В центре Москвы напротив Боровицкого холма с Кремлём издревле располагается Ваганьковский холм, на котором сейчас возвышается, пожалуй, самый красивый дворец, известный как Дом Пашкова.
В центре Москвы напротив Боровицкого холма с Кремлём издревле располагается Ваганьковский холм, на котором сейчас возвышается, пожалуй, самый красивый дворец, известный как Дом Пашкова.
В этом дворце сейчас расположена часть отделов Российской государственной библиотеки имени В. И. Ленина. За дворцом, рядом с ним в Старо-Ваганьковском переулке притулилась небольшая церковь Святителя Николая Чудотворца в Старом Ваганькове. Вот о ней я и хочу рассказать в этой публикации. К сожалению, большая часть церкви скрыта за забором и за окружающими её зелёными насаждениями, поэтому сфотографировать её полностью с земли практически невозможно. Вот такой вид она имеет со стороны внутреннего двора Дома Пашкова:
А вот это, пожалуй, наилучший вид церкви со стороны площадки перед бывшим конюшенным флигелем в усадьбе Пашкова:
Со стороны Староваганьковского переулка церковь скрыта за массивной каменной оградой, а звонница за листвой растущего дерева:
Прежде, чем более подробно рассказывать о церкви, наверное, нужно хотя бы вкратце поведать об истории этого района Москвы. Несколько столетий назад в Ваганькове или в Ваганьках находился потешный великокняжеский двор, где проходили народные игрища. «Ваганить» — это значит «играть», «потешаться» и «веселиться», поэтому, по одной из версий, эта местность и получила название Ваганьково.
В XV веке живописная местность напротив Кремля приглянулась великой княгине Софье Витовтовне, супруге Василия I. Так за кремлёвскими стенами на Ваганьках появилось великокняжеское село — Государев двор и древнейшая в Москве великокняжеская загородная резиденция. По понятным причинам прижизненных портретов Софьи Витовтовны не существовало. А в воображении художников XIX века она представлялась весьма властной женщиной. Вот такой, например, она изображена на картине, написанной русским художником Павлом Петровичем Чистяковым в 1861 году:
Каких-либо иллюстраций Дворца Софьи Витовтовны история не сохранила, даже если они и существовали, равно как и иллюстраций всех других построек на Ваганьковском холме вплоть до того времени, когда на этом месте был построен Дом Пашкова.
Известно, что перед смертью Софья Витовтовна завещала своё село внуку Юрию Васильевичу. От него двор на Ваганьках перешёл к великому князю Ивану III, а затем на протяжении многих лет переходил от одного князя к другому, пока окончательно не вошёл в состав владений московского государя Ивана Грозного.
Во время июньского пожара 1547 года здесь, по преданию, царь Иван Грозный скрывался в Ваганькове от народного гнева, откуда тайно бежал на Воробьёвы горы, а позднее повелел выстроить здесь Опричный дворец. Так Ваганьково вошло в опричные земли.
Существует предположение, что потайные ходы из Опричного дворца вели к усадьбе Малюты Скуратова на Волхонке. До наших дней дошла легенда, что именно в этих подвалах замурована знаменитая библиотека Ивана Грозного, которую, впрочем, до сих пор не нашли.
После смерти третьего сына Ивана Грозного — царя Фёдора Иоанновича во дворце поселился Василий Шуйский, а при Михаиле Фёдоровиче Романове на Ваганьках появился государев псарный двор, а местные владения царь пожаловал родственникам своей жены Стрешневым. Потом они перешли к Нарышкиным. А вот взошедший на престол в 1645 году царь Алексей Михайлович не слишком жаловал Ваганьково. Потешный и псарный дворы он перенёс за реку Пресню, туда, где сейчас расположено Ваганьковское кладбище. Место, куда во второй половине XVII века перебралась часть населения Ваганькова, получило название «Новое Ваганьково».
Предполагают, что позднее Пётр I построил на Ваганьковском холме дворец голландского типа и пожаловал его Александру Дмитриевичу Меньшикову. Последней августейшей владелицей Государева двора стала царевна Прасковья Ивановна, дочь царя Ивана V.
Известно, что после смерти царевны двором владел герой Семилетней войны генерал Пётр Григорьевич Племянников, затем собственность перешла к его вдове Екатерине Григорьевне — родной сестре генерал-губернатора Москвы графа Захара Григорьевича Чернышёва. По-видимому, у неё эту недвижимость и приобрёл отставной капитан-поручик лейб-гвардейского Семёновского полка Пётр Егорович Пашков. Его отец — Егор Иванович Пашков в своё время служил денщиком у Петра I, за что получил поистине царское вознаграждение. После смерти царя Егора Ивановича Пашкова назначили губернатором сначала Воронежа, а затем Астрахани. Он также долгое время являлся членом военной коллегии. Поэтому неудивительно, что слуга государев оставил своему сыну прекрасное состояние. Да и сам Пётр Егорович Пашков умножил отцовское состояние за счёт полученного откупа на продажу спиртных напитков. В результате в 1784 году Пётр Егорович Пашков стал хозяином огромного участка на Ваганьковском холме, и всего за два строительных сезона на месте снесённых старых строений поднялся четырёхэтажный, с двумя флигелями и бельведером со шпилем дворец, который в Москве стали называть Домом Пашкова.
К сожалению, в отличие от многочисленных фотографий самого дворца, построенного, как полагают, русским архитектором Василием Ивановичем Баженовым, хотя никаких документальных подтверждений этому не сохранилось, портрета его заказчика и владельца никто из художников не написал. Во всяком случае, портреты эти неизвестны.
Вернусь теперь к церкви Николая Чудотворца в Старом Ваганькове, существующей рядом с Домом Пашкова. Она старше дворца. Есть предположение, что стоявшую некогда на этом месте деревянную церковь построили ещё московские князья в память о чудесном явлении иконы святителя Николая Чудотворца благоверному князю Дмитрию Донскому на реке Угреше, когда тот шёл с войском на Куликово поле. Существует множество икон, написанных в разное время, на которых изображён этот сюжет. Вот, например, фотография одной из таких икон середины XIX века:
Первый каменный храм в Старом Ваганькове возвели в 1531 году, а ныне существующий храм был построен в 1759 году на его фундаменте. Придел преподобного Сергия Радонежского известен с 1702 года, а главный престол Николая Чудотворца — с 1759 года.
С середины XIX века белокаменный храм являлся домовой церковью публичного Румянцевского музея, который разместился в это время в Доме Пашкова. Известно, что под этими древними церковными сводами молились некогда живший неподалёку писатель Николай Васильевич Гоголь и Иван Владимирович Цветаев — учёный, создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III, ныне носящего название Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
В 1812 году храм, разделив судьбу всей Москвы, значительно пострадал от нашествия наполеоновских войск. Главный престол был возобновлён и освящён в 1814 году, а придел оставался невосстановленным до 1842 года. В 1842 году была разобрана храмовая колокольня и возобновлён придел преподобного Сергия.
Новый период в истории храма начался с 1896 года, когда его настоятелем был поставлен священник Леонид Михайлович Чичагов (бывший отставной военный и будущий митрополит Серафим Петроградский), благословлённый на принятие священного сана самим праведным отцом Иоанном Кронштадтским.
Благодаря усердию и пастырским заботам священника Леонида Чичагова, забытый и заброшенный храм стал одним из привлекательных московских храмов в конце XIX — начале ХХ веков. До наших дней в церкви в Старом Ваганькове сохранились настенные изображения четырёх евангелистов в парусах сводов храма, написанные отцом Леонидом Чичаговым в пору настоятельства.
В храме хранятся также копии с написанных им икон «Спаситель в белом хитоне» и «Преподобный Серафим Саровский, молящийся на камне».
Отец Леонид находил время и силы не только для того, чтобы успешно нести своё настоятельское послушание, но и подготовить канонизацию великого подвижника Русской земли преподобного Серафима Саровского. Чудесным проявлением Промысла Божия было составление им «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Оно имело определяющее значение для всей дальнейшей жизни будущего архипастыря.
