В Вознесенском переулке, в самом центре Москвы находится очень необычная для столицы территория — маленький уголок провинциальной Англии.
В Вознесенском переулке, в самом центре Москвы находится очень необычная для столицы территория — маленький уголок провинциальной Англии.
Летом деревья и кустарник закрывают обзор. На осеннем фото прошлого года Англиканскую церковь и дом капеллана видно получше:
Обойти участок со всех сторон, к сожалению, у меня не получилось — проход закрыт заборами, поэтому фото из интернета:
Немного истории. До середины 16 века между Англией и Россией не было практически никаких связей — ни торговых, ни каких-либо других. Встреча случилась случайно и неожиданно. В то время на морских просторах европейцы вели жестокие торговые войны. Испания, Франция, Голландия были сильными противниками и Англия вынуждена была искать новые рынки, новые торговые пути, новых торговых партнеров. В 1553 году англичане предприняли попытку найти проход в Китай с северо-востока, но цель не была достигнута — у берегов Русской Лапландии экспедиция из трех кораблей попала в шторм, два корабля погибли, третий (под командованием капитана Р.Ченслера), оказавшись в Белом море, сумел дойти до Двинского залива и там бросить якорь. Местные холмогорские рыбаки удивились большому иноземному кораблю, а британцы — что оказались не в Китае, а в России.
Известие о прибытии англичан царь Иван Васильевич встретил весьма благосклонно и пригласил нежданных гостей к себе в Москву. Письмо от английского короля о заинтересованности вести торговлю с Россией (а у капитана Ченслера имелись подобные письма ко всем правителям стран и земель по маршруту) воодушевило Ивана Грозного и он тут же выразил согласие на развитие торговых отношений, тем более, что страна находилась в сложном положении: на западе многие торговые пути с Европой оказались закрыты, на юге дела обстояли также плохо — татары перекрыли выходы к Черному морю, пути по Балтике были ненадежны, а безопасный север открывал большие возможности для сотрудничества с британцами.
О своих впечатлениях капитан Ченслер писал: «Сама Москва очень велика. Я считаю, что город в целом больше, чем Лондон с предместьями. Но она построена очень грубо и стоит без всякого порядка. Все дома деревянные, что очень опасно в пожарном отношении. Есть в Москве прекрасный замок, высокие стены которого выстроены из кирпича. Царь живёт в замке, в котором есть девять прекрасных церквей и при них духовенство».
Взаимовыгодная торговля между странами стала активно развиваться, установились и дипломатические отношения. По новому торговому пути на Британские острова повезли лес, воск, сало, ворвань, лен, пушнину, икру, рыбу и т. п., а в Московию — сукно, олово, свинец, оружие, обувь, перчатки, зеркала и всякую мелочь, вплоть до пуговиц и гребешков.
Царь предоставил британским купцам массу привилегий, в первую очередь разрешил беспошленную торговлю, подарил каменный дом на Варварке рядом с Кремлем, разрешил проводить богослужения в соответствии с их вероисповеданием и подписал с Елизаветой I соглашение о приходе для англичан.
Иван Грозный хотел не только торговых отношений с Англией, но и добивался военного и политического союза. Даже был не против жениться на Елизавете I, но когда не срослось, обратил внимание на её племянницу. Но и тут не случилось. Английские короли и королевы видели в России в первую очередь торгового партнёра и не хотели иметь никаких других взаимных обязательств, купцы преследовали только коммерческие интересы, получая баснословную прибыль (до 400%!) . Тогда царь Иван Грозный наложил санкции — сначала ввел пошлины, а затем отменил и другие привилегии. В отношениях наступило похолодание.
Для англичан ситуация вернулась к прежней при Борисе Годунове. А новый подъем в отношениях наступил при Петре I, после его визита в Англию в 1698 году.
Англиканская церковь действовала в Москве 400 лет, с середины 16 века. Сначала службы проходили в старой церкви Немецкой слободы, позже — в арендованных помещениях города. В середине 19 века у общины появилась возможность выкупить участок земли в нынешнем Вознесенском переулке (недалеко от Кремля и почти рядом с домом московского губернатора) и начать сбор средств на строительство собора.
Церковь строил по проекту английского архитектора Фримана русский архитектор Фрейденберг. Ничего уникального в архитектуре собора нет — обычнвя типовая английская базилика с 4-мя башенками. Викторианский готический стиль. Но для Москвы это экзотика не только в то время, но и сейчас. Возводили собор на пожертвования. Поскольку шотландцы составляли большинство в англиканской общине Москвы, церковь освятили в честь Святого Андрея — покровителя Шотландии.
Апостол Андрей не менее почитаем и на Руси. В 1698 году Петром I (после возвращения из Англии) был учрежден первый в России орден — орден Святого Андрея Первозванного, а Андреевский флаг стал символом Российского флота.
По проекту архитектора Б. В. Фрейденберга на церковном дворе построили дом для настоятеля. Средства на строительство пожертвовала вдова владельца чугунолитейной фабрики в память о своем муже. На стене дома об этом событии рассказывает памятная табличка.
Под изображением Святого Георгия — покровителя Англии и геральдических символов выбит текст: «Built for St. Andrew’s church in memory of Robert McGill by his widow. AD 1894» («Построено для церкви святого Андрея в память о Роберте МакГилле его вдовой. 1894 год от Рождества Христова.«).
Церковь служила для англичан своеобразным культурным центром, клубом. Здесь была комната для собраний, библиотека, архив, воскресная школа, для которой позже пристроили здание. В башне находилась даже бронированная комната-сейф, где купцы и обычные прихожане хранили свои ценности.
Ниже — вид со стороны Брюсова переулка (фото Яндекс-карты). Название переулку дано в 18 веке по фамилии домовладельцев — сподвижника Петра I, потомка шотландского рода генерал-фельдмаршала и учёного Я. В. Брюса и его племянника графа А. Р. Брюса:
Во время революционых событий 1917-го года из-за близкого расположения к Кремлю и Моссовету, разместившемуся в доме губернатора, церковь оказалась в эпицентре боев — на башне большевики установили пулемет и вели огонь, чтобы не допустить продвижение войск Временного правительства через прилегающие переулки.
На здании и сейчас можно увидеть следы от пуль. На фото хорошо видны выбоины над двумя маленькими окнами, на стенах в других местах сколы тоже есть, их много, но меньших размеров.
Почти сразу после революции большевики экспроприировали церковь, ценности изъяли. Капеллан сообщал в Лондон, что его посетили представители новых властей и «увезли 126 запечатанных ящиков и 193 тысячи рублей». Что было в ящиках до сих пор неизвестно. Сам настоятель побывал в тюрьме, но спасся и смог уехать в Великобританию.
С 1920 года в здании сначала размещалось диппредставительство Финляндии, потом склад, общежитие. Церковь утратила внутреннее убранство, витражи, исчез орган. С 1957 года в помещениях разместилась студия грамзаписи «Мелодия». Специалисты высоко оценили акустику зала, что и спасло храм от дальнейшего разрушения.
Главный вход в церковь:
В 1991 году англиканам разрешили по выходным дням проводить богослужения, в будни здесь по-прежнему продолжала свою деятельность «Фирма Мелодия».
Во время своего визита в Москву в 1994 году Королева Елизавета II посетила церковь и лично обратилась к Ельцину с просьбой о возвращении здания общине. Начался процесс выселения «Мелодии», в церкви стали проходить службы и концерты органной музыки (установили цифровой орган), но окончательная передача здания (как сейчас принято, на 49 лет) состоялась, если не ошибаюсь 3–4 года назад.
Силами прихожан были проведены первоочередные реставрационные работы, но многие помещения церкви до сих пор находятся в плачевном состоянии и требуют ремонта.
Оказавшись в центре Москвы 12 июня в День России, я случайно попала на благотворительную ярмарку, организованную англиканской общиной — собирали деньги на реставрацию собора. Повезло, что в этот день проводились экскурсии на башню.
