Проживая в каком-нибудь районе и проходя мимо стоящих рядом домов, мы зачастую не задумываемся об их истории. А история эта бывает весьма интересной и заслуживает внимания.
Вот и я, проходя недавно вечером по пути с работы домой по Малой Грузинской улице в Москве, решил сфотографировать один находящийся там красивый дом, построенный, как удалось выяснить, во второй половине 1890-х годов в стиле «модерн». Его современный адрес: Малая Грузинская, 52/34c1.
Оказывается, что этот дом с момента постройки находился во владении Товарищества фабрики по производству пробок, свинца, олова и капсюлей, принадлежавшей Петру Тимофеевичу Фирсову. Сама фабрика занимала целый квартал, примыкающий к углу между Малой Грузинской улицей и Средним Тишинским переулком. В послевоенные годы на месте бывшей фабрики П. Т. Фирсова разместился Научно-исследовательский институт радиостроения «Фазотрон», находящийся в этом месте до настоящего времени. Но здание, о котором идет речь, институту не принадлежит.
Фабрика Петра Тимофеевича Фирсова была в своё время крупным промышленным предприятием, на котором работали 800 человек. На выставке, проводившейся в 1894 году в Боровичах, она была награждена большой золотой медалью, а на Всероссийской выставке, проводившейся в 1896 году в Нижнем Новгороде, — серебряной медалью.
В интернете мне удалось обнаружить её рекламную визитку, напечатанную к Всероссийской выставке, проводившейся в Нижнем Новгороде в 1896 году. Примечательно, что эта реклама была напечатана на пластинке, вырезанной из пробковой коры. Это, как нельзя лучше, демонстрировало специализацию фабрики, принадлежавшей Петру Тимофеевичу Фирсову. На рекламе помещено изображение фабричных строений, в том числе и рассматриваемого дома.
До 2018 года этот дом находился в перечне объектов, обладающих признаками культурного наследия. Но 2 апреля 2018 года Департамент культурного наследия города Москвы отказал ему в продлении этого статуса. Надо понимать, что, если какой-нибудь будущий владелец дома захочет на его месте построить очередной «человейник», то никаких законных способов защитить архитектурный памятник 130-летней давности, к сожалению, уже не будет…