История колоколов Данилова монастыря в Москве

Эту публикацию я хочу посвятить истории колоколов самого древнего московского Данилова монастыря, основанного князем Даниилом Московским в конце XIII века на месте древнего городища на берегу Москвы-реки.

Но, прежде чем, начать рассказ о колоколах, несколько слов скажу про основателя монастыря. Князь Даниил Александрович родился в 1261 году и был младшим из сыновей Великого князя Александра Невского. После смерти отца он при дележе наследства получил в княжение ничем непримечательную в то время Москву и прилегающие к ней окрестные земли.

1
История колоколов Данилова монастыря в Москве

Усилиями Даниила Московского уже к концу его жизни Московское княжество превратилось в один из значительных центров восточной Руси. Проводя миролюбивую политику, направленную на снижение междоусобного противоборства русских князей, в том числе между своими старшими братьями, Даниил понимал, что в период ордынского ига сила русских только в единстве. Он стал инициатором Дмитровского съезда князей в 1296 году, на котором убедил всех примириться и прекратить вражду.

Иногда, правда, князь Даниил вынужден был браться за оружие. Например, в 1300 году князь Рязанский Константин, заручившись поддержкой одного из татарских ханов, тайно готовился к нападению на земли Московского княжества. Князь Даниил, опережая это вторжение, выступил в поход и у города Переяславля Рязанского разбил неприятеля, захватив князя Константина в плен. Это была первая победа над татарами, пусть и небольшая, но очень значимая. Примечательно, что в результате этой победы Даниил не взял добычи и не присоединил к Московскому княжеству рязанские земли, а пленного князя Константина содержал в Москве достойно, как гостя, оказывая ему соответствующие почести.

Расширение границ Московского княжества произошло в 1302 году, когда племянник князя Даниила, Переяславский князь Иоанн Дмитриевич, умирая бездетным, завещал почитаемому им дяде Переяславское княжество в собственность. Князь Даниил не стал переносить столицу в густонаселённый и мощный Переяславль, а остался княжить в Москве. Но это присоединение, по сути, выдвинуло Московское княжество в число самых крупных. Тогда же к владениям Даниила были присоединены Коломна и Можайск. И это стало началом объединения русских земель в мощную державу со столицей в Москве.

Решительный, умный, дальновидный политик, «хозяин Москвы» князь Даниил Александрович большое внимание уделял строительству монастырей и храмов. Так, в пяти верстах от Кремля не позднее 1282 года вниз по течению Москвы-реки, на месте древнего городища князь Даниил основал «первый на Москве» мужской монастырь в честь своего небесного покровителя Даниила Столпника. Здесь же, а не в Кремле, до 1330 года существовала архимандрития — церковное управление округой. Данилов монастырь был также и мощной крепостью на южных границах города.

4 марта 1303 года, на сорок втором году жизни, приняв перед смертью великую схиму с именем в честь пророка Даниила, князь Даниил Александрович скончался. Он был погребён в основанном им же Даниловом монастыре на общем монастырском кладбище среди могил простых монахов.

Преемником по завещанию стал его сын — Иоанн Данилович Калита. Таким образом, на Руси было положено начало передачи власти не к старшему в роду дяде или брату, а старшему сыну. С того времени княжеское достоинство переходило затем в течение трёхсот лет от отца к сыну до кончины царя Фёдора Иоанновича в 1598 году.

Можно отметить, что Иоанн Данилович Калита, вступив на Московский престол, обосновался для проживания на Боровицком холме и стал обустраивать и укреплять кремлёвские земли. В 1330 году он переселил сюда монахов из Данилова монастыря в основанный на территории Кремля Спасский монастырь. Жизнь в Даниловом монастыре после этого постепенно угасла.

Вновь Данилов монастырь на первоначальном месте возродился лишь во время царствования Иоанна Грозного, воздвигшего здесь новый каменный собор в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, а также деревянные кельи и другие необходимые постройки. Место для строительства храма было выбрано на монастырском кладбище, недалеко от могилы благоверного князя Даниила. Небольшой одноглавый белокаменный храм Святых Отцов венчала глава, крытая керамической черепицей зелёного цвета. Этот храм до нашего времени не сохранился. Составить некоторое представление о том, как он выглядел, можно по описи 1701 года и гравюре Питера Пикара начала XVIII века. Его остатки можно видеть севернее ныне существующего храма Даниловой обители с таким посвящением.

1
История колоколов Данилова монастыря в Москве

Духовный центр православной столицы Иоанн Грозный создавал именно в Даниловом монастыре, где почивали святые мощи его основателя — князя Даниила Московского.

Нетленные мощи князя Даниила были обретены 30 августа 1652 года (по старому стилю) в присутствии царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона. Их торжественно перенесли с места погребения в храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов и положили в специально подготовленной раке. Тогда же благоверный князь Даниил был прославлен в лике святых, и ему было установлено общецерковное празднование.

Вернусь теперь к истории звонницы и колоколов Даниловского монастыря.

О внешнем виде и расположении первой монастырской звонницы, построенной при Данииле Московском, не сохранилось документальных сведений. Но, согласно существовавшей тогда традиции, можно предположить, что она была деревянной, как и первый монастырский храм, возведённый в честь святого Даниила Столпника — небесного покровителя князя Даниила Московского.

Царь Иоанн Грозный, возрождая обитель, в 1561 году вместе с церковью Святых Отцов Семи Вселенских Соборов построил здесь и звонницу. Иоанн Грозный был знатоком колокольных звонов и сам обладал звонарским искусством, а потому заказал для звонницы именной колокол. Ещё два колокола весом 40 и 65 пудов были пожалованы монастырю в 1682 году царём Фёдором Алексеевичем. Они были отлиты на Пушечном дворе в Москве Фёдором Моториным, родоначальником знаменитой династии Моториных. Меньший из этих двух колоколов сохранился до нашего времени и является пятым по весу в историческом ансамбле Данилова монастыря.

В 1688 — 1689 годах на вклады князя Ивана Борятинского при храме была построена новая каменная шатровая колокольня. Её внешний вид также запечатлён на приведенной выше гравюре Питера Пикара.

Князь Борятинский подарил монастырю довольно большой колокол, литьё которого производили прямо на монастырском дворе. На новую колокольню, по-видимому, переместили и первые монастырские колокола, снятые с упразднённой в эти же годы приходской церкви Даниила Столпника. Общий вес колоколов к началу XVIII века составил 292 пуда. Однако в 1701 и в 1710 годах указом императора Петра I с Даниловской колокольни, как и со многих других, были сняты колокола для литья пушек, и монастырь лишился почти половины своих колоколов.

Нынешнее здание восьмигранной колокольни с надвратной церковью святого Симеона Столпника, было построено в 1731 — 1732 годах в стиле нарышкинского барокко на средства московского купца Михаила Андреевича Косырева. Сооружением колокольни, как и постройкой храма, руководил Иван Фёдорович Мичурин. Характерной особенностью колокольни стала увеличенная длина восточной и западной граней. Восьмигранник теперь вписывался не в квадрат, а в прямоугольник, вытянутый по оси «юг — север».

1
История колоколов Данилова монастыря в Москве
1
История колоколов Данилова монастыря в Москве

Шатровая колокольня при комплексе монастырских храмов осталась, как о ней сказано, «праздной», то есть пустой, так как все колокола с неё были перемещены на новую колокольню. Шатровую колокольню разобрали за ненадобностью в 1746 году до нижнего яруса, а через десять лет на её месте был создан храм Даниила Столпника, дошедший до нас в неизменном виде.

1
История колоколов Данилова монастыря в Москве

В 1763 году по монастырской описи значилось семь колоколов на ярусе звона и пять колокольчиков, составлявших куранты. В 1795 году, при настоятеле Никифоре (Феотокисе), монастырская звонница пополнилась новым колоколом весом 115 пудов работы московских мастеров завода Струговщиковых. В середине XIX века этот колокол получил название «Полиелейного». Позднее «тщанием архимандрита Георгия с помощью доброхотных кладчиков» на этом же заводе был отлит колокол «Большой» весом 314 пудов. В монастыре не доставало средств на такой крупный колокол, и, чтобы дополнить сумму, был организован сбор пожертвований. Сохранилась книга учёта этих пожертвований. Колокол отлили в 1803 году.

К концу XIX века набор включал уже 14 колоколов. Однако 314-пудовый колокол был безнадёжно испорчен. В дальнейшем его металл использовали для отливки нового «Большого колокола» весом 722 пуда, средства на который предоставила купчиха Анастасия Сергеевна Захарова. Его отливал на заводе П. Н. Финляндского Ксенофонт Верёвкин — известный московский литейщик.

Самый тяжёлый «благовестник» не сразу решились водрузить на колокольню, и первые 17 лет после отливки в него звонили на временной деревянной звоннице недалеко от Святых Врат за оградой монастыря.

В начале ХХ века на звоннице появились ещё несколько колоколов. Самый крупный из них имел вес 365 пудов и был изготовлен в 1904 году также на заводе Финляндского. Второй по весу этот колокол стали называть «Полиелейным», а бывший 115-пудовый «Полиелейный» переименовали в «Будничный».

