Поделюсь некоторыми своими впечатлениями от прогулки три года назад по окрестностям Пресни в Москве. Завернули мы тогда и в Столярный переулок, соединяющий Малую Грузинскую улицу с Пресненским Валом.
До сравнительно недавнего времени московский Столярный переулок был закрыт для сквозного движения, поскольку примерно в середине его перегораживала закрытая территория Московского машиностроительного завода «Рассвет». После развала СССР промышленность из Москвы стала исчезать. Прекратил производство и завод «Рассвет». Территорию открыли, корпуса сдают в аренду, и стало возможным, проходя по Столярному переулку насквозь, увидеть остатки былой роскоши и приоткрыть завесу секретности, узнав, какие великие люди работали когда-то на этом заводе.
История промышленного освоения этой территории началась в начале ХХ века, когда по заказу расположившейся здесь фабрики «Мюра и Мерлиза», производившей мебель, построили главный фабричный корпус в стиле английской готики. Его спроектировал архитектор Роман Иванович (Роберт Юлиус) Клейн.
Попутно замечу, что это тот самый Клейн, который в Москве много чего построил. Достаточно назвать «Музей изящных искусств» (нынешний «Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина»), Торговый дом Товарищества «Мюр и Мерлиз» (превращенный после революции в «ЦУМ»), Бородинский мост и другие его творения, чтобы понять уровень мастерства этого архитектора. Но речь сейчас не о нём, а о заводе.
В 1915 году предприятие расширилось, и на нем начали производить деревянные винты и лыжи для шасси первых российских гидросамолетов. На этой базе был создан первый в России завод по производству винтов и лыж для аэропланов. Их изготавливали по чертежам профессора Николая Егоровича Жуковского.
После революции, в 1918 году, компанию «Мюр и Мерлиз» национализировали, и завод стал называться «Московским аэротехническим заводом № 8», который затем в 1950 годы переименовали в «Московский машиностроительный завод «Рассвет».
Из истории завода известно, что летом 1928 года его производственная база была передана французскому авиаконструктору Полю Ришару, которого с группой конструкторов пригласили в Москву для постройки гидросамолета ТОМ («торпедоносца открытого моря»). В октябре 1928 года сюда начальником конструкторской бригады Всесоюзного авиационного объединения был назначен Сергей Павлович Королёв. Он проработал здесь до 1932 года, о чем свидетельствует мемориальная доска, вывешенная на стене корпуса завода.
Другая мемориальная доска напоминает о том, что в те же годы (1928 — 1932) вместе с Королёвым на заводе работали будущие Генеральные конструкторы советских самолетов и вертолётов Семён Алексеевич Лавочкин, Михаил Иосифович Гуревич, Николай Ильич Камов и Георгий Михайлович Бериев.
С началом Великой Отечественной войны на предприятии было развернуто массовое производство и ремонт металлических винтов изменяемого шага для истребителей ОКБ Яковлева, Лавочкина и Микояна. За достигнутые трудовые успехи в период военных действий коллективу завода четыре раза вручалось Красное знамя Государственного комитета обороны, а в 1945 году он был награжден орденом Красной Звезды. В годы Великой Отечественной войны многие работники завода отдали свои жизни в боях за свободу и независимость нашей Родины.
В послевоенные годы на заводе шло освоение и выпуск новых видов продукции — бустеров и рулевых приводов для самолетов и вертолетов, а в «лихие 90-е» предприятие акционировали, и это стало отправной точкой для постепенного его умирания, как производственной единицы. Окончательно всё закончилось лет пять назад, когда уволили последних рабочих «по соглашению сторон», станки продали по цене металлолома, помещения сдали или сдают в аренду, один из корпусов уже перестроен в жилой комплекс, в других, по слухам, должна поселиться гостиница. Формально пока ОАО «ММЗ «Рассвет» ещё существует, вывеску с крыши одного из корпусов пока не сняли, но, судя по всему, если там что-то и осталось от бывшего завода, то только офис ОАО (по крайней мере, в интернете пока ещё указывается его адрес в Столярном переулке).
В общем, вот такая «печалька». Но зато теперь можно пройти насквозь по Столярному переулку и сфотографировать остатки «Рассвета» — бывшего процветающего предприятия, что мы с супругой и сделали мартовским днём 2020 года.