Любой входящий на Красную Площадь сразу же замечает разноцветные купола и изящные очертания храма Василия Блаженного — одной из визитных карточек Москвы. Этот шедевр древнерусской архитектуры знаком всем. Не удивительно, что в 1990 году он был включен в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
14
Собор Покрова Богородицы на Рву (таково официальное название храма) построили по распоряжению Ивана Грозного в знак благодарности богу за победу над Казанским ханством. Официальной датой появления храма на карте Москвы считается 29 июня 1561 года — в этот день произошло его освящение. Информация о событии была увековечена в текстах, нанесенных на стенах собора. Эту старинную запись обнаружили только в 1957 году во время реставрации. На момент постройки храма это было самое высокое здание Москвы. Кроме того, собор стал одной из самых ранних кирпичных построек в Москве. До этого времени церкви воздвигались из белого камня.
8
Сначала это был мемориальный комплекс из шатровой церкви в окружении 9 небольших церквей, посвященных святым и праздникам, тесно связанным с событиями покорения Казанского ханства. Знаменитые, узнаваемые всеми фигурные главы появились в конце 16 века, а чуть позже была построена колокольня.
11
Все церкви храма установлены на едином основании (подклете) и объединены двумя галереями — внутренней, идущей вокруг центральной церкви, и внешней обходной галереи, ведущей вокруг всех девяти церквей. С западной стороны к храму примыкают два нарядных крыльца с белокаменными лестницами.
9
Удивительно, но до сих пор точно не известно, кто построил Покровский собор. Существует несколько версий, в которых, как водится, исторические факты затейливо переплетаются с легендами.
6
По первой из них строительством руководили зодчий Постник Яковлев из Пскова и мастер Иван Барма (есть правда, мнение, что это был один человек), по второй — иностранный архитектор, предположительно — фрязин, т. е. итальянец. Во второй половине 17 века в книге англичанина Бернгарда Таннера появилась легенда о том, что Иван Грозный приказал ослепить строителя собора, чтобы он никогда и нигде больше не построил подобного шедевра. Этот рассказ не раз повторяли иностранные путешественники 17 века в своих книгах о Москве.
7
А еще больше закрепилась история эта, вероятнее всего, благодаря стихотворению Дмитрия Кедрина «Зодчие», написанному в 1938 году. Вот его фрагмент:
«…И спросил благодетель:
„А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?“
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
„Можем!
Прикажи, государь!“
И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!
Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли…
И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилась.
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры».
Проникновенно, да? Но не расстраивайтесь, скорее всего, это лишь легенда, поскольку точно установлено, что Постник в дальнейшем принимал участие в возведении кремля в Казани. С другой стороны, если Покровский собор строил все-таки не он… Не разглядеть в темной глубине веков подробности давно минувших дел. Существует также версия, что собор был построен без единого чертежа, а ориентиром служила схема, нарисованная прямо на строительной площадке.
Пожар 1737 года практически полностью уничтожил прекрасный комплекс зданий, но собор был довольно быстро восстановлен зодчим Иваном Мичуриным, а несколько десятилетий спустя перестроен по указу Екатерины II. Свой нынешний облик храм начал приобретать позже, только при Александре I. В 1923 году в соборе открылся историко-архитектурный музей, который в 1928 году стал филиалом Государственного исторического музея.
На схеме ниже (взята из интернета), хорошо видна геометрия комплекса храмов.
2
Ей приписывают самую разнообразную символику. Есть предположение, что в плане храм представляет собой восьмиконечную звезду, образованную совмещением ромба и квадрата. По углам ромба расположены большие церкви, по углам квадрата — малые. Восьмиконечная звезда или «русская звезда, звезда Богородицы, Вифлеемская звезда» — символ Богородицы, заступницы и покровительницы Московского царства (и России). Также, восьмиконечная звезда — это путеводная звезда, ведущая человека к Небесному Иерусалиму, священному граду, мировому центру. Она же — символ соединения мужского и женского начал, созидающих жизнь.
7
Рисунки куполов храмов — уникальны. Ни один не повторяет другой. С этим связана еще одна гипотеза. Существует мнение, что если смотреть на храм сверху, в сочетании куполов можно увидеть гелиоцентрический макет солнечной системы с восемью планетами, окружающими Солнце (фото ниже, взято из интернета).
8
Солярные символы на куполах отображают движение и направление вращения планет. Например, купол церкви Александра Свирского, закрученный в противоположном от всех направлении, вполне может символизировать Венеру, которая вращается так же относительно других планет и Солнца. Маловероятно, что гелиоцентрический принцип расположения и расцветка куполов были заложены в момент основания храма, поэтому предполагают, что планетарная символика появилась во время реконструкции конца XVII века.
Так почему же, несмотря на то, что официальное название храма — собор Покрова на Рву, большинство его знает как храм Василия Блаженного? Так его стали называть в честь известного всей Москве чудотворца. Юродивый Василий Блаженный бродил по городу зимой и летом, едва лишь прикрытый одеждой, проповедовал милосердие и собирал деньги на строительство храма.
Каждый вечер Василий приходил на Красную площадь и через правое плечо бросал пожертвования на землю. Эти деньги никто не поднимал, и когда скопилась большая сумма, юродивый передал все монеты царю.
Первый храм, в который мы попадаем, войдя в собор — церковь Василия Блаженного. Она была пристроена к сооружению одной из последних, 1588 году, и возведена над захоронением Василия Блаженного по повелению сына Ивана Грозного — Федора.
7
Церковь эта отапливалась, что сделало возможным регулярные богослужения в храме, ведь до этого службы в соборе шли только в теплое время года.