В 1902 — 1903 годах вопрос о подъёме 722-пудового колокола и ветхости имеющейся колокольни зазвучал с новой силой. Настоятель монастыря архимандрит Тихон с братией приняли решение о постройке второй высокой колокольни у западной стены монастыря. Был составлен и утверждён план колокольни. Но этот план не был реализован, поскольку в 1906 году для подвеса самых крупных колоколов было решено усилить конструкцию существующей колокольни, и сразу же начались работы. Впервые за всю историю реставрации на Руси была использована сложная металлическая конструкция, которая пронизывала стены восьмигранника колокольни и опиралась на углы четверика храме Симеона Столпника. На ней и были подвешены два колокола в 722 и 365 пудов. Таким образом, основная нагрузка переносилась на прочную нижнюю часть здания. Уникальную операцию разработал и провёл инженер-механик Н. В. Подчиненов. Все работы закончились летом 1907 года.

В 1907 году, к моменту установки железной конструкции на колокольне, монастырём на заводе. П. Н. Финляндского была заказана целая партия колоколов весом от 137 пудов до 24 фунтов, и уже в июле было отлито 10 колоколов. Для их отливки частично использовался металл старых, видимо, испорченных колоколов Даниловской обители.

Таким образом, общее число колоколов на ярусе звонов достигло 18 единиц при общем весе 1500 пудов. Водружением 722-пудового и ряда новых колоколов на ярус звона колокольни завершилось формирование знаменитого даниловского ансамбля. Именно в таком составе колокола стали слышны и у стен Кремля, и в Коломенском за 5 километров от обители.

После революции 1917 года обитель была закрыта, хотя братия ещё некоторое время существовала как «группа верующих бывшего Данилова монастыря». Власти сократили время богослужебных звонов и ограничили использование больших колоколов. А в марте 1924 года в Мосфинотдел поступил документ такого содержания: «Административный отдел Моссовета не возражает против продажи колоколов, находящихся в Даниловом монастыре, кои переданы на сохранение группе верующих…».

Ныне покойный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил, что «в годы безбожия советская власть с самого начала отняла у Церкви её голос — колокольный звон». Ужасной, необоснованной ничем, кроме ненависти ко всему церковному, была судьба многих тысяч российских колоколов. Их разбивали, сбрасывали с колоколен, расстреливали… До наших дней в России сохранились только четыре полных набора исторических колоколов. Один из них — Даниловский ансамбль, который уцелел благодаря личному участию в судьбе колоколов американского промышленника Чарльза Ричарда Крейна и собирателя исторических ценностей, профессора Гарвардского университета Томаса Виттемора.

1
История колоколов Данилова монастыря в Москве

Участь даниловского ансамбля колоколов была решена в июле 1930 года. Сразу после закрытия монастыря представитель «Антиквариата» Наркомторга СССР заключил сделку с членом Американской благотворительной миссии в Москве Томасом Виттемором. Дорогую покупку через посредство этого авторитетного человека заказал Чарльз Крейн. Он много раз бывал в России, ценил её культуру и желал сохранить один из известных колокольных ансамблей. Существует предположение о том, что Святейший Патриарх Московский Тихон обращался к Чарльзу Крейну с предложением выкупить и спасти от переплавки один из полных исторических ансамблей русских колоколов. Святитель лично знал Чарльза Крейна, поскольку в течение долгого времени занимал епископскую кафедру в США.

Осенью 1930 года все 18 даниловских колоколов были демонтированы с колокольни опустевшего монастыря и перевезены в Ленинград, откуда через Атлантику их отправили в Гарвардский университет. В монастыре же в 1930-х годах была устроена колония для беспризорников, а позднее для несовершеннолетних преступников. Колокольню снесли до уровня сводов храма Симеона Столпника в 1939 году. Современная колокольня Данилова монастыря была восстановлена в 1985 году по старым чертежам и фотографиям во время реставрации возвращённой Церкви обители.

Колокола для неё были пожертвованы Ярославской епархией, но это были неродные колокола из даниловского набора.

Даниловские колокола находились в Гарварде почти восемь десятилетий и были украшением университетского городка. Их водрузили на башню университетского общежития Лоуэлл Хаус. Звон русских колоколов сопровождал праздничные мероприятия и стал привычным для многих поколений гарвардцев.

1
История колоколов Данилова монастыря в Москве

А потом, благодаря усилиям энтузиастов как с американской, так и с российской стороны, начался долгий путь их возвращения в Россию. Впервые сообщил монастырю о местонахождении колоколов выпускник Гарварда, посол США в СССР Артур Хартман. Это случилось в 1985 году. А через три года президент США Рональд Рейган, посетивший Данилов монастырь в ходе своего официального визита в СССР, одобрил идею возвращения исторического колокольного ансамбля на родину. Но должна была пройти ещё четверть века, прежде чем этой идее суждено было воплотиться в жизнь.

Одним из условий возвращения колоколов стало изготовление российской стороной точных копий для Гарвардского университета. Новые колокола при материальной поддержке культурно-исторического фонда «Связь времён» во главе с Председателем попечительского совета фонда Виктора Вексельберга, были отлиты на воронежском заводе «Вера». Высокое качество копий было оценено американской стороной, и 20 марта 2007 года в особо торжественной обстановке состоялось подписание долгожданного соглашения о взаимном обмене колоколами. 24 июля 2007 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в. присутствии многочисленных гостей было осуществлено освящение колоколов-копий, которые отправились в Гарвард.

Торжественная встреча первого из 18-ти исторических колоколов произошло в Даниловом монастыре 12 сентября 2007 года в день памяти основателя обители. Это был благовестник с именем «Будничный». Он был доставлен в Москву самолётом. А главное событие, связанное с возращением всего исторического ансамбля даниловских колоколов, произошло в 2008 году.

8 июля 2008 года с башни университетского общежития Лоуэлл Хаус в Гарварде были сняты последние колокола ансамбля, после чего состоялась церемония обмена старинных даниловских колоколов на их копии. Впервые в истории университета по случаю церемонии был отслужен благодарственный молебен по православному обряду. И 9 июля из порта Бостона корабль с ансамблем из 17-ти даниловских колоколов общим весом более 24 тонн отправился в Россию.

1 сентября 2008 года драгоценный груз в порту немецкого города Бременхафена перегрузили с океанического лайнера на паром, который 4 сентября причалил к родным берегам в Петербурге. В порту Санкт-Петербурга колокола водрузили на автоплатформы, на которых они продолжили свой путь к Москве. По пути происходили торжественные встречи в некоторых промежуточных пунктах. Это были Исаакиевская площадь в Санкт-Петербурге, а затем Великий Новгород и Тверь.

10 сентября 2008 года даниловские колокола встретили в Первопрестольной. Москвичи вышли на площадь Серпуховской заставы, чтобы с Крестным ходом проследовать в обитель. Люди благоговейно прикладывались к колоколам, фотографировались на их фоне и искренне благодарили американцев за то, что они сохранили русскую святыню и помогли ей вернуться домой.

12 сентября 2008 года в Даниловом монастыре прошла торжественная церемония передачи исторических колоколов обители.

1
История колоколов Данилова монастыря в Москве

В церемонии приняли участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, Председатель Попечительского Совета Культурно-исторического фонда «Связь времён» Виктор Вексельберг, Председатель правления фонда Владимир Воронченко, полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Георгий Полтаченко и другие участники проекта. В ходе церемонии В. В. Вексельберг передал Святейшему Патриарху акт о дарении исторического ансамбля колоколов Даниловскому монастырю.

Колокола были водружены на колокольню Данилова Монастыря:

1
История колоколов Данилова монастыря в Москве
1
История колоколов Данилова монастыря в Москве

Таким образом, в год 25-летия возрождения Даниловской обители легенда о даниловских колоколах обрела своё достойное завершение, а Москва вновь услышала исторический звон своих родных колоколов.

Цикл материалов "Интересные достопримечательности в Москве"

  1. Про Храм блаженной Матроны Московской в Дмитровском на улице Софьи Ковалевской в Москве
  2. Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне в Москве
  3. Про Тверской путепровод возле Белорусского вокзала в Москве
  4. Несколько слов про станцию "Аэропорт" Московского метрополитена
  5. Отзыв о посещении Большого московского цирка на проспекте Вернадского в Москве
  6. О бывшем особняке купца Михаила Тарасова на углу Хлебного и Малого Ржевского переулков в Москве
  7. Обитель в честь Донской иконы Божией Матери в Москве
  8. История колоколов Данилова монастыря в Москве
  9. Отзыв о посещении московского храма в честь преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках
  10. Отзыв о выставке "Сокровища полковых музеев" (часть 1, начало)
  11. Отзыв о выставке "Сокровища полковых музеев" (часть 2, окончание)
  12. Рассказ о московской церкви Николая Чудотворца в Старом Ваганькове
  13. Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве
  14. Рассказ о посещении бывшего Симонова монастыря в Москве
  15. Отзыв о посещении Аллеи Героев космоса в Москве
  16. Посещение Мемориального Дома-музея академика Сергея Павловича Королёва в Москве
  17. Рассказ о посещении Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря в Москве
  18. Рассказ о посещении Новоспасского монастыря в Москве
  19. О единственном в Москве храме с главным престолом в честь Сорока Севастийских мучеников
  20. Отзыв о посещении московского Богоявленского собора в Елохове
  21. Впечатления от посещения Спасо-Андроникова монастыря в Москве
  22. Рассказ об истории создания и о постоянной экспозиции Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
  23. Где родился Александр Сергеевич Пушкин?

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Данилов монастырь

ул. Даниловский вал, д.22 Подробнее об объекте