В 1898 году отец Леонид оставил храм вниманию и попечению своих духовных детей. Он принял монашество с именем Серафим и был зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Долгая, исполненная трудов, скорбей и лишений, богоугодная жизнь митрополита Серафима (Чичагова) увенчалась мученичеством Христа ради. 11 декабря 1937 года он на 82-м году своей благочестивой жизни был расстрелян на так называемом «Бутовском полигоне». Канонизация священномученика митрополита Серафима состоялась 23 февраля 1997 года.
По форме храм Николая Чудотворца в Старом Ваганькове — четырёхугольный, немного вытянутый в длину с севера на юг. Завершается он изящной главкой на восьмигранном барабане. В алтаре и трапезной по сей день сохранились тонкие белокаменные карнизы.
В 1902 году на месте бывшей колокольни возвели звонницу, стилизовав её под старинную звонницу псковско-новгородского стиля. Мне не удалось её сфотографировать сквозь листву дерева, растущего рядом с храмом, но я отыскал отличную фотографию храмовой звонницы в интернете, сделанную, по-видимому, из окна многоэтажного дома в Староваганьковском переулке:
В 1929 году церковь закрыли, и до 1980 года она использовалась как склад Библиотеки имен В. И. Ленина. В нём хранились старые книги и разнообразный библиотечный инвентарь. Это отчасти спасло церковь от разорения, поскольку библиотечные и музейные работники прилагали к этому определённые усилия. Сейчас здание частично перестроено. Начиная с 1992 года, после того как церковь вновь освятили, в ней возобновились богослужения, но, в основном, по праздничным и воскресным дням. По четвергам здесь совершается молебен с акафистом святителю Николаю. При храме работает негосударственная общеобразовательная школа.
Среди почитаемых храмовых святынь: икона Божией Матери «Державная» и образ святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца.
В заключение приведу ещё несколько фотографий, сделанных мною при недавнем посещении этой церкви. При входе в неё обращает на себя внимание деревянная скульптура Святителя Николы Можайского:
Интересно, что в небольшой в общем-то церкви Николая Чудотворца в Старом Ваганькове можно увидеть сразу два больших Креста с Распятием. Один находится в главном престоле Николая Чудотворца, а другой — в приделе преподобного Сергия Радонежского:
В интерьере придела преподобного Сергия Радонежского интересны две чеканные иконы «Распятие» и «Несение креста», между которыми установлен крест с места захоронения протоиерея Валентина Амфитеатрова (1836 — 1908).
Валентин Амфитеатров — московский священник, проповедник и духовник. С 1892 года был настоятелем кремлёвского Архангельского собора. Один из самых известных подвижников благочестия XX века. В народе почитается как чудотворец. После кончины был похоронен на Ваганьковском кладбище рядом с могилой ранее умершей жены. Но могила эта с рядом других могил вокруг была ликвидирована, и на освободившемся месте был сооружён братский мемориал воинам Великой Отечественной войны. Крест с могилы сохраняется в церкви Николая Чудотворца в Старом Ваганькове.
Покажу ещё одну икону, висящую в нише на левой стене притвора церкви Николая Чудотворца в Старом Ваганькове. Я её сфотографировал, особо не вглядываясь перед этим в изображение, но было темно, да и сама икона изрядно закопчённая, поэтому фотография получилась некачественной. Глядя на сделанную мною фотографию, я долго думал, как могла бы назваться эта Богоматерь с младенцем. Решил, что более всего ей подходит название «Державная». Потом в этом убедился, найдя в интернете чуть более качественное изображение иконы:
Действительно, Божия Матерь изображена со всеми атрибутами, присущими «Державной Богоматери», то есть в образе Царицы Небесной с короной, скипетром и державой. Только вот на, так сказать, канонических изображениях этой иконы, Богоматерь держит скипетр в правой руке, а державу — в левой. А на иконе из церкви в Старом Ваганькове всё наоборот.
Вот, пожалуй, и всё. О посещении с экскурсией самого Дома Пашкова на Ваганьковском холме я расскажу в другой публикации…