Экскурсию проводили на русском и английском языках. Потому что основной состав группы был англоязычный, а двое русских английский не знали:))
Детали декора на фасаде башни выглядят средневеково. Четырехлистник над входом.
Слева и справа изображения ангелов, которые держат в руках по цветку чертополоха.
Рядом со входом в честь Дня России установлены флаги России и Великобритании.
Проходное помещение башни. Готические своды — очень атмосферно.
В башне три этажа. Лифта нет. На второй этаж ведет чугунная винтовая лестница.
На третий этаж — крутая деревянная, дальше вход через люк.
В помещениях башни размещается оформленная прихожанами небольшая экспозиция, рассказывающая об истории развития отошений между Англией и Россией, о московских британцах.
Рассказ экскурсовода сопровождался приятной музыкой.
Из окон видны башни Кремля
По периметру помещений установлены стенды с различной информацией, их довольно много. Далее фото некоторых их них.
Стенд об английских мореплавателях, путешественниках: о капитане Ричарде Ченслере (1521–1556) — мореплавателе, основоположнике торговых отношений с Россией; о Джероме Горсее (1550–1626) — агенте Московской компании, посланнике королевы, авторе Записок о Московии XVI века и других…
Другой стенд посвящен известным англичанам на службе у русских царей (поступив на службу, они меняли имена на созвучные русские):
Петр Иванович Гордон (при рождении Патрик Леопольд Гордон оф Охлухрис, 1635–1699)- шотландец, контр-адмирал русской службы, военный наставник Петра I; Михаил Богданович Барклай де Толли (при рождении Михаэль Андреас Барклай де Толли, 1761–1818) — русский полководец немецко-шотландского происхождения; Яков Вилимович Брюс (при рождении Джеймс Дэниэл Брюс, 1669–1735) — русский государственный деятель, дипломат, военачальник, инженер и учёный, один из ближайших и самых выдающихся сподвижников Петра I и другие…
….Знаменитые английские купцы, промышленники…их заводы, фабрики, магазины. .Интересно, что распространение футбола в Москве началось с забавы английских рабочих гонять мяч по территории завода Хоппера. Завод паросиловых машин был основан в 1847 году и оставался чисто британским до революции. Прихожанин англиканской церкви поклонник футбола Роберт Фульд объединил англичан, работавших по договору на различных предприятиях Москвы, создал команды, написал и распространил единые правила игры. Вскоре в Сокольниках появился стадион…
….Английские предприниматели, артисты, архитекторы, работавшие в России, их творения…
В комнате на первом этаже представлены старинные библии, книги, архивные документы, фотографии, подаренные церкви и бережно хранимые прихожанами.
Молельный зал, который в ярмарочный день превратился в торговый.
Убранство молельного зала скромное: белые стены украшены современными полотнами на тему библейских сюжетов и барельефами с изображением пути Иисуса Христа. Очень эффектно и стильно смотрится деревянный потолок, люстры, создающие атмосферу средневековья. Очень надеюсь, что наступит время когда в стрельчатых окнах появятся витражи.
Привычных скамеек пока нет. Стулья расставлены по новым правилам, в шахматном порядке.
В зале есть иконы. Не знаю тонкостей вопроса, но англиканская и православная церкви признают друг друга, сотрудничают.
В зале потрясающая акустика. Недавно в церкви установили старинный духовой орган 1790 года, созданный немецкой фирмой Rohlfing-Kreienbrink и прошедший реставрацию в 1958 году. Выглядит как современный, оснащен новейшей электроникой, но сохраняет старинную «начинку».
Благотворительный фонд «Небесный мост» и другие организации проводят в церкви концерты, в том числе классической и современной органной музыки. Вход по билетам, которые можно приобрести через интернет. В этом месяце сходила на концерт, давно не была, последний раз еще до пандемии.
В зале англиканской церкви звучит классика, джаз, фолк, опера, мюзикл и на каждом концерте обязательно звучит орган.