В день 171-летия со дня освящения расскажу, пожалуй, о самом известном в Москве после кремлёвских храмов и храма Христа Спасителя Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, более известном в народе под названием Елоховская церковь.
В день 171-летия со дня освящения расскажу, пожалуй, о самом известном в Москве после кремлёвских храмов и храма Христа Спасителя Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, более известном в народе под названием Елоховская церковь.
Этот православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии никогда не закрывался, хотя в советские годы неоднократно находился на грани закрытия в административном порядке. В 1938 — 1991 годах он был Патриаршим кафедральным собором, а с 1991 года — кафедральным собором Московского Патриархата.
Храм расположен в районе Басманный Центрального административного округа города Москвы (Спартаковская улица, д. 15). Главный престол освящён в честь праздника Богоявления; приделы — в честь святителя Николая (северный) и в честь праздника Благовещения (южный).
Во время моего посещения собора в Благовещенском приделе проводились ремонтные работы, поэтому сделать фотографии его интерьера не было возможности.
История села Елохово, в котором была построена деревянная Богоявленская церковь, известна с XIV века. Об этом свидетельствует монетный клад, найденный в этом месте в 1949 году. Историки полагают, что подмосковное в то время село Елохово было образовано в последней трети XIV века переселенцами из суздальской земли, а именно: жителями одноимённого села Елохова Юрьевского, которое было упомянуто в духовном завещании великого князя Дмитрия Донского. Князь передал эти земли своей жене, великой княжне Ефросинье Московской.
Характерно местоположение села на дороге из Москвы в Юрьев Польской и Суздаль. Это наглядно продемонстрировано на одном из стендов, рассказывающих об истории Богоявленского собора, размещённых сейчас у входа в собор.
Село Елохово входило составной частью в большое дворцовое село Покровское-Рубцово, через которое проходила старинная государева дорога Покровка, ведущая в подмосковную государеву усадьбу.
Считается, что топоним «Елохово» происходит от того же корня, что и слово «ольха», которая в Древней Руси называлась «елохой». Рядом с селом протекал Ольховец Ручей, заключённый ныне в трубу. Его название тоже сохранилось до нынешних времён в наименованиях Ольховской улицы и Ольховского переулка, находящихся примерно в полукилометре севернее Богоявленского собора.
Деревянная церковь в честь Богоявления Господня была сооружена примерно в то же время, хотя первое документальное упоминание о церкви в селе Елохове присутствует лишь в записи от 24 августа 1698 года Патриаршего казённого приказа о взимании сборов со священников Богоявленской церкви по указу патриарха Адриана.
Косвенное подтверждение о существовании деревянной церкви ещё в XV веке можно почерпнуть из бытующего в церковной Москве предания, которое гласит, что на паперти храма в подмосковном селе Елохове в 1469 году родился московский юродивый Василий Блаженный. В честь него, кстати, сейчас освящён существующий при Богоявленском соборе крестильный храм.
Крестильный храм Василия Блаженного, устроенный и освящённый в 1998 году, расположен на верхнем этаже двухэтажного корпуса — бывшего Дома причта при соборе Богоявления в Елохове, построенного в XIX веке внутри церковной ограды собора.
Внешних признаков сейчас крестильный храм не имеет, хотя к причтовому дому и примыкает пластиковый навес с главкой и иконописными изображениями внутри, который используется, вероятно, для водосвятия. Эта конструкция имеет только три стены и храмом, конечно же, не является.
Как выглядела деревянная Богоявленская церковь в Елохове, сейчас можно только предполагать. Возможно, что она представляла собой типичный деревянный древнерусский храм, например, такой, как нарисованный на стенде у входа в нынешний собор:
Известно, что первый каменный храм на месте деревянного был выстроен в Елохове в 1717 — 1722 годах. Это было сделано по прошению полковника Воронецкого — прихожанина Елоховской церкви, который обратился лично к царю Петру I, и тот издал соответствующий указ.
Некоторое время каменная церковь оставалась недостроенной, и потребовались средства великой княжны Прасковьи Иоанновны (племянницы Петра I), чтобы строительство было завершено. Ей стала известна история села Елохова, и в память о великой княгине Ефросиньи Московской, «святой помещице этого селения», она решила закончить строительство этого храма.
В 1780-х годах на средства прихожан приступили к работам по достройке каменной церкви и к 1790 — 1792 годам были перестроены трапезная (она стала обширной) с двумя приделами: Благовещенским и святителя Николая Чудотворца. Тогда же приступили к постройке колокольни. Трапезная и первый ярус колокольни храма сохранились до нашего времени.
Кроме всего прочего Богоявленская церковь в Елохове знаменита тем, что в 1799 году в ней был крещён будущий великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, о чём свидетельствует висящая на стене нынешнего храма мемориальная доска.
Спустя 100 лет, 26 мая 1899 года, в храме отмечался юбилей поэта. Панихиду тогда совершил Митрополит Московский и Коломенский, ныне прославленный священомученик, Владимир (Богоявленский).
В 1812 году, после вступления Наполеона в Москву и последовавшего вслед за этим московского пожара, в огне были уничтожены почти все дома прихожан Богоявленского прихода, но здание Богоявленского храма пожар пощадил. Однако внутреннее убранство церкви подверглось разграблению французскими мародёрами.
В 1837 году старая церковь была разобрана, а на её месте к 1845 году архитектором Евграфом Дмитриевичем Тюриным (1792 — 1870) практически заново было создано пятикупольное здание собора. Его мы и видим в настоящее время.
Высота здания от фундамента до креста центрального купола составила 56 метров. С этого времени в храме одновременно могут молиться до трёх тысяч верующих.
Треть издержек, исчислявшихся в 200 тысяч рублей, покрыл своим доброхотным пожертвованием один из главных храмоздателей и благотворителей храма, московский 2-й гильдии купец, потомственный почетный гражданин Василий Иванович Щапов. Он затем стал ктитором храма с конца 1850-х годов до своей кончины в 1864 году.
18 октября 1853 года, после 16-ти лет работы над сооружением храма, новый Богоявленский собор в Елохове был освящён Митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым).
В 1889 году трапезная была надстроена архитектором Петром Павловичем Зыковым. В 1929 году живопись купола собора была отреставрирована архитектором Иваном Сергеевичем Кузнецовым.
В начале 1930-х годов в храм Богоявления Господня были переданы иконы и утварь из располагавшихся поблизости и закрытых в то время большевиками московских церквей. Но, уже начиная с 1934 года, власти делали неоднократные попытки закрыть и Богоявленский собор. Его предполагалось снести в связи со строительством метрополитена, а в 1935 году райсовет хотел переделать его в кинотеатр. Однако эти проекты, к счастью, не были осуществлены.
Храм приобрёл особое значение в 1933 году в связи с размещением недалеко от него (Бауманский пер., д. 6 — ныне северный отрезок Бауманской улицы) канцелярии и резиденции митрополита Сергия. После закрытия 2 июля 1938 года собора Богоявления в Дорогомилове собор в Елохове стал Патриаршим Кафедральным и находился в этом статусе до 1991 года, когда таковым стал Успенский собор в Кремле.
В июне 1941 года над Богоявленским собором вновь нависла угроза закрытия. Власти предполагали закрыть собор в воскресенье 22 июня 1941 года после окончания Литургии. Этому помешало лишь начало Великой Отечественной войны.
С первых дней войны в соборе постоянно возносилась молитва о победе русского воинства. Митрополит Сергий (Страгородский), узнав о начале войны, собственноручно отпечатал на пишущей машинке «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной церкви». Послание заканчивалось словами: «Бог дарует нам победу!». Текст послания сейчас можно прочитать на одном из стендов по истории Богоявленского собора в Елохове возле входа в собор:
Патриарх Сергий (Страгородский) скончался 15 мая 1944 года и был похоронен в Никольском приделе собора. Мраморное надгробие для него в 1949 году изготовил знаменитый русский архитектор Алексей Викторович Щусев, и оно стало последней работой академика.
А 4 февраля 1945 года в соборе была совершена интронизация избранного Патриарха Алексия (Симанского). Вообще церемонии интронизации Московских Патриархов происходили в Богоявленском соборе четыре раза - в 1943, 1945, 1971 и 1990 годах: в 1943 году — Патриарха Сергия, в 1945 году — Патриарха Алексия I, в 1971 году — Патриарха Пимена и в 1990 году — Патриарха Алексия II, который очень любил Богоявленский собор, часто совершал в нём службы и выбрал его местом своей усыпальницы. Патриарх Алексий II был похоронен в Благовещенском приделе Богоявленского собора.
В ктиторство (с 1969 года) Николая Семёновича Капчука, в 1970-е-1990-е годы, были осуществлены значительные реставрационные и благоустроительные работы. В частности, была полностью позолочена кровля всех куполов, а также произведены расширение алтаря, постройка двух лифтов, пробивка новых проходов и сооружение пристроек с дворовой стороны здания, что значительно исказило первоначальный облик северной стороны храма.
5 июня 1988 года Божественной Литургией в Богоявленском соборе началось празднование 1000-летия Крещения Руси. Это событие ознаменовало возрождение Русской Православной церкви
В заключение нужно сказать, что в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове хранятся древнейшие святыни Православной церкви, такие как частицы Древа Животворящего Креста Господня и камни от Гроба Господня, частицы святых мощей святителя Николая Чудотворца, святителя Петра митрополита Московского и других угодников Божиих, икона святого Серафима Саровского в полный рост с частицами мощей и мантии преподобного.
Слева от алтаря в иконостасе расположен старинный чудотворный список Казанской иконы Божией Матери.
С этим святым образом связаны многие чудеса, явленные Богородицей. Именно перед этой иконой молились купец Минин и князь Пожарский с народным ополчением перед сражением с польскими интервентами в 1612 году. Чудотворный список, находившийся ранее в Казанском соборе на Красной площади, был перенесён в Богоявленский собор на рубеже 1945 — 1946 годов.
В специальной раке справа от главного алтаря собора хранится нетленная десница святого Апостола Андрея Первозванного, покровителя военно-морского флота России.
Ежегодно в сопровождении священников Богоявленского собора святыня привозится на флоты России для молитвенного поклонения.
На солее справа от алтаря под торжественной сенью покоятся мощи особо почитаемого на Руси святого — святителя Алексия митрополита Московского и всея Руси чудотворца.
Святитель Алексий известен чудом исцеления Тайдулы, ослепшей матери золотоордынского хана Джанибека, а также великими трудами по объединению разрозненных русских княжеств вокруг Москвы, центра русского Православия.
В Никольском (левом) приделе Богоявленского собора, в его иконостасе, находится одна из самых любимых икон прихожан — древний образ святителя Николая Чудотворца.
Напротив иконостаса в Никольском приделе особливо расположена почитаемая икона Божией Матери «Тихвинская».
В соборе находятся и другие иконы, почитаемые прихожанами: старинный образ Божией Матери «Нечаянная радость», икона «Неупиваемая Чаша», образ Покрова Пресвятой Богородицы, икона явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, образ Сорока Севастийских мучеников и другие.
Стены и потолок Богоявленского собора расписаны библейскими сюжетами. Покажу здесь два из них.
Внешние стены собора со всех сторон также украшают многочисленные мозаики с иконами. Вот некоторые из них.
Приходская жизнь в Богоявленском кафедральном соборе изобилует работой нескольких организаций на базе собора. Среди них можно назвать: