Центр визуальной культуры BÉTON открылся в апреле 2022 г. на Якиманской набережной в Москве. Основное направление деятельности Центра — изучение и пропаганда фотоискусства. ЦВК имеет выставочное пространство, книжный магазин. В выставочном зале Центра проходят персональные и групповые выставки как отечественных, так и зарубежных фотографов. Мне удалось посетить на этой площадке невероятно интересную выставку «Алфавит. Советская фотография 1920–1930-х годов» в самые последние дни ее проведения.
Выставка интересна тем, что на ней представлены только авторские аутентичные отпечатки того времени. Авторы демонстрируются по алфавиту, тем самым кураторы проекта не оценивают вклад того или иного автора в развитие фотографии этого периода. Для создания полной картины, наряду со знаменитыми мастерами, такими как Родченко, Шайхет, Игнатович, на выставке представлены и гораздо менее известные имена. В экспозиции — более 100 работ 50 мастеров из собрания ЦВК. Доступен бесплатный аудиогид. Итак, рассмотрим экспозицию.
Игнатович Б. Портрет И. В. Сталин и Мамлакат. 1935 г. Мамлакат Нахангова — участница стахановского движения. В возрасте 11 лет отличилась при сборе урожая хлопка. По воспоминаниям Мамлакат, она начала собирать хлопок двумя руками, принося за день 70–80 килограммов. Тогда как обычно взрослый собирал 15 килограммов при норме 13 кг. Девочка подвергалась преследованиям некоторых жителей колхоза, которые избили её, пригрозив: «Не смей больше превышать выработку, не послушаешься — убьём!» В 1935-м году Мамлакат стала первой среди пионеров кавалер высшего ордена СССР — ордена Ленина. После награждения Сталин подарил Мамлакат фотокарточку, где она снята среди членов Политбюро (Сталин, Молотов, Андреев) в таджикских халатах. На обороте карточки Сталин оставил надпись: «Товарищу Мамлакат Наханговой от И. Сталина за хорошую учебу и работу, 4.XII.1935 года»
Игнатович Б. За сборкой мотора. Динамо. 1930-е гг.
Игнатович Б. Трактористка Фаня Балак. 1930-е гг.
Игнатович О. Ударник завода Каучук. 1931 г. Фотография иллюстрирует важный для того времени посыл — все, что происходит в стране — очень интересно обычным людям, и поэтому рабочий так увлеченно читает газету.
Ильф И. Смычка Турксиба. 1930 г. В конце 20-х годов знаменитый писатель Илья Ильф, один из авторов «12 стульев», увлекается фотографией, и увлекается настолько, что даже ставит на паузу литературную деятельность, его коллеги даже испугались, что Ильф навсегда перестал писать. В 1930-ом году, будучи вместе с Евгением Петровым корреспондентами московской железнодорожной газеты Гудок, они отправляются на церемонию открытия Туркестано-Сибирской магистрали. На этой фотографии «Смычка Турксиба» запечатлена сцена, в которой железнодорожники несут большого начальника.
Ильф И. Вид из окна на московскую улицу. 1930-е гг. На снимке Садовая-Спаская улица, конец Мясницкой улицы, начало Орликова переулка.
Калашников М. Иосиф Сталин и Геля Маркизова. 1936 г. С этим снимком Михаила Калашникова связана очень интересная и трагическая история. Именно это растиражированное фото стало главным советским символом «любви великого вождя к детям» — с него рисовали плакаты, делали скульптуры, слагая оды Сталину — «лучшему другу советских детей». Но неожиданно всплыла одна деталь, спрятавшая снимок в стол: оказалось, что родители Гели репрессированы, и тогда срочно пришлось искать замену девочке. Так появился новый снимок, который в дальнейшем и будет фигурировать в агитационной кампании.
Калашников М. Молодежь прожекторного завода. 1938 г.
Кислов Ф., Лоскутов С. Выступление И. Сталина на первом всесоюзном совещании рабочих и работниц стахановцев промышленности и транспорта. 1935 г.
Ковригин В. Москва. 1930-е гг. Фотограф Вадим Ковригин не так известен, как его учитель Александр Родченко. Его снимки — занимательные иллюстрации к истории СССР. На этом фото легко читается вид с Садового кольца на Орликов переулок и Ленинградский вокзал. Здание в стиле констуктивизма на переднем пляне — Наркомзем.
Кулешов Н. Строй военных. 1930-е гг.
Кулешов Н. Цветущая юность. Всесоюзный парад физкультурников на Красной площади, посвященный 20-летию ВЛКСМ. 1938 г.
Липскеров Г. Ирбис. 1930-е гг.
Две фотографии декораций к спектаклю «Хочу ребенка» в театре Майерхольда. Оформление Л.Лисицкого, 1928 г. Но даже на фоне новаторского искусства первых десятилетий Советской власти замысел этой постановки выглядел революционным и по форме, и по содержанию. Осуществить постановку так и не удалось. В 1937 году был расстрелян драматург Третьяков, в 39-ом Мейерхольд. На долгие годы пьеса была запрещена.
Марков М. Всесоюзный парад физкультурников на Красной площади 2 июля 1937 года. 1937 г.
Неизвестный автор. Портрет живописца Федора Богородского в образе матроса. 1932 г.
Мясников С. Отличники снайпершкой школы Центрального Совета Осоавиахима Татарской АССР. 1938 г.
Пенсон М. Строительство Большого Ферганского канала. 1939 г.
Новицкий П. Пароход «Челюскин». 1933–34 гг.
Петров Н. Иосиф Сталин, 1937 г. Этот канонический портрет Сталина можно было увидеть в любом учреждении Советского Союза. И именно с этого оригинального отпечатка Петрова печатали все официальные портреты вождя.
Здесь есть даже цензурное разрешение Главлита — печать гласит: «Изготовление печатной формы разрешается».
Прехнер Мих. Починка сети. 1935 г.
Родченко А. Владимир Маяковский со Скотиком. 1924 г.
Родченко А. Шеренга. 1936 г.
Родченко А. Финиш женского забега. 1930-е гг.
Родченко А. Лестница. 1929 г.
Родченко А. Карелия. Пейзаж. 1933 г.
Рыбин С. Пластический этюд. 1920-е гг.
Руйкович В. Вс. Мейерхольд, Б. Пастернак и А. Мальро. 1936 г.
Рябинин Б. С. Леваневский у самолета на аэродроме Свердловского авиа-гарнизона, 1936 г. На этом его снимке запечатлен знаменитый советский летчик Сигизмунд Леваневский, в 34-ом году участвовавший в операции по спасению пассажиров парохода «Челюскин». В 37-м, когда самолет Леваневского был над Северным полюсом, связь прервалась. До сих пор ходят много версий о том куда пропал самолет, Леваневский долетел до побережья США или разбился…. Этот кадр сделан Рябининым всего за год до тех трагических событий. Совершая перелёт из Лос-Анджелеса в Москву, знаменитый летчик и его экипаж остановились в аэропорту Свердловска.
Свищов-Паола Н. Этюд движения. 1931 г.
Скурихин А. Депутат Верховного Совета Марийской АССР, трактористка товарищ Уракова. 1938 г.
Скурихин А. Вытягивание сетей. 1930-е гг.
Смирнов Б. Из серии «Мультиэкспозиция», начало 1930-х. Смирнов увлекся фотографией в конце 20-х годов, это было его хобби. Но в то время, когда фотографы — любители снимали своих знакомых для семейного альбома, Смирнов не только технически в совершенстве освоил камеру, но и использовал ее для творческих экспериментов. Например, здесь мы видим его эксперименты в области мультиэкспозиции, когда при съемке несколько кадров накладываются один на другой. И что из этого получится очень часто неизвестно, а выходят порой очень интересные сюрреалистические изображения.
Темерин А. Вс. Мейерхольд, В.Маяковский, Н.Эрдман. 1929 г. Алексей Темерин был актером театра и кино. С 1921 года он был связан с театром Всеволода Мейерхольда и присутствовал на постановках всех театральных представлений.
Темерин А. Вс. Мейерхольд, В.Маяковский, Д.Шостакович, А.Родченко, 1929 г. На этом снимке Темерин запечатлел момент репетиции пьесы Маяковского «Клоп». Снимок уникален. Здесь присутствуют все ведущие представители советского авангарда: сам автор — Маяковский; художник по костюмам — Родченко; постановщик пьесы — Мейерхольд; и композитор, написавший музыку к этой пьесе — Шостакович.
Фридлянд С. Гопак. 1930-е гг.
Халип Я. Парусники. 1930-е гг.
Шагин И. Молодость. 1932 г.
Шайхет А. Монтаж глобуса на здании Центрального телеграфа в Москве. 1928 г.
Хлебников А. Шарф, 1937 г. Работа Александра Хлебникова «Шарф», созданная в технологии фотограммы. Фотограмма — это изображение, полученное фотохимическим способом, без применения фотоаппарата. Предмет помещают на фотобумагу или плёнку, и освещают лампой так, чтобы на фотоматериал попала его тень. Специфической особенностью фотограммы является то, что в момент экспозиции свет не отражается от предметов, а проходит сквозь них.
Шокин Л. По воду, 1920-е гг.
Шокин Л. Женская артель. 1930-е гг.
Гринберг А. Линкольн. Москва. Театральная площадь. 1930-е гг.
Игнатович Б. Завод «Динамо». 1930 г.
Иванов-Аллилуев С. Портрет жены. 1935 г.
Еремин Ю. Девочки. 1930-е гг.
Адрес ЦВК: г. Москва, Якиманская набережная, 2к1
Часы работы: вторник-пятница 14:00—21:00, суббота-воскресенье 12:00—20:00, выходной: понедельник.
Цена билета: 500 рублей (полный), 300 рублей (льготный).