Я не могу точно сказать, сколько раз я за свою жизнь бывал возле, проходил или проезжал в Москве по сооружению, которое сейчас называется Тверской путепровод. Наверное, не менее нескольких тысяч раз.
Я не могу точно сказать, сколько раз я за свою жизнь бывал возле, проходил или проезжал в Москве по сооружению, которое сейчас называется Тверской путепровод. Наверное, не менее нескольких тысяч раз.
Я помню его ещё с раннего детства, когда, выйдя из метро «Белорусская-радиальная», я с родителями «нырял» в пешеходный тоннель, для того чтобы перейти на другую сторону путепровода, а затем пересечь Бутырский вал и Лесную улицу и прийти на улицу Александра Невского, где жила моя тётя Сима, мамина сестра, к которой мы часто ездили в гости. А уже после того, как мы с супругой Леной поженились, и я перебрался к ней на Малую Грузинскую улицу, вот уже более 45 лет, каждый будний день, следуя к тому же метро «Белорусская» по пути на работу, я оказываюсь возле этого путепровода. И, проезжая на машине в сторону Ленинградского проспекта и обратно, обязательно следую по этому Тверскому путепроводу. Всё это для меня настолько естественно и обыденно, что я никогда не задумывался над тем, какое это нужное и полезное сооружение, рождённое архитекторами и строителями вот уже более сотни лет назад. Примерно год назад я сделал в этом месте несколько фотографий, и мне захотелось написать про этот путепровод.
Тверской путепровод в Москве, изначально называвшийся Брестским виадуком, а потом Белорусским путепроводом, — это большой каменный мост, перекинутый через железнодорожные пути, соединяющие Белорусский и ближайший к нему Савёловский вокзалы, и лежащий на пути от Тверской улицы (бывшей улицы Горького) к Ленинградскому проспекту (бывшему Санкт-Петербургскому шоссе).
Как ни странно, этот памятник архитектуры времён московского модерна начала ХХ века до сих пор не имеет официального охранного статуса. Поэтому время от времени кому-нибудь приходит в голову желание его перестроить. Последняя такая попытка намечалась во время, когда «курочили» площадь Белорусского вокзала, выкапывая котлован для подземного торгового центра, и попутно предусматривая построить в этом месте автомобильную разноуровневую развязку с заходом на путепровод. К счастью, проект этот не был реализован, и Тверской путепровод сохранился в том виде, который он приобрёл после его реконструкции в послевоенные годы.
Сейчас путепровод длиной 219 метров имеет четыре полосы для движения автомобилей в центр города и пять полос для движения в область, а также пешеходные тротуары по обеим сторонам.
Сооружён он был в 1904 — 1908 годах по проекту инженера-путейца Ивана Ивановича Струкова, являвшегося, кстати, и автором здания Белорусского вокзала, совместно с инженером Сергеем Владимировичем Безобразовым. Изначально путепровод не был таким широким, как сейчас, а у въезда на него со стороны Москвы, стояла Триумфальная арка в честь победы над Наполеоном. Но в 1936 году арку снесли, а уже в середине 1960-х построили похожую на неё на Кутузовском проспекте. Но сейчас речь не об арке.
В 1946 году под руководством инженера Н. И. Ермолина и архитектора И. Л. Рейтенберга путепровод был реконструирован. Именно тогда возле Белорусского вокзала под ним были вырыты два тоннеля, один для пешеходов, а другой для автомобилей. Они существенно упростили движение пешеходов и автомобилей с Бутырского вала на площадь Белорусского вокзала. Именно по этому пешеходному тоннелю я и проходил с родителями в раннем своём детстве, когда мы ездили в гости к тёте Симе.
Ещё одна реконструкция состоялась в 1960-х годах, когда путепровод обновили со стороны Ленинградского проспекта…