Одолев французов в Отечественной войне и изгнав их из России 25 декабря 1812 года, император Александр I дал обет и повелел: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа». Был объявлен международный конкурс, победил проект 28-летнего Карла Витберга (шведа, родившегося в России). Он был художником, даже не архитектором. По его задумке, храм должен был быть величественным и колоссальным, и слава его должна была превзойти славу Собора Петра в Риме: 240 метровый храм (это втрое больше нынешнего!), от которого крыльями расходились бы галереи из 600 колонн. Под ним должен был располагаться Пантеон в честь погибших, памятники видным полководцам и монархам, музей трофейного оружия.
1
Проект Карла Витберга. Фото из интернета
Проект очень понравился императору. Вскоре Витберг даже принял православие, причем крестным отцом его стал сам Александр I. Разместить храм предполагалось на Воробьевых горах, чтобы видно было издалека. На строительство выделялась огромная сумма: 16 млн рублей из казны плюс народные пожертвования. Но оказалось, что склон там «плывет» и не может удержать такое огромное сооружение (в дальнейшем и от первоначального проекта МГУ на этом месте пришлось отказаться по этой же причине). В результате за 7 лет не был закончен даже нулевой цикл. Взошедший на престол Николай I отправил Витберга в ссылку в Вятку после выявления недостачи в миллион рублей. Строительство на Воробьевых горах было заброшено.
Но царский обет надо держать, и Николай I, не проводя больше конкурсов, назначил архитектором нового храма Константина Тона и указал место — Алексеевский монастырь в Чертолье (Волхонке). Монастырские постройки предполагалось снести, в том числе и уникальный двухшатровый храм.
Алексеевский монастырь. Картина Карла Рабуса, 1838. Фото из интернета
По слухам, когда все уже было готово к переезду и монахини отстояли последнюю службу, настоятельница монастыря приказала приковать себя цепями к дубу, росшему посреди монастырского двора. Выдворять ее пришлось силой, после чего она прокляла это место: «Сему месту быть пусту!»
Закладка нового храма состоялась в августе 1837 года, в день 25-ти летнего юбилея Бородинского сражения. Собирать средства второй раз не стали, Николай распорядился возводить собор за казенный счет. Строительство шло долго и трудно, почти 44 года. Общая стоимость храма достигла 15 миллионов рублей. Для доставки к месту строительства блоков гранита и мрамора из северных областей России был даже специально сооружен Екатерининский канал. 22 года собор расписывали лучшие художники страны В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие. 26 мая 1883 года, в праздник Вознесения Господня, храм был освящен. Главный престольный праздник Рождества до 1918 года, во исполнение указа императора Александра I от 30 августа 1814 года, отмечался и как годовщина победы в Отечественной войне 1812 года.
После революции храм оставался действующим. Но он «не дожил» до своего столетия: власть решила построить Дворец Советов и именно на этом месте. 13 июля 1931 года состоялось заседание ЦИК СССР под председательством Калинина, на котором было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в городе Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади». Было подано 270 проектов, из них 24 иностранных. Строительство Дворца Советов обещало стать одной из самых грандиозных строек 30-х годов. В результате победила работа Жолтовского, но для реализации комиссия выбрала проект архитектора Бориса Иофана, автора знаменитого Дома на Набережной. Иофану поручили объединить самые яркие идеи разных авторов, на это ушло несколько лет: более ста этажей в высоту и стометровая статуя Ленина сверху. В голове Ленина должна была располагаться библиотека. Только зал планировался высотой 105 (!) метров; он бы, для наглядности, покрывал весь храм. По расчетам архитектора, здание должно быть видно за 35 км.
Проект Дворца Советов. Фото из интернета
В июле 1931 года храм Христа Спасителя начали разбирать, но слишком хорошо он был построен, было решено взрывать. 5 декабря 1931 года было проведено три взрыва. После первого рухнул купол, после второго — две стены, после третьего — две колокольни. Это в центре Москвы, рядом с Кремлем!
