГМИИ им. Пушкина; ежели идти с Волхонки справа от музея, так и вовсе придется пробираться по несимпатичному проходу, одну из строительных площадок огибающему. Так что лучше свернуть раньше, перед музеем.
Табличка на стене, однако, уверяла, что пришла я куда и намеревалась… Отворяю калитку… Ага, вход в храм наверх по лестнице! Похоже, ярусы и правда есть!))
В притворе не задерживаюсь, отмечая, впрочем, что свечи лежат в свободном доступе, с указанием цены, а на столе рядом стоит хрустальный кувшин со святой водой и пластиковые стаканчики стопочкой — пейте на здоровье.
Манит таинственная темнота впереди — вхожу в самую старую часть храма; полагаю, именно она сохранилась с третьей четверти XVI века.
Есть версия, что заказчиками церкви была семья Скуратовых, чья усадьба примыкала к храму с восточной стороны. Хотя первый, деревянный храм на этом месте был возведен в 1514 году Алевизом Фрязиным для конюхов, состоявших на царской службе. Когда-то рядом находились государевы большие конюшни, царский Конюшенный двор. Ставший впоследствии Колымажным, в его помещениях хранили царские экипажи.
Вообще с окружением церкви и в XIX веке не везло (очень надеюсь, что нынешнее, строительное, невезение когда-то все же закончится). Колымажный двор был сломан в 1830 году, здания его были приспособлены сначала в манеж для обучения верховой езде, а затем в пересыльную тюрьму (??? Почти у Кремля-то!) . К счастью тюрьме все же нашли не столь видное место — в Бутырках, а территорию двора-тюрьмы после долгих баталий отдали для строительства музея изобразительных искусств.
Главный престол храма был освящён во имя священномученика Антипы, а малый — во имя Григория Декаполита (небесного покровителя Малюты Скуратова, в крещении Григория, так что вполне вероятно заказчиками и правда были Скуратовы).
Кто же такой был Антипа? Мне до сих пор вообще ни одного храма, посвященного этому святому, не встречалось. Антипа Пергамский — ученик Иоанна Богослова, епископ Пергамской церкви, почитается, как православной, так и католической церковью. Согласно житию, когда Антипа отказался прекратить свою проповедь о Христе и принести жертвы языческим богам, он был брошен в храме Артемиды в раскалённого медного вола. Тело его было тайно погребено местными христианами. В V веке над его могилой был построен храм и его гробница, с мощами, считавшимися мироточивыми, стала почитаться как место исцелений (особо почитается как помощник при зубной боли, что отражено и в молитве ему).
Священномученику Антипе поклонялся царь Иван Грозный и хранил как семейную святыню зуб Антипы, окованный серебром. Храм этот считался любимым у царя еще и потому что рядом находился его Опричный дворец. По легенде, в церкви Антипы Иван Грозный венчался с одной из своих жён.
Вся эта старина особенно ощущается именно в главном приделе, и полумрак этому способствует. Интересно, что как раз здесь интерьер довольно лаконичен. Вполне вероятно не завершена еще роспись стен.
Храм, конечно же, в безбожные годы прошлого века был закрыт. Правда, в некотором смысле ему повезло — не было тут склада, машинного зала или еще чего-то в этом роде, однако то, что в 1929 году здание было передано Центральным Художественным Курсам Ассоциации Художников Революции сохранности интерьеров отнюдь не способствовало. Не уцелело ничего. После войны здесь находились архитектурные мастерские, а также проживало несколько семей. Церкви храм был возвращен в феврале 2005 года.
С 2005 по 2015 годы была проведена масштабная реставрация. Огромную роль в возрождении храма сыграли народная артистка РСФСР Екатерина Васильева, председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов, основатель Благотворительного Фонда «Созидание и Развитие» Оганес Оганян.
Но, судя по старым фото, цели воссоздать интерьеры в прежнем виде не стояло. И может быть это к лучшему. Т. к. интерьеров традиционных видим мы немало, здесь же все необычно и… разнообразно.
Приделы очень и очень друг от друга отличаются. Когда попадаешь после темного лаконично-аскетичного (пока?) главного придела в северный, освященный в честь Иоанна Предтечи, кажется, что переносишься куда-нибудь в «дворцовый Петербург», настолько здесь все парадно-роскошно. Но — ничуть не чересчур!
Глубокий коричневато-бордовый и золото, на золотом же фоне главные иконы возле царских врат, и нежнейший легкий-легкий розово-пудровый и цвета мяты купол!
Кстати, в розово-пудровый выкрашены стены и главного придела, и южных, и в притворе. Видимо, именно он выбран объединяющим и очень мне это нравится.
Южные приделы — Никольский наверху и в честь святой Екатерины внизу тоже совершенно особенные. И дело даже не в галерее и не в чугунной витой лестнице по которой с галереи Никольского придела спускаешься в Екатерининский. Хотя, конечно, не впечатлить столь необычное решение не может.
По мне так главное здесь — фрески… Нежнейшие, пастельных тонов, будто бы прозрачные…
Крылья ангелов изумительные:
Благовещение — любоваться и любоваться:
А еще будто гусиным пером начертанные на стенах изречения из Писания … Такого тоже нигде не видела…
Дивно хороши иконы… И есть даже одна, вырезанная из дерева — Иоанн Кронштадский. Бликовала, правда, очень, но все же сфотала (уж как получилось…).
Резные и царские врата в Никольском приделе.
Залюбовалась и затейливыми рельефами, обрамляющими арки. Зайка такой славный… Слева от него как раз видно те самые «письмена»; почему-то не догадалась сфотографировать хотя бы одно из них целиком.
Выходя, увидала в притворе две мозаики: Рождество Иоанна Предтечи и Сергий Радонежский.
И ведь снова — пудрово-розовый и мятный цвета!
Показалось мне, что место и для еще нескольких мозаик здесь есть… Не иначе впоследствии добавят.
Внизу, рядом с Екатерининским приделом расположен зал-крестильня с красивым бассейном. Фотать там мне было как-то неудобно… Но право слово, если кто надумает в сознательном возрасте креститься — замечательное место!
Замечательное еще и потому, что в этом храме все очень доброжелательны. Никто на вас не будет косо смотреть из-за фото; читала, что и длину юбок «мерой благонравия» не считают. Главное — вы пришли, вас потянуло в храм, к Богу…
Священники в церкви Антипы молодые, много молодежи и среди прихожан. А еще внизу, в садике, есть кафе-трапезная «Антипа». Я постеснялась в садик войти, т. к. там за столом с кофе-плюшками сидели явно хорошо знакомые молодые люди, не хотелось им мешать, потом уже прочитала про трапезную, и пожалела, что не заглянула, судя по описанию, там тоже очень и очень интересно, сходите по ссылочке — https://www.buro247.ru/lifestyle/eda/4-sep-2020-new-cafe-antipa.html
В общем, день сегодняшний подарил целый букет наиприятнейших впечатлений, которые переполняют, потому и хочется ими поскорее поделиться. Желаю всем однажды побывать в этом храме!