Василий Блаженный (Нагой)- один из самых известных московских юродивых. Родился он в 1468 году в селе Елохово, прямо на паперти собора, куда его мать пришла просить легких родов. Родители Василия были крестьянами. Мальчиком его отдали учиться ремеслу в сапожную мастерскую, но уже тогда стали замечать, что ему открывается и будущее некоторых людей, и опасности, грозящие целым городам, и поступки людей, скрытые от общества.
В шестнадцать лет он ушел в Москву, жил на улице, ходил почти нагим, молился сутками на паперти, среди уличной толпы хранил молчание. Но странные его поступки обращали на себя всеобщее внимание, и молва о них дошла даже до Ивана Грозного.
6
Так, Василий бросал камни в углы домов благочестивых граждан, и целовал мостовую около домов грешников. А когда его спрашивали о причинах столь странного поведения, он говорил, что гоняет бесов, которые не решаются войти в дом праведника, и целует землю у ног ангелов, которые не могут войти в дом, полный греха и ненависти.
Голый, босой, он проявлял сочувствие к несчастным и больным, жалел обиженных и обманутых, отдавал поданную ему милостыню тем, кто нуждался. Известен случай, когда милостыню ему подал сам царь, а Василий отдал деньги купцу, потерявшему состояние и находившемуся на грани отчаяния. Бытует мнение, Иван Грозный побаивался блаженного, поступки которого граничили с чудом.
8
Известна легенда, что, когда в Нижнем Новгороде начался большой пожар, очевидцы видели, как по городу ходил странный нагой человек, который кропил горящие дома и огонь постепенно угасал. В этом человеке люди признали московского юродивого. В это самое время он сам был на пиру во дворце Ивана Грозного. Понаблюдав, как юродивый трижды вылил за окно вино, царь раздраженно спросил, что он делает, на что получил ответ: «Гашу пожар в Нижнем Новгороде».
В другой раз Василий прямо указал царю после литургии в храме, что тот мысленно был далеко, и не молился, а думал о новом дворце, который собирался себе построить. После этого царь стал относиться к блаженному с удвоенным вниманием.
Юродивый умер в глубокой старости, прожив 88 лет. По преданию, царь со своими сыновьями лично нес гроб с его телом до церкви. Но чудеса, связанные с ним, не прекращались и после его смерти, и в 1588 году Василий Блаженный был канонизирован. В том же году в честь нового святого был освящен храм, достроенный в том же году на едином фундаменте с собором Покрова Пресвятой Богородицы, где сейчас находится рака с мощами святого.
Прекрасная масляная роспись храма выполнена в 1905 году — к 350-летию начала строительства собора.
6
5
Далее попадаем в подклет собора- именно он является основанием для десяти церквей и галерей второго этажа (храм Василия Блаженного не считается, так как он пристроен к подклету). Подклет Покровского собора внушительный, высотой 6 метров. Толщина его стен достигает 3 метров. К тому же все помещения подклета перекрыты мощными сводами, они и держат весь собор на своих перекрытиях. Здесь сейчас находится экспозиция Государственного исторического музея, рассказывающая об истории собора. Мы можем видеть его макет, выполненный в 20 веке мастерами игрушечной фабрики,
7
над макетом — парсуну Ивана Грозного (копию).
5
Здесь же разместилась и коллекция старинных икон.
5
5
6
Также экспозиция рассказывает о религиозных подвижниках, в народе именуемых «юродивыми», и об истории жизни московских юродивых Василия и Иоанна Блаженных. Русская Церковь знает много юродивых. Иногда юродивые были единственными людьми, которые были способны сказать правду в глаза царю или боярам: мол, что с дурака взять, на дураков не обижаются. Но это позволяло юродивым, которых называли блаженными, говорить не лестно и открыто.
Можно увидеть вериги 17–18 в.в., подобные которым носил Иоанн Блаженный.
3
Также в экспозиции представлены оружие, элементы доспехов,
4
3
домашняя утварь,
5
книги,
5
деньги XVII–XIX веков, старинные изразцы и элементы декора собора.
5
5
4
Есть сведения, что во время Отечественной войны 1812 года Наполеон так восхитился красотой собора, что даже планировал перенести его во Францию. Убедившись в том, что сделать это невозможно, французы разграбили и разгромили собор, держали в подклете своих лошадей. По окончанию военных действий собор был восстановлен.
По узкой крутой лестнице в толще стены поднимаемся на второй этаж, где и расположено по кругу почти все церкви. В центре находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
6
Она освящена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, отмечаемого 1 (14) октября — в этот день в 1552 году начался штурм Казани.
8
Это самая высокая из всех церквей собора. Её высота — 47,5 метров.
Дальше по внутренней галерее будем переходить из храма в храм, интерьеры которых отражают почти пятивековую историю храма.
6
6
Расписные высокие потолки, потрясающие иконостасы — все интерьеры разные.
6
7
5
Помимо церквей, производит впечатление и внутренняя галерея, расписанная в 17 веке разнообразными цветочными орнаментами на белом фоне, символизирующими светлый и цветущий райский сад.
11
Эта роспись была отреставрирована в 20-е годы XX века. Все утраченные фрагменты были воссозданы.
7
Пол галереи выложен из кирпича «в елку». Здесь сохранились кирпичи XVI века — более темные и устойчивые к стиранию, чем современные, реставрационные кирпичи.
9
Попасть внутрь собора не составляет труда, он открыт каждый день, без выходных, с 11.00 до 17.00.
Цена билета для взрослого гражданина РФ — 500 руб., для различных категорий граждан действуют льготы, что особенно приятно — фотосъемка без штатива — бесплатная.