Разрушенный храм. Фото из интернета
Вот как московский писатель и историк Петр Паламарчук описывает второй взрыв: «Минута в минуту раздался удар взрыва, наш дом здорово тряхнуло, над храмом поднялась вверх громадная красно-черная туча пыли, газа и мелкого щебня, собою все скрывшая; она медленно, большими клубами, колеблясь, вздымалась кверху, постепенно расходясь в небе громадным зонтом над площадью. Постепенно под ним просветлялось чистое пространство; а где же храм? Поверженный, он лежал громадной горюй битого щебня и огромных обломков стен, столбов и сводов, переброшенных с места на место невероятной силой взрывной волны. Над этой горой битого кирпича одиноко высился угол соборной стены с необвалившейся каким-то чудом частью углового купола, как бы срезанного острым ножом. Еще страшней был вид арки, висящей где-то в верхних ярусах. Все представляло собой какой-то одинокий, случайно оставшийся после разрушения сустав здания, какой-то перст, вперившийся торчком в небо… Вид был дик и страшен. Облитое странным, неживым, бездвижным и мистическим светом лунного безмолвия, зрелище подавляло величественной и гордой непостижимостью смерти. В эти дни стояли ясные и холодные ночи полнолуния. Черный, одинокий на голой площади, грозящей укоризной остаток собора еще долгое время высился над громадной пустой площадью, никому уже не нужной. В конце концов, и этого напоминания более не стало. Площадь постепенно лишалась всего… становясь необъятным пустырем…" Страшно. Горько.
Завалы разбирали еще полтора года. Мрамором из храма выложили станции метро «Дворец Советов» и «Охотный Ряд», скамейки поставили на «Новокузнецкую». Станция метро «Дворец Советов» открылась в 1935 году (в 1957 году была переименована в «Кропоткинскую»). Горельефы с взорванного храма спасли чудом: в июле 1931 года храм обнесли забором, в декабре — взорвали, но за это время кто-то успел вывезти ценные фрагменты на территорию Донского монастыря, который уже тогда был закрыт.
Почти 30 лет простояла эта бетонированная яма-котлован в центре Москвы. Позорище! Власти решили использовать его для создания открытого круглогодичного бассейна. И летом 1960 года на месте бывшего Алексеевского женского монастыря, храма Христа Спасителя и несостоявшегося Дворца Советов появился бассейн «Москва». Бассейн был круглым, он был разделен на несколько сегментов: для спортивного плавания, прыжков и общественного купания. Помимо огромного водного пространства у бассейна была значительная «береговая» зона, где летом можно было даже полежать-позагорать (архитектор Дмитрий Чечулин).
Но в начале 90-х бассейн закрыли (проклятия игуменьи сбываются?). Нужен был капитальный ремонт. В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя. В годовщину разрушения, 5 декабря 1990 года, был установлен гранитный закладной камень. В 1992 году был создан Фонд финансовой поддержки воссоздания храма, а через два года начались строительные работы. Правительство Бориса Ельцина предоставило жертвующим на храм серьезные налоговые льготы, так что желающих было достаточно. То есть, формально храм строился на добровольные пожертвования бизнеса, но, по сути, на деньги, не доплаченные в бюджет.
1
Строительство храма, 1996 год. Фото из интернета
После Константина Тона остались подробные чертежи храма Христа Спасителя, поэтому храм попросту воссоздали. Само строительство началось в 1994 году и завершилось за рекордные три года. Конечно, многое упростили. И храм стал двухуровневым. Нижнее пространство надо было заполнить, и там появилась Преображенская церковь, как бы в память об Алексеевском женском монастыре. 19 августа 1996 года Патриарх Алексий II освятил главный престол нижнего храма, и были возобновлены регулярные богослужения. 31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для посещения. В ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная Рождественская литургия.
Наружные стены храма украшены горельефами (в горельефе изображения возвышаются над плоскостью фона более чем наполовину своего объема). Мраморные горельефы с территории Донского монастыря в реконструкцию не взяли — вместо них Зураб Церетели предложил копии из бронзы.
Северный фасад храма выходит на Волхонку. Здесь главный вход в храм. На горельефах изображены просветители, хранители православной веры от врагов и помощники в битвах, а также святые, в дни празднования памяти которых происходили заграничные сражения.
