Продолжая рассказывать о московских монастырях-крепостях, в разное время вошедших в XIV — XVI веках в систему оборонительного рубежа на южных подступах к Москве, в этой публикации остановлюсь на НОВОСПАССКОМ МОНАСТЫРЕ. Мы посетили его в середине августа 2024 года.
Схему размещения московских монастырей-крепостей я уже показывал в некоторых предыдущих публикациях про Симонов, Данилов, Донской и Новодевичий монастыри, в которых мы также побывали. Покажу её здесь ещё раз.
1
На рубеже XII — XIII веков Святой благоверный князь Даниил Московский основал у Серпуховской заставы монастырь во имя Всемилостивого Спаса, который со временем стал называться Даниловым монастырём. Его сын, князь Иван Калита, в 1330 году перенёс обитель, основанную отцом, на кремлёвский Боровицкий холм к церкви Преображения Господня, где Спасский монастырь существовал почти до конца XV века, постепенно обрастая плотным кольцом построенных вокруг новых зданий великокняжеского дворца. Стеснённые условия побудили Московского князя Ивана III перенести монастырь из Кремля на Крутицкий холм в центр Васильевского стана, что в пяти верстах от Кремля. Это произошло в 1490 году, и перенесённый монастырь стали называть Спасом Новым. Княжеский выбор был неслучайным и определялся, кроме всего прочего, важным стратегическим положением Крутицкого холма, который словно специально был создан для строительства монастыря-крепости. Само название Крутицкого холма напоминает о крутом левом береге Москвы-реки.
Распад Золотой Орды на отдельные ханства, и даже покорение Казани и Астрахани, совершённое позднее внуком Ивана III Иваном Грозным, не означали окончания борьбы Московского государства с татарами. Нападения кочевников на Русь продолжались весь XVI и значительную часть XVII века. Наиболее сильным и активным противником Москвы было Крымское ханство, которое могло выставить единовременно от 60 до 150 тысяч конников, передвигавшихся с огромной для того времени скоростью. В разрядных книгах есть упоминания о сорока трёх крымских набегах на земли Московского государства. Всё это требовало усиления обороны русских городов, и прежде всего столицы.
Так началась история Новоспасской обители-крепости, которую с самого начала обнесли деревянной стеной. Её изображения не сохранились, но известно, что окончательно в мощную крепость обитель превратилась при Иване Грозном. Её усилили мощные бревенчатые стены с башнями, и был дополнительно построен вспомогательный острожек, укреплённый земляным валом, тыном и окружённый рвом.
Но вернусь к началу существования Новоспасского монастыря. Иван III «компенсировал» монахам тяготы переезда из Кремля тем, что отпустил средства на сооружение на новом месте каменного храма во имя Спаса Преображения. Уединённость же урочища на вершине Крутицкого холма, откуда просматривался Кремлёвский холм, более, нежели прежнее место, соответствовала иноческой жизни.
Первое упоминание о Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря встречается в Никоновской летописи под 1491 годом: «Тое же весны (6999) повелением великого князя Ивана Васильевича архимандрит Спаскый Афонасей заложил церковь камену на Новом Преображение Господа нашего Иисуса Христа…». Собор этот строился в течение шести лет и был освящён в 1497 году митрополитом Симоном. До нашего времени он не дожил в первоначальном виде. Время, а главное, события Смутного времени не пощадили его: он порядком обветшал. В 1645 году по указу царя Алексея Михайловича собор был разобран, как говорили, «до подошвы», и на сохранившемся подклете по проекту архитектора Якова Бухвостова соорудили величественный собор, один из самых больших в Москве (его площадь составляет около 900 кв. метров). Этот собор мы и видим сейчас:
2
Спасо-Преображенский собор был освящён 5 августа 1689 года Новгородским митрополитом Корнилием после завершения росписи храма артелью из двадцати костромских мастеров. На входах галереи на фресках — сюжеты из апокалипсиса, а на сводах — замечательное родословное древо русских государей. На нём можно увидеть, как княгиня Ольга со своим внуком — князем Владимиром — поливают из сосуда корень царственного древа Рюриковичей, заканчивающееся царём Иоанном Грозным и его сыновьями. Этот род дал Православной Церкви 63 святых.
А в интерьере храма — уже Романовы. На правом столпе собора фреска: царь Михаил Фёдорович с сыном Алексеем Михайловичем, держащие изображённый Преображенский собор. У этого столпа когда-то располагалось царское место.
