Памятники в современном понимании стали появляться на Руси лишь во времена правления Петра Первого. До него в память о знаменательных событиях строились памятные церкви и часовни, традиция эта не прервалась ни при Петре Первом, ни при его потомках. Помимо значительных события в жизни страны в качестве информационных поводов для строительства новых храмов использовались рождение, бракосочетание или смерть лиц царской фамилии, коронация венценосных особ, избавление от опасности при покушении или катастрофе.
В Москве в различное время были построены три храма в честь знаменательных дат, имевших значение для всей русской истории.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как Собор Василия Блаженного был построен в 1555–1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Был своеобразным памятником избавления от постоянных угроз со стороны Золотой Орды.
Храм Христа Спасителя Храм Христа Спасителя, построенный в 1839–1883 годах, стал памятником победы над «Великой армией» Наполеона, вторгшейся в Россию в 1812 году.
Собор Казанской иконы Божией Матери был построен в ознаменование освобождения Москвы и России от польско-литовских оккупантов и от бедствий Смутного времени начала XVII века.
Когда Второе народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским разбило польскую армию под Москвой, а затем освободило в октябре 1612 года российскую столицу от польской оккупации, то вместе с войсками всё время находился список иконы Казанской Божьей матери, принесенный ополченцами из Казани.
В 1625 году князь Пожарский построил на месте сражения 22 октября 1612 года деревянный храм во имя Казанской Божьей Матери. В 1634 году храм сгорел, а на его месте был воздвигнут каменный храм на средства царя Михаила Федоровича, освященный в 1636 году. Два раза в год к нему устраивались крестные ходы: 8 июля на день обретения Чудотворной иконы и 22 октября на день освобождения Москвы.
В 1649 году царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября как праздник во имя Казанской иконы Божьей Матери «во всех городах по вся годы». В 2009 году этот день стал общегосударственным праздником новой России — Днём народного единства.
Но до этого храму предстояло еще много пережить. Его долго и упорно надстраивали, перестраивали, отдельные части то добавлялись, то разрушались.
Последняя реставрация, целью которой было максимально, убрав все последующие наслоения, восстановить первоначальный облик была уже в советское время. Проводил реставрацию в 1925 -1930 году русский архитектор, реставратор древнерусского зодчества Пётр Дмитриевич Барановский (1892 -1984). Ему никто не мешал, т. к. храм был закрыт с 1918 года.
4 октября 1933 года Барановский был арестован и пробыл три года в Мариинских лагерях в Кемеровской области. Когда он вернулся из ссылки в 1936 году, то через некоторое время после этого снесли Казанский собор. Может совпадение, а может нет, но уничтожили храм в год трёхсотлетия со дня его освящения.
Хорошо, что при реставрации Барановским были сделаны различные обмеры храма и они сохранились. Когда в 1990–1993 годах Казанский храм стали восстанавливать, то эти записи существенно пригодились.
Снова в храме идут торжественные службы, а ведь после сноса храма, словно издеваясь на собственной историей, на месте алтаря снесённого храма был устроен общественный туалет.