Слева: Преподобный Дионисий благословляет Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков.
Святой равноапостольный благоверный князь Владимир и святая благоверная княгиня Ольга.
1
Святой равноапостольный царь Константин и мать его, царица Елена.
Справа: Преподобный Сергий благословляет великого князя Димитрия Донского и даёт ему иноков Пересвета и Ослябю.
Западный фасад выходит на Соймоновский проезд. При входе помещено изображение Христа, окружённое силами небесными, с символами их служения и святыми покровителями императоров.
Слева: Помазание Соломона на царство.
Над аркой средних ворот — ангелы с распростертыми крылами держат хартию с надписью: «Господь Сил с нами».
В правом углу Давид в собрании вельмож передаёт Соломону чертежи Храма: император Александр, подобно Давиду, дает обет соорудить Храм, но исполняет обет его преемник.
Южный фасад, выходящий на Москву-реку и Патриарший мост. Здесь изображены святые и композиции, имевшие прямое отношение к событиям Отечественной войны 1812 года. Внизу по сторонам арок трёх крылец — изображения событий и персонажей Ветхого Завета.
1 из 2
1
В левом углу храма: Давид, идущий с триумфом после победы над Голиафом и встречаемый сонмом жен. Это изображение напоминает то событие, когда император Александр I, возвращаясь после победы над Наполеоном, был всюду встречаем союзниками как освободитель и миротворец.
Восточный фасад, выходящий на памятник императору Александру II, обращён к Кремлю. На этой стороне помещены святые заступники и молитвенники за Русскую землю и избавители её от внешних врагов, особо чтимые иконы явлений Богоматери и священные картины двух важнейших событий жизни Спасителя: Его Рождество и Воскресение.
Слева: Рождество Христово (поклонение пастырей)
Арка больших врат: Святитель Петр держит хартию с изображением на ней московского Успенского собора; позади его два диакона: один держит образ Успения Пресвятой Богородицы, другой — посох (слева). Над серединой арки два ангела держат Евангелие. Справа: Святитель Алексий Московский благословляет модель церкви
В правом углу — Воскресение Христово.
Входные двери храма Христа Спасителя были также покрыты скульптурой и богатым орнаментальным декором. Их обращение наружу стороны были выполнены из бронзы и украшены рельефами по эскизам Ф. П. Толстого.
1 из 3
Внутри собора. Оставаясь обетным храмом, как памятник героям Отечественной войны 1812 года, храм имеет галерею, заходящую за алтарь. Такие галереи делались, например, для того, чтобы провести Крестный ход. Но здесь галереи превращены в своеобразный музей. Это галерея Памяти и воинской славы. На стенах в мраморе как бы исполнены поминальные записки в память о всех, отдавших жизнь за Отечество в войне 1812 года. 177 мраморных плит окружают храм со всех сторон. На них написаны названия сражений, командующие сражениями, а дальше те, кто погиб, был ранен или отличился и получил орден Святого Георгия. Потери нижних чинов показаны цифрами. Только Бородинскому сражению посвящены 18 плит. И в конце — потери нижних чинов 45 тысяч!
Храм Христа Спасителя является самым большим собором Русской православной церкви и может вмещать до 10 тысяч человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест с размахом 80 метров. Уподобляясь Софии Константинопольской, храм симметричен. От пола до свода центрального купола 69 метров. Храм не имеет центрального паникадила — люстры, благодаря чему можно видеть весь объем храма. В храме 60 огромных окон 7-ми метровой высоты, 16 из них прорезают центральный купол, диаметр купола 27 метров.
Главный престол храма освящен в честь Рождества Христова, престол южного придела (справа от алтаря) — в честь Святителя Николая, престол северного придела (слева от алтаря) — в честь святого благоверного князя Александра Невского. К сожалению, фотографировать в храме нельзя.
Алтарь скрыт особой беломраморной восьмигранной шатровой часовней (26,6 метров), которая увенчана шатровой главой, на углах часовни еще 8 глав. 9 глав, по замыслу, напоминают Покровский собор на Рву — Храм Василия Блаженного. Из-за близости Москвы-реки и невозможности поставить храм по-другому, алтарь направлен не на восток, а на северо-восток. В центре на престоле мы видим Спасителя. Евангелие у него открыто на словах: " Аз есмь свет миру».
В алтаре хранится главная святыня храма — частица ризы Господней. Ее регулярно выносят на середину храма для поклонения верующих. Ранее она хранилась в Успенском соборе Московского Кремля. Государю Михаилу Федоровичу Романову эту святыню подарил персидский шах Аббас.
Наверху роспись купола, а это идеальная полусфера, выполнена группой художников во главе с профессором Марковым. Сам он не мог подниматься по лесам, и роспись выполнил тогда еще малоизвестный Иван Крамской с товарищами. Леса стояли в полуметре от стен купола, и художнику, стоя так близко, очень трудно было рисовать на такой криволинейной поверхности, чтобы понять всю картину. Именно начиная с этого храма роспись стала единой, а не разделенной на отдельные фрагменты. Нынешняя роспись была в точности воспроизведена профессором живописи Евгением Максимовым. В центре — Бог Саваоф, который благославляет нас обеими руками, и свет окружает его голову. На коленях его восседает Спас Эммануил (имя Иисуса в детском или отроческом возрасте), олицетворяющий вторую ипостась Бога-Сына. На груди у Бога Голубь — символ Святого Духа. Престол Бога поддерживают Серафимы и Херувимы, окружают ангелы. В основании купола изображены 30 фигур: Христос, Богоматерь, Иоан Предтеча, Ной, Моисей, Илия, Адам, праотцы, пророки, равноапостольные.
Каменный пояс храма поднимается до половины высоты, а выше начинаются росписи, 22 тысячи кв.метров. В храме легко находиться, здесь нет какой-то тяжеловесной лепнины, мрачных росписей. Весь храм наполнен легкостью и светом.
Купол зиждется на 4-х гигантских пилонах. Они символизируют Евангелие. На каждом изображен апостол-евангелист: Лука, у него за спиной изображается телец; с правой стороны Иоанн Богослов, за ним птица; апостол Матфей слева, и апостол Марк со львом.
Существует 4 праздника, посвященных Богородице. Эти росписи находятся ниже. Здесь иконы Рождество Богородицы, Введение ее во храм, Благовещенье и Успение.
В центре храма находится кафедра Патриарха Московского и Всея Руси.
Это еще царский храм. Здесь стоят настоящие царские троны, они располагаются у юго-западного пилона. Но на них никто никогда не сидел. Получается, что храм строили 4 императора: Александр I дал обет, его брат Николай I начал строительство, Александр II продолжил и Александр III освятил его во время своей коронации в 1883 году. Их имена — на храмовых надписях напротив алтаря.
Наши руководители во время службы стоят напротив царских тронов, справа от алтаря.
В храме много святынь. С левой стороны находится ковчег, где хранятся частицы мощей Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста, Александра Невского (на табличке схема расположения).
В храме есть рака с мощами святителя Филарета. Он был наставником Александра I, именно он предложил написать ему завещание в пользу брата Николая I, что позволило избежать распрей. Филарет переводил писания с церковно-славянского на современный русский язык. Именно Филарет написал текст манифеста об отмене крепостного права, и именно он посоветовал Николаю I поставить храм на этом месте. Филарет заложил камень в основание храма и давал распоряжения, где и какие образы рисовать.
Икона Воскресенье Христово. Она выполнена по-другому: Христос сходит в ад, за него держатся Адам (в красной одежде) и Ева (в зеленой). Эта роспись подчеркивает, что здесь — храм Спасителя.
Правый придел освящен в честь Святителя Николая. Несколько лет назад в дар храму была передана семейная реликвия Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской — икона Святителя Николая.
Нижний храм имеет три алтаря: главный освящен в честь Преображения Господня, два малых придела — в честь Алексия, человека Божия, и Тихвинской иконы Божией Матери. Левый придел, посвященный Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы, — это самая маленькая церковь в составе храма Христа Спасителя. Образ был вывезен в Америку, затем возвращен в Тихвинский монастырь в Ленинградской области.
Этот храм не такой торжественный, как верхний, он какой-то уютный, теплый. Храм сводчатый, в нем великолепная акустика. Росписи выполнены в древнерусской манере. На стенах не лепнина, а настоящая резьба по белому камню. Службы здесь совершаются даже чаще, чем в верхнем храме. Еще в этом храме совершают крещение.
2
По православной традиции, храмовые иконы располагаются справа от алтаря. Здесь это образ Спаса Нерукотворного, написанный масляными красками на металлической доске, выполненный в 19 веке живописцем Евграфом Сорокиным. Считалось, что все святыни храма погибли вместе с его разорением. И каково же было удивление, когда во время воссоздания храма в строительную бытовку принесли эту икону. Она тайно хранилась в некоей семье и никто не знал о ее существовании.
Одна из самых необычных икон не только в храме, но и в Москве — икона итальянского художника Франко Бернаскони Святитель Николай. Она была создана с применением расплавленного воска на горизонтальной поверхности с добавлением частиц золота и полудрагоценных камней. Получился рельефный рисунок, который напоминает ранне-византийские иконы. Икона долгое время находилась в Бари в базилике рядом с мощами Св. Николая. В 1997 году этот образ был подарен храму Христа Спасителя. Его торжественно встречали, теперь он находится здесь, не оставляя равнодушным никого. Была история о том, что Св. Николай помог разорившемуся человеку, который из-за долгов должен был отдать своих трех дочерей на поругание. Николай оставил ему три мешочка с монетами. Эти мешочки можно увидеть на иконе.
Можно подняться на смотровые площадки храма Христа Спасителя (это высота примерно 40 метров) и посмотреть на Москву (билеты продаются в киосках перед входом, стоимость 300/200 рублей).
Улица Волхонка и арка станции метро «Дворец Советов» (Кропоткинская)
1 из 5
2
«Книжки» Нового Арбата
Кремль (как солнце осветило Колокольню Ивана Великого)
4
Москва-река с памятником 300-летию Российского флота (Петр I)
1
Шел дождь, и он буквально смазал Москва-Сити, осталась только высотка МИД
1 из 2
4
На смотровой площадке можно вблизи увидеть купола храма и колокола.
1
В храме 4 угловых колокольни, в них размещено 14 колоколов. Самый большой торжественный Царский колокол весит почти 30 тонн. И так как он висит на высоте 50 метров от земли, его звон накрывает все Замоскворечье. В него звонят два звонаря, раскачивая язык весом в полторы тонны в оба края. На противоположной колокольне колокол весит 18 тонн, там справляется один звонарь. По движению языка этого колокола звонари на третьей колокольне синхронизируют остальные колокола, включая десятитонный колокол, к которому протянут 40-метровый стальной трос. Получается самый большой музыкальный инструмент: расстояние между колоколами 40 метров. Они звонят в одном темпе.
1 из 4
Осталось посмотреть на памятники, стоящие у храма. Предполагается, что в скульптурный комплекс будет входить 16 памятников предстоятелям Русской православной церкви. В 2017 году были установлены первые три монумента: Иову — первому патриарху Московскому, Гермогену — духовному вдохновителю народного ополчения Минина и Пожарского и Тихону, сделавшему все возможное для сохранения православия после революции (архитектор Салават Щербаков).
1
Патриарх Иов
Патриарх Гермоген
Патриарх Тихон
Кроме того, стоит памятник «Воссоединение» в честь подписания в 2007 году в храме Христа Спасителя акта о воссоединении русской и зарубежной частей православной церкви
1
Памятники стоят на стилобате — верхней части площади, а внизу, в конце небольшого парка стоит памятник императору Александру II. Перечислены его заслуги: отменил крепостное право, провел военную и судебные реформы, завершил многолетнюю Кавказскую войну, освободил славянские народы от османского ига.
1 из 2
1
К Пасхе закончили ремонт, украсили площадь перед храмом и Патриарший мост.