Большая часть росписей XVII века была утрачена, а некоторые попали в Исторический музей и в Третьяковскую галерею. Чудесным образом удалось некоторые из них вернуть в монастырь, в частности фреску, изображающую царей-храмоздателей.
К сожалению, при посещении храма экскурсовод, водившая нас по монастырю, предупредила, что фотосъёмки внутри храма не благословлены настоятелем, поэтому я не фотографировал, хотя в интернете можно найти много фотографий с росписями собора. Из них я приведу только одну — фреску с царями-храмоздателями Михаилом Фёдоровичем и Алексеем Михайловичем, возвращённую из одного из филиалов Государственного исторического музея.
1
И ещё можно отметить, что в ходе проводимых реставрационных работ в Спасо-Преображенском соборе недавно в одной маленькой комнатке размером полтора на три метра при расчистке стен под более поздней записью масляными красками с растительным орнаментом были обнаружены сохранившиеся фрагменты фресок XVII века с сюжетами на тему Рождества Христова, поклонения волхвов и пастухов, бегства в Египет. Помимо этого, были обнаружены более поздние надписи, повествующие о назначении этой комнатки, а именно: комнатка эта посвящена рождению Алексея Петровича, наследника Петра I. Под основным посланием найдены дата росписи и подписи исполнителей. Дата говорит о том, что данная комната была расписана позже живописи основного четверика. Подпись свидетельствует о том, что работы выполнялись под руководством Гурия Никитина и Силы Савина. Это известные мастера, авторству которых принадлежит знаковый для живописи XVII века храм Ильи Пророка в Ярославле. Также из надписи можно узнать об утверждении на престол Патриарха Адриана. Год и дата полностью совпадают с информацией из исторических источников.
Как ни странно, но в этой комнатке почему-то можно было фотогравировать. Правда, сделать это при скоплении людей из нашей экскурсионной группы в стеснённом пространстве было проблематично. Поэтому покажу лишь фрагменты, которые мне удалось сфотографировать:
2
Ещё в первом Спасо-Преображенском соборе в 1498 году был похоронен боярин Василий Юрьевич Захарьин, один из предков бояр Романовых. И с тех пор обитель стала усыпальницей представителей этого боярского рода. В 1543 году здесь был погребён основоположник царского дома Роман Юрьевич Захарьин, в 1586 году — боярин Никита Романович Юрьев, отец Патриарха Филарета. В 1607 году сюда из далёких северных мест привезли тела братьев Василия, Александра, Иоанна и Михаила Никитичей Романовых — братьев Патриарха Филарета, сосланных Борисом Годуновым. В 1631 году была похоронена великая государыня инокиня Марфа Иоанновна (в миру Ксения Ивановна Романова, до замужества Шестова) — мать царя Михаила Фёдоровича и супруга Фёдора Никитича Романова (патриарха Филарета). В 1679 году рядом с ней упокоилась её внучка и старшая дочь царя Михаила Фёдоровича царевна Ирина Михайловна Романова. Это она была крёстной матерью Петра Алексеевича — императора Петра Великого.
При перестройке Спасо-Преображенского собора царями Михаилом Фёдоровичем и Алексеем Михайловичем усыпальница в подклете старого собора была сохранена, в 1902 году в ней в память о посещении обители царской четой в 1900 году освятили храм в честь преподобного Романа Сладкопевца — небесного покровителя рода Романовых. В новом соборе был устроен парадный вход в усыпальницу бояр Романовых, который в настоящее время выглядит следующим образом.
1
Он, правда, закрыт, и вход в усыпальницу осуществляется с другой стороны Спасо-Преображенского собора. Над парадным входом под иконой Спаса Преображения расположены два геральдических символа: справа — лев, долгое время служивший символом Рюриковичей, а слева — двуглавый орёл — символ династии Романовых. Таким образом, видимо, первые Романовы подчёркивали преемственность своей династии от рода Рюриковичей.
В ХХ веке усыпальница Новоспасского монастыря подверглась небывалому надругательству и беспощадному разорению. Почти все захоронения были вскрыты, надгробия уничтожены, от убранства церкви Романа Сладкопевца не осталось и следа. Часть пропавшего удалось отыскать. В конце 1990-х годов усыпальницу Романовых восстановили. Воссоздан был и храм преподобного Романа Сладкопевца, его освящение 10 марта 2002 года осуществил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
1
1
Уже в наши дни в усыпальницу бояр Романовых Новоспасского монастыря были перенесены останки из разрушенной могилы Великого князя Сергея Александровича Романова — московского генерал-губернатора, погибшего при взрыве бомбы, брошенной террористом-эсером Иваном Каляевым 17 (4) февраля 1905 года, и первоначально захороненного в Чудовом монастыре Московского Кремля. Монастырь был, как известно, уничтожен большевиками, а вот останки Великого князя чудесным образом сохранились, и в 1997 году были торжественно перенесены в Новоспасский монастырь.
1
И ещё об одном захоронении в Новоспасском монастыре следует упомянуть. Это захоронение княжны Августы Таракановой, дочери императрицы Елизаветы Петровны. В результате дворцовых интриг в 1785 году княжну Тараканову насильно заточили в московский Иоанновский монастырь. Пользуясь духовным покровительством митрополита Платона, княжна не только преодолела все тяготы, но и приобрела истинно христианский взгляд на жизнь. Она стала известной инокиней Досифеей — необыкновенной молитвенницей и духоносной старицей. Известно, например, что инокиня Досифея подвигла на монашеский путь будущего оптинского старца схиархимандрита Моисея (Путилова). Проведя 25 лет в подвигах духовной жизни, она скончалась в 1810 году. Её останки сейчас покоятся в храме преподобного Романа Сладкопевца в крипте Спасо-Преображенского собора. А недалеко от колокольни рядом со свечной мастерской на месте первоначального погребения инокини Досифеи в Новоспасском монастыре воздвигли вот такую часовню:
1
Рядом со Спасо-Преображенским собором Михаил Фёдорович возвёл храм иконы Божией Матери «Знамение» для размещения родовой для бояр Романовых Знаменской иконы Божией Матери, но к концу XVIII века этот храм настолько обветшал, что его были вынуждены разобрать, и в 1791 году на его месте граф Шереметев возвёл новую Знаменскую церковь. Её проект составил Е. С. Назаров — ученик знаменитого архитектора В. И. Баженова. 15 января 1795 года епископ Воронежский Мефодий, бывший наместник Новоспасского монастыря, освятил храм.
2
Знаменский храм представлял собой двухэтажное сооружение. В верхнем этаже располагались хоры, в нижнем — усыпальница. Здесь были погребены князья Лобановы-Ростовские, Черкасские, Сицкие и Урусовы. Под алтарём храма располагалась фамильная усыпальница графов Шереметевых.
Знаменский храм — многострадальный. Наполеоновские солдаты устроили в церкви конюшню. После изгнания Наполеона из России, в 1913 году церковь была вновь освящена. Когда большевики устроили в обители женскую тюрьму, в Знаменском храме находились жилые помещения для заключённых. Позже, в 1930-е годы, здесь приводили в исполнение приговоры «троек». Людей привозили в церковь якобы для санобработки и, заводя внутрь, расстреливали. После Великой Отечественной войны в храме обосновался вытрезвитель, освободивший помещение лишь в 1967 году после публикации открытого письма известного художника-реставратора Павла Дмитриевича Корина.
После возвращения Новоспасского монастыря Церкви в 1990 году в нём, в том числе и в Знаменском храме, началась реставрация. За тридцать с небольшим лет интерьеры Знаменской церкви заметно преобразились. Вот так, например, выглядит сейчас фрагмент интерьера второго этажа церкви:
2
А в помещении на первом этаже Знаменского храма сейчас находится чтимый список иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица» (Пантанаса). Её оригинал пребывает в Ватопедском монастыре на Святой Горе Афон в Греции. Время написания иконы относится к XVII веку.
Древнее монастырское предание гласит, что однажды к иконе подошёл некий юноша. В этот момент лик Богоматери воссиял дивным светом, и невидимая сила отбросила юношу на пол. В страхе он выбежал из храма и со слезами признался старцам в том, что вёл греховную жизнь и занимался колдовством. Так Пресвятая Богородица явила чудо от Своего образа, отвратила юношу от нечестия и наставила на путь покаяния.
Для Новоспасского монастыря список иконы Божией Матери «Всецарица» специально был написан в Ватопедском монастыре и привезён в Россию:
1
Вернусь снова к истории Новоспасского монастыря. В течение XVI века этот монастырь не раз вступал в схватки с кочевниками, участвуя в отражении наиболее разорительных набегов Крымского хана: в 1517 году, когда крымцы действовали совместно с литовцами; в 1521 году, когда совместно с крымским ханом Мухаммед-Гиреем действовал и казанский хан Саид-Гирей; в 1536 и 1537 годах, отражая нападение крымцев, действовавших совместно с Казанью, литовцами и турецкой пехотой; в 1552, 1555 и 1571 годах. Во всех этих битвах монастырь показал свою высокую обороноспособность. Большую роль сыграл Новоспасский монастырь при отражении набега крымского хана Казы-Гирея в 1591 году. Слаженные действия монастырей-крепостей — Новоспасского, Симонова, Данилова, Новодевичьего — привели к полному разгрому кочевников. После этого Крымская орда уже больше никогда не подходила к Москве.
В начале XVII века дерево-земляная твердыня, усиленная артиллерией, успешно отражала атаки польско-литовских захватчиков. Не утратила крепость своего оборонного значения и после освобождения Москвы от поляков и восхождения на престол первого царя из сформировавшейся затем династии Романовых. В первый же год своего царствования Михаил Фёдорович озаботился укреплением монастыря. Новая крепостная стена из толстых дубовых стволов протянулась на 750 метров, а по углам и у въездных ворот были возведены башни с амбразурами для пушек.
И всё же время деревянных крепостей заканчивалось, главным образом потому, что они легко горели, чем пользовались многие захватчики, дерево подвержено атмосферным осадкам, гниёт и т. п. В 1640 году по указу царя Михаила Фёдоровича деревянную крепостную стену Новоспасского монастыря начали заменять каменной, а закончили эту работу уже при его сыне — Алексее Михайловиче.
Новое строительство во многих популярных изданиях и даже на плане у входа в монастырь связывают с именем каменных дел мастера Фёдора Коня:
1
Фёдор Конь известен тем, что возвёл каменные стены и башни Белого города в Москве, Смоленскую крепость и многие другие сооружения. Но, честно говоря, в его непосредственное участие в сооружении каменных стен Новоспасского монастыря как-то верится с трудом, если не сказать, что не верится совсем. Родился он около 1540 года (по другим данным, в 1556 году). Мог ли он столетие спустя строить крепостные стены в Новоспасском монастыре? Скорее всего, не мог. Но его опыт, без сомнения, помог новым строителям возвести твердыню на Крутицком холме.
1
2
Из далёкого Белозерского монастыря в 1642 году были специально затребованы опытные мастера, чтобы «у Спаса на Новом месте ограду делать». Они поселились вблизи монастыря и образовали слободу, называвшуюся Каменщики. В память о ней и сейчас две улицы, ведущие от Новоспасского монастыря к Таганской площади, называются Большими Каменщиками и Малыми Каменщиками.
Периметр стены составил 650 метров с лучными, мушкетными и пушечными бойницами, высота — 7,5 метра, а толщина равнялась двум метрам. По верхней части крепостной стены с внутренней её стороны проложен боевой ход:
1
Крепостная стена в плане представляла собой неправильный пятиугольник с семью башнями: пятью большими и двумя маленькими, которые были построены позднее, в начале XIX века. К настоящему времени сохранилась только одна маленькая башня. Большие башни не имеют специальных названий и именуются по сторонам света: Северо-западная, Северо-восточная, Юго-восточная, Юго-западная и Западная.
Постепенно монастырский комплекс пополнялся новыми каменными сооружениями. В 1652 году была построена церковь во имя святителя Николая Чудотворца с кельями и больницей. Сейчас она находится на жилой территории, занятой монахами. Вход в неё для посторонних запрещён, и увидеть её можно лишь частично и фактически лишь из одной точки территории возле колокольни:
1
В 1673 — 1675 годах была возведена церковь Покрова Пресвятой Богородицы с трапезной и хлебодарной палатами. Она вплотную примыкает к юго-западному углу Спаса-Преображенского собора, и её большая часть скрыта за растущей перед ней зеленью. Поэтому сфотографировать её проблематично:
1
Главным же каменным украшением Новоспасского монастыря стала колокольня со святыми вратами и церковью преподобного Сергия Радонежского во втором ярусе.
1
Строительство колокольни началось в 1759 году во времена правления императрицы Елизаветы Петровны. Быстро были возведены два яруса, а потом работы застопорились, поскольку у обители не хватило средств. Стройка возобновилась в 1770 году и была закончена в 1785 году. Высота колокольни составляет 80,4 метра. Она стала второй в Москве по высоте посте колокольни Иван Великий в Кремле. Над верхним ярусом колокольни разместили часы, которые отсчитывают время до сих пор.
Храм преподобного Сергия Радонежского был устроен на втором ярусе колокольни в 1787 году на средства купеческой вдовы Наталии Бабкиной. Во время пребывания в Москве Наполеона в 1812 году в храме выгорело всё, что было деревянного. Каменные своды храма обрушились вследствие падения на них большого колокола весом 1100 пудов и полуелейного колокола в 425 пудов. В 1816 году своды храма были заделаны, оштукатурены и на частные пожертвования установлен новый иконостас. Все иконы, находящиеся в иконостасе, принадлежат кисти итальянских мастеров. Из храма Преподобного Сергия можно попасть на террасу, которая устроена на втором ярусе колокольни. Но нас во время экскурсии на террасу не водили.
Восстановление Сергиевского храма Новоспасского монастыря после советского безбожия началось в 2016 году в рамках большого реставрационного проекта по восстановлению колокольни. Многое сделано: установлен новый иконостас, сделана роспись стен. Покажу только одну фотографию фрагмента интерьера церкви преподобного Сергия Радонежского, сделанную во время нашей недавней экскурсии по Новоспасскому монастырю.
1
В четвёртом ярусе колокольни расположены колокола. На верху устроены часы с боем, исполняющее мелодию каждые полчаса. В основании колокольни расположены главные ворота монастыря.
И в заключении несколько слов о других достопримечательностях, увиденных во время посещения Новоспасского монастыря.
Изящная часовня, построенная в псевдорусском стиле в память 300-летия дома Романовых, находится в Новоспасском монастыре возле южного фасада Спасо-Преображенского собора. В 1913 году, то есть в год 300-летия дома Романовых, Новоспасский монастырь посетил Император Николай Второй. 26 мая 1913 года Государь изволил благодарить за стройное и красивое пение народный хор монастыря, который исполнил юбилейные кантаты и тропарь Фёодоровской иконе Божией Матери — покровительнице царственной фамилии.
Автор проекта часовни, к сожалению, неизвестен.
1
В 1998 году на территории монастыря была установлена копия памятного креста с надгробия на могиле московского генерал-губернатора, Великого князя Сергея Александровича Романова в разрушенном большевиками Чудовом монастыре в Кремле. Оригинал надгробного памятника с крестом был сооружён в 1908 году по проекту художника и архитектора Виктора Васильевича Васнецова.
Это была первая попытка воссоздания креста, правда, получилась не совсем точная копия, хотя Крест-памятник в Новоспасском монастыре был воссоздан по эскизам В. М. Васнецова. Автор проекта — Д. Гришин, скульптор — Н. Орлов.
1
Ещё один памятник в Новоспасском монастыре был установлен к 400-летию дома Романовых в 2013 году.
В скульптурной композиции изображён первый царь из династии Романовых Михаил Фёдорович и последний царствующий монарх этого рода — царь-страстотерпец Николай II Александрович. В руках они держат образ Фёдоровской иконы Божией Матери — родовую икону боярского рода Романовых.
Скульпторы памятника — Денис Стритович и Андрей Голубев, архитектор — Алексей Денисов. Финансирование художественного проекта осуществил меценат Виктор Иванович Тырышкин.
2
1
И ещё один памятник, который, на первый взгляд, не совсем уместен в Новоспасском монастыре. Это памятник Андрею Рублёву.
1
История его появления здесь такова.
В 1967 году, в связи с 600-летием со дня рождения Рублёва, был создан и установлен в скверике перед главными вратами Спасо-Андроникова монастыря в Москве памятник Андрею Рублёву, авторами которого стали скульптор Валерия Григорьевна Ленская и архитектор Э. В. Яворский.
Скульптурная композиция представляет собой фигуру русского иконописца в длинной одежде, с бородой и длинными волосами, сидящего на лавке. В левой руке Рублёв держит доску, на которой набросан рисунок создаваемой иконы, а правая рука лежит на колене.
В 1985 году памятник, созданный скульптором В. Г. Ленской, заменили работой скульптора Олега Константиновича Комова. А демонтированный каменный памятник был перенесён на территорию Новоспасского монастыря, где он находится и сейчас. В общем, как-то получилось, «на тебе Боже, что мне негоже».
И ещё один поклонный крест можно увидеть у стены Новоспасского монастыря перед входом в него.
1
По какому поводу и когда он был здесь установлен, непонятно, поскольку никаких пояснительных надписей рядом нет.
Вот, пожалуй, и всё, что у меня отложилось в памяти во время посещения Новоспасского монастыря 17 августа 2024 года.
Цикл материалов "Интересные достопримечательности в Москве"