С Киевским вокзалом знакомы не только путешествующие по железной дороге пассажиры.
С Киевским вокзалом знакомы не только путешествующие по железной дороге пассажиры.
От вокзала отходит аэроэкспресс до аэропорта Внуково и множество людей здесь проехало в обе стороны — от вокзала к аэропорту и обратно. Красивый и солидный вокзал имеет свою историю,
которая началась задолго до строительства вокзала и вдали от Москвы.
Ведь железная дорога к Киевскому вокзалу в Москве строилась не от Москвы, а совсем наоборот. Крёстный отец многих железных дорог Российской империи, ставший первым Министром путей сообщения Российской империи в 1865 — 1869 годах, Павел Петрович Мельников (1804–1880)
среди первоочередных железных дорог, которые нужно было построить в империи, указал железнодорожную ветку Одесса-Киев-Чернигов-Брянск с конечной остановкой в Москве. Было это еще во времена императора Николая Первого, а вот реально это было воплощено в жизнь лишь при императоре Николае Втором.
Хотя XIX век стал порой расцвета для строителей железных дорог, но большинство из них строились частным капиталом и поэтому вводились участок за участком. В 1866–1870 годах была построена Курско-Киевская железная дорога протяженностью 440 вёрст на средства частного Общества Курско-Киевской железной дороги. Интересно, что технические принадлежности для этой железной дороги, как и для ряда других (Рязанско-Козловской, Московско-Рязанской), приобретались на средства, полученные от продажи Аляски. Первоначально, начиная с 1868 года, движение курьерских, пассажирских, почтовых и товарно-почтовых составов осуществлялось по линии Москва-Курск-Бровары. От Броваров пассажиров и грузы на подольскую Почтовую площадь в Киеве доставляли «сухопутные пароходы» — омнибусы.
В 1893 году, в связи с окончанием строительства дороги Курск — Воронеж, Курско-Киевская железная дорога была переименована в Киево-Воронежскую железную дорогу, а в 1895 году в Московско-Киево-Воронежскую железную дорогу. В 1899 году была построена ветка Москва — Брянск — Льгов, тогда же появилось первое здание вокзала, получившего название Брянский.
Имеется информация, что Московско-Киево-Воронежская железная дорога использовала для строительства участка от Брянска до Москвы средства инвестора в лице русского промышленника Сергея Ивановича Мальцова (1810 -1893).
Мальцов в 1877 -1881 годах построил на собственные средства малоколейную железную дорогу, связав ею собственные заводы. Главный ход этой железной дороги пролегал по направлению станция Радица (город Брянск, окрестности станции Брянск-Орловский Риго-Орловской железной дороги широкой колеи) — Дятьково — Людиново — Песочня (в настоящее время — станция Фаянсовая, город Киров). Протяжённость линии Радица — Песочня составляла 104 версты (114 километров). Но верна ли эта информация? Ведь в 1882 году Мальцова объявили сумасшедшим и предприятия его стали разоряться. Хотя возможно денежные средства были уже вложены и ничего нельзя было изменить к тому моменту времени.
К марту 1899 года станция в Москве практически была готова. 29 июня 1899 года состоялось освящение помещений Брянского вокзала. Первое здание вокзала представляло собой вытянутую постройку с двумя подъездами провинциального вида. Ни одна станция в Москве не служила таким частым поводом для едких карикатур. Высмеивались и уездный облик здания, и пассажиры с носами, закопченными от керосинок, и скупость железнодорожной компании, которая «украсила Москву таким срубом». На открытках тех дней можно было увидеть это маловыразительное деревянное здание длиной по фасаду в 45 саженей (общая площадь — 200 кв. саженей).
1 августа 1899 года была открыта железная дорога. Из Москвы в Брянск отправился первый почтово-пассажирский поезд. В 1912 году было принято решение о строительстве нового, более достойного для столицы вокзала. Закладка нового вокзала состоялась буквально за два месяца до начала первой мировой войны — 28 мая 1914 года на средства Московско-Киево-Воронежскую железной дороги. Строительство нового Брянского вокзала в Москве было завершено в 1918 году.
Первый поезд от нового перрона Киевского вокзала отправился 18 февраля 1918 года.
Над путями к зданию вокзала примыкает дебаркадер: огромное остеклённое арочное покрытие, имеющее форму параболы и сооруженное в 1915 году.
Автор сооружения — Владимир Григорьевич Шухов (1853–1939).
С рядом изменений здание дожило до наших дней. Лишь в 1934 году Брянский вокзал был переименован в Киевский. Политика решает многое. Ведь 24 июня 1934 года по решению Совнаркома Украины столица Украинской ССР перенесена из Харькова в Киев.
На фасаде вокзала много различных скульптур. В верхнем ряду (по две над каждым входом) они изображают четыре способа перемещения в пространстве: по воздуху, суше, воде и под землей. В нижнем ряду — отсыл к античности и посвящены эти скульптуры сотой годовщине Отечественной Войны 1812 года. Над входами также видны две мозаичные иконы: Михаила Архангела — покровителя Киева
и Георгия Победоносца — покровителя Москвы.
Удивительная судьба у этих икон. На само деле — это декоративные панно. Когда-то на их месте в квадратах на фронтонах располагались белые рельефные двуглавые орлы. Затем их закрыли щитами с гербами СССР.
После этого вместо них разместили созданные в 1930-х годах специально для здания Киевского вокзала в Москве в керамической лаборатории АН СССР художником, скульптором и керамиком Борисом Николаевичем Ланге (1888 — 1969) декоративные панно «Герб Москвы» и «Герб Киева» .
Хотя ходят легенды, что иконы на здании вокзала были изначально созданы при строительстве здания вокзала и пережили под слоем штукатурки весь советский период, а затем пришла одна старушка и поделилась тайной.
Примечательны механические часы на башне.
Им уже более ста лет, подобных часов в Москве еще двое: на Спасской башне Кремля и Центральном телеграфе. До сих пор они заводятся вручную, раз в три дня. Стрелки на трехметровых циферблатах приводятся в движение с помощью вала, веревки и 300-килограммовой гири, которая опускается под собственным весом. Сделаны часы были в Швейцарии, а 1998 году пришло пришлось заменять один из циферблатов и стрелки, которые были разбиты и согнуты во время урагана.
Есть свои часы
и внутри вокзала,
правда не столь известные как часы на башне.
Залы носят отпечаток послевоенной эпохи.
На их стенах много барельефов,
которые служат своеобразными скульптурными иллюстрациями
к статьям советской конституции.
Эти барельефы появились здесь после Великой Отечественной войны.
В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года для того, чтобы подчеркнуть величие здания Киевского вокзала, было решено расширить площадь Киевского вокзала. Теперь здесь хватает места и для площади Европы
с фонтаном,
сквера с каметником
и даже рекламной коровы возле автомобильной стоянки.
От площади Киевского вокзала открывается замечательный вид на мост имени Богдана Хмельницкого и другую сторону Москва-реки.