Московские переулки не подвержены порядку, зачастую узкие, они крутятся егозой, выныривая в разных, подчас неожиданных местах. После того, как я прошел проходным двором мимо лютеранского собора Петра и Павла и свернул в Старопосадский переулок, то увидел перед собой очередной московский храм, рядом с которым была колокольня.
1
Пройдя чуть дальше, увидел, что колоколен собственно две. Вторая примостилась с другого края храма.
2
Да и храм, а если быть точнее Собор Усекновения главы Иоанны Предтечи, существовал не сам по себе, а был частицей Иоанно-Предтеченского монастыря или попросту Ивановского монастыря.
1
Так монастырь выглядит, если пройти чуть левее. Слева виден купол домового храма преподобной Елисаветы чудотворицы, игумении Константинопольской, а справа не особо шикарная калитка — вход в монастырь. Да и двор особыми размерами не отличается, в нём находится своеобразная стена -колокольня.
1
Справа от входа на территорию находится часовня.
1
Если судить по датам возведения Собора Усекновения главы Иоанны Предтечи и домового храма — 1879 год, то можно предположить, что монастырь относительно молодой. Да и часовня с обеими колокольнями были построена лишь в конце позапрошлого века. И ошибиться…
Мемориальная доска на стене монастыря остерегает от поспешных выводов.
1
Разные легенды и предания существуют по поводу появления изначального храма, да и самого монастыря. Кто-то считает, что монастырь был основан при князе Иване III в Китай-городе и был сначала мужским, а затем переехал повыше по склону и превратился в женский. Более романтична другая история. Мол монастырь был основан женой московского князя Василия III Ивановича великой княгиней Еленой Васильевной Глинской (ок. 1508 — 1538).
1
(Из Интернета)
В тот день, 25 августа 1530 года, когда состоялось освящение церкви Глинская родила сына и назвала его Иоанном в честь Иоанна Предтечи. Это был будущий первый царь всея Руси Иван Грозный и как ему было не стать грозным, ведь в момент его рождения гремела раскатами и сверкала молниями страшная гроза.
1
(Из Интернета)
Но факт остаётся фактом — с тех пор местность называется Ивановская горка в честь монастыря.
Когда умер супруг Елены Глинской, то она сделалась правительницей Русского государства, оставив с носом семь регентов-опекунов. В 1538 году Елена Глинская была отравлена и умерла. Люди поговаривали, что царицу отравили князья Шуйские, рвавшиеся к трону. Правда это или нет, но один из Шуйских, Василий Иванович Шуйский (1552–1612) стал-таки русским царём и правил c 1606 по 1610 годы.
Иван Грозный заботился о монастыре, для монастырских нужд денег из казны не жалели. Для иконостаса были написаны новые иконы, тогда же появилась одна из нынешних святынь монастыря — икона святого Иоанна Предтечи, которая была написана в 1550–1560 годах.
1
Образ св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с обручем (из Интернета)
Покровительство царя было не случайно, многие помогали Иоанно-Предтеченскому монастырю, ведь монастырь не имел крепостных и существовал лишь на пожертвования состоятельных верующих, в том числе царской семьи.
Первые цари из династии Романовых с уважением и почитанием относились к монастырю и образу Иоанна Предтечи, регулярно посещали монастырь в храмовые праздники Михаил Федорович и его вторая супруга царица Евдокия Лукьяновна, урождённая Стрешнева (1608 — 1645), мать Алексея Михайловича. Благодаря Михаилу Федоровичу к храму пристроили трапезную с приделом Николая Чудотворца и возвели каменную колокольню. Их сын Алексей Михайлович продолжил традицию родителей, существуют письменные документы, рассказывающие, как в 1666 году царь Алексей Михайлович во время совершения Крестного хода с иконой святого Иоанна Предтечи шел позади нее.
Благодаря императору Петру I вместо деревянных келий были построены каменные кельи за государственный счёт. В 1879 году, после восстановления здания собора, к иконе был прикреплен медный обруч, ранее прикрепленный к другой иконе, и с тех пор они неразлучны.
Когда в советское время монастырь был закрыт, то икона была передана в храм святых апостолов Петра и Павла на Яузе, а в 2002 году по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II икона была возращена в родной монастырь.
Когда рассказывают о большевиках, как эти безбожники проводили секуляризацию, т. е. изъятие церковной собственности (движимого и недвижимого имущества) в пользу государства, то необходимо отметить, что нет ничего нового под солнцем. Такие вещи проводились задолго до них по всему свету, начиная с Византии и продолжая во многих европейских странах. Не оставалась в стороне от этого процесса Россия, многие российские цари и императоры вводили ограничения на владения церковью собственности, а то и прямо изымали её. Дважды подобная доля касалась Ивановского монастыря, но как говорится, бог миловал и всё возвращалось на круги своя.
В 1737 году в центре Москвы случился Великий пожар, во время которого пострадал Ивановский монастырь, наряду со многими. Шесть монахинь сгорели. 10 лет упорного труда по восстановлению и в 1748 году — снова пожар. Снова разрушения, отразившиеся на зданиях и стенах. В это время дочери Петра I императрице Елизавете Петровне понадобилось помещение для Дома призрения «заслуженных людей жен во вдовстве, а дочерей в сиротстве и бедности, покровительства и пропитания не имеющих». Материнское сердце словно что-то почувствовало и 20 июня 1761 года императрица Елизавета подписала указ о восстановлении Ивановского женского монастыря.
В 1812 году — нашествие французов и гигантский пожар, сметающий всё на своём пути, практически в эпицентре пылающей стихии находился Ивановский монастырь, сгоревший дотла. Почесали голову государевы люди — нет денег в казне. Монастырь был закрыт в 1813 году и казалось навсегда. В бывших кельях поселились работники Синодальной типографии, да и сама типография у которой тоже сгорело здание, на момент восстановления до 1815 года разместилась тут же.
Монахинь расселили по другим монастырям Москвы.
1
И тут на сцену появляется женщина, благодаря которой в 1859 году монастырь возобновил свою работу. Елизавета Алексеевна Макарова-Зубачева — дочь Алексея Алексеевича Мазурина, московского городского головы с 1828 по 1831 год, потомственного почетного гражданина, купца первой гильдии. Жаль только, что не сохранилось портрета этой удивительной женщины, пожертвовавшей огромнейшую по тем временам сумму в 600 000 рублей серебром на благое дело. После смерти в 1851 году своего мужа полковника карабинерского полка Ивана Николаевича Макарова-Зубачева Елизавета Алексеевна испытала еще одно потрясение — в 1857 году у неё умирает единственный сын, не дожив до семи лет. Убитая горем женщина начинает искать утешения в вере, тогда она познакомилась с одной из бывших монахинь Ивановского монастыря, которая жила в Зачатьевском монастыре. Монахиня Алевтина рассказала о трагической судьбе Ивановского монастыря. Макарова-Зубачева близко к сердцу приняла этот рассказ и, оставив планы возведения приюта для малолетних детей в честь умершего сына и проигнорировав предложение восстановить Большой театр, сгоревший в 1853 году, начала предпринимать действия по восстановлению монастыря.
Она обратилась к митрополиту Московскому и коломенскому Филарету, тому самому который выбрал сюжеты для горельефов на религиозные и исторические темы храма Христа Спасителя. Добро было получено лично от императора Александра Второго и, несмотря на смерть Елизаветы Алексеевны в 1858 году, монастырь был восстановлен, храм в нём начал строиться с 1860 года, а в 1879 году строительство было завершено архитектором Михаилом Доримедонтовичем Быковским (1801–1885).
1
(Из Интернета)
Тогда же было принято и осуществлено решение о строительстве домового храма преподобной Елисаветы чудотворицы, игумении Константинопольской
1
(Из Интернета)
в честь благодетельницы Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачевой.
А пока строился храм — в русско-турецкую войну 1877 года в кельях Ивановской обители работал лазарет для раненых, единственный в Москве куда поступали все раненые и больные офицеры, прибывавшие в первопрестольную. Так стал выглядеть обновленный монастырь.
2
Ивановский монастырь в начале 1880-х годов (из Интернета).
Кстати, невзгод на долю монастыря хватало и без попыток его закрытия. В 1612 году его разграбили поляки. В 1654 году чума унесла жизни 100 монахинь из 130 живущих в монастыре. Пожар затронул монастырь еще в 1688 году. В 1918 году монастырь был закрыт, а домовая церковь и часовня уничтожены в 1928 году. Часовню восстановили в 1992 году, а домовой храм в 1995 году.
Жила в Ивановском монастыре блаженная Марфа Московская, Христа ради юродивая.
1
(Из Интернета)
Умерла в 1638 году. После своей смерти была прославлена в Соборе Московских святых.
Последние 10 лет жизни схимонахиню Марфу часто навещала царица Евдокия Лукьяновна и просила Марфу молиться о благополучном разрешении от бремени. Было отчего — многочадная мать за 12 лет родила 10 детей, правда большинство из них умело во младенчестве. Благодаря царице были восстановлены кельи, сгоревшие пожаре 1628 года. Блаженная Марфа была молитвенницей за первых царей Романовых и считалась покровительницей царской династии. День ее памяти совпадает с памятью убиенного императора Александра II. Гроб блаженной Марфы не был по обычаю захоронен в земле, а погребен прямо в церкви, как погребались лишь царские и княжеские особы. Тогда же начался обычай беременных знатных особ служить панихиды на гробе блаженной Марфы, прося ее помощи при рождения младенца.
Когда в 1860 году строили новое здание собора, то гроб с мощами блаженной был временно перенесен в монастырскую часовню, а в 1875 году возвращен в собор. А вот после закрытия монастыря в 1927 года следы мощей теряются. Планировалось, что верующие захоронят их после закрытия собора на Ваганьковском кладбише. Но произошло ли это — ответа нет.
Но не только святые погребались на территории монастыря. Здесь существовало кладбище, на котором были похоронены игуменьи и монахин, а также и те лица, родственники которых смогли купить место для погребения. Например, члены семей князей Засекиных, Волынских, Ознобишиных, Хомутовых, Оболенских, Лихаревых, Волконских, Шаховских и других. До наших дней кладбище не сохранилось.
Да и грешники проникали в монастырь. В середине XVII века на Руси возникла секта хлыстов или христововеров, себя они назвали «божьими людьми». Богатая монахиня Агафья Карпова, по иночеству Анастасия, устроила в своих келиях Ивановского монастыря «божий дом» для радения хлыстов. Возведенная хлыстами в сан «богородицы», она была подвергнута суду и казнена в 1734 году. Была захоронена в Ивановском монастыре, также как и два «христа» — муромский крестьянин Иван Тимофеевич Суслов, умерший в 1716 году и на надгробье которого было написано «Погребён святой угодник Божий», и его преемник — купец, в прошлом стрелец Прокопий Данилович Лупкин, умерший в 1732 году и захороненный рядом с Сусловым. Их могилы были объектом поклонения хлыстов, пока в 1739 году, после судебного процесса над хлыстами, по указу Сената и Синода их тела были извлечены из гробниц и сожжены, а пепел развеян по ветру.
Но если хлысты несли ересь в стены монастыря, то множество женщин попадало и пропадало в стенах Ивановского монастыря не по своей воле. В XIV века на Руси появляется обычай насильного пострижения в монахи, как мера наказания политического противника. Насильное пострижение было одним из развлечений Иоанна Грозного, причем не только по отношению к попавшим в опалу боярам и князьям, но и к своим отвергнутым женам. Да и одно из мест для этого подходящее было под рукой — Ивановский монастырь. Вслед за царём начали практиковать методы по избавлению от знатных и незнатных родственников другие представители знати, при этом щедро одаряя монастырь деньгами на их содержание. Удобное расположение монастыря стало поводом для размещения в его стенах женщин из Сыскного и Тайного приказа, замешанных в уголовных и политических делах, а также раскольниц из Раскольнической конторы. Никакого острога не нужно — видимо думали мучители — привозили тайных узниц под покровом ночи. Многие имена так навсегда и остались тайной. Но не всё скрыто мраком ночи и завесой забытия.
Феодосия Михайловна Соловая, в постриге Параскева (Пелагея), встречается вариант Пелагея (ум. 1621) — вторая жена царевича Ивана, невестка Ивана Грозного. Была дочерью рязанского сына боярского Михаила Тимофеевича Петрова-Солового, вышла замуж в 1574 году за сына Ивана Грозного, Ивана Ивановича (1554–1581), того самого которого по легенде Иван Грозный убил. [[photo2636021]] Но до этого царский сын успел три раза жениться. В 1579 году Феодосия была пострижена на Белоозере в монахини за бездетность. Долгое время находилась в Покровском девичьем монастыре во Владимире, а вскоре после переезда в Ивановский монастырь умерла.
Хотят слухи, что первая жена царевича Ивана Евдокия Богдановна Сабурова-Вислоухая, в постриге инокиня Александра (ум.1620), также какое-то время была в монастыре, они легки как ветер и скорее всего неверны. Я
уже упоминал про Василия Ивановичя Шуйского (1552 -1612), бывшего русским царем c 1606 по 1610 годы. После свержения он был насильно пострижен в монахи, также как и его жена, русская царица Мария Петровна, урождённая княжна Буйносова-Ростовская (в девичестве Екатерина, в иночестве Елена), бывшая второй женой царя Василия Ивановича Шуйского. В Ивановском монастыре находилась с 1610 по 1620 год. Как порой жестоко усмехается история.
В Ивановском монастыре была заточена старица Таисия из знатного рода князей Масальских, участвовавшая в заговоре князя Василия Васильевича Голицына (1572 — 1619) против Василия Шуйского в 1610 году.
В 1726 году в монастырь была пострижена Анастасия Демидова, притом она была пострижена по просьбе ее сына Давыда Волконского после того, как умер ее муж князь Владимир Волконский.
Дарья Николаевна Салтыкова по прозвищу Салтычиха (1730- 1801)
1
(Из Интернета)
была русской помещицей, имевшей множество влиятельных родственников. Поэтому многолетние серийные убийства крепостных крестьян сходили ей с рук, несмотря на многочисленные жалобы в различные инстанции. Знатное происхождение и взятки решали все проблемы. Всего ею было убито около 140 человек и в 1762 году, когда жалоба попала на стол императрицы Екатерины Второй, началось следствие, результаты которого ввергли в шок. Решением Сената и императрицы Екатерины Второй 1768 году Салтычиха была лишена достоинства столбовой дворянки и приговорена к пожизненному заключению в монастырской тюрьме. 11 лет узница содержалась в яме в полной темноте, ей запрещались любые прогулки и получение любой корреспонденции. Лишь затем была переведена в каменную пристройку с окном. На неё приходили смотреть любопытные как на чудовищного зверя. Из красивой холеной женщины, Салтычиха превратилась в злобную страшную старуху, плюющуюся и ругающуюся. Умерла она здесь же, правда захоронена вместе с родственниками в другом месте.
Не думала императрица Елизавета Петровна, когда тайно венчалась в церкви Воскресения Словущего в Барашах с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским, что дитя, ставшее плодом их любви, будет томиться долгое время в Ивановском монастыре, невдалеке от места венчания родителей.
В юности мне очень понравился исторический роман Григория Петровича Данилевского (1829- 1890) «Княжна Тараканова». Неизвестная женщина выдававала себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского. В 1774 году заявила о своих притязаниях на российский престол. Была похищена в 1775 году в Европе по приказу Екатерины II Алексеем Григорьевичем Орловым и привезена в Санкт-Петербург., где и умерла в заключении в Петропавловской крепости.
1
(Из Интернета)
Предание говорит, что дочь Августа у Елизаветы Петровны и графа Разумовского родилась в 1745 году и была отправлена за границу. Носила фамилию зятя Разумовского Дараган, которая постепенно трансформировалась в Тараканова.
После смерти лже-дочери Елизаветы настоящая дочь была в 1785 году представлена под ясны очи Екатерины Второй, а затем пострижена Ивановский монастырь по именем Досифеи, где и прожила до 1810 года.
1
(Из Интернета)
Когда Екатерина Вторая умерла в 1792 году, присмотр за Досифеей был ослаблен и к ней стали допускать посетителей. Во многом благодаря ей русское монашество получило двух известных деятелей Тимофея и Иону Путиловых, которые учились у Досифеи.
Моисей Оптинский (в миру Тимофей Иванович Путилов) (1782 -1862) стал схиархимандритом Русской православной церкви, настоятелем и старцем Оптиной Пустыни.
1
(Из Интернета)
А его брат Антоний стал одним из оптинских старцев преподобных. Недаром икона
1
Икона преподобных старцев Оптинских с частицами мощей.(из Интернета)
находится на почетном месте в монастыре.
Исайя II (в миру Путилов Иона Иванович) (1786-1858) стал игуменом, настоятелем Саровской пустыни.
1
(Из Интернета)
Традиции царских времён были продолжены при Советской власти, когда в Ивановском монастыре с августа 1919 располагался Ивановский концентрационный лагерь.
Самое непонятное, но монастырские храмы при этом действовали до 1926 года.
В 1992 году часть помещений была возвращена православным верующим, а с 2002 года монастырь вновь